Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-41/2014 ~ М-23/2014 от 20.12.2013

Дело № 2-41/14

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Октябрьский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего Коноваловой С.А.,

с участием истицы – ФИО11,

представителя ответчика администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области – ФИО12, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,

представителя ответчика – администрации Перегрузненского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в лице главы администрации ФИО13

представителя органа опеки и попечительства администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области – ФИО14., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,

при секретаре Кривошеевой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Октябрьский 3 марта 2014 года дело по исковому заявлению ФИО15 к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, Министерству строительства Волгоградской области и Министерству образования и науки Волгоградской области об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО16 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, в обоснование иска указывая следующее.

Истица родилась ДД.ММ.ГГГГ, осталась без попечения родителей, поскольку мать - ФИО17 и отец - ФИО18 18 августа 2000 года умерли. В связи с этим, постановлением Перегрузненской сельской администрации №18 от 4 сентября 2000 года, над истицей была назначена опекуном бабушка ФИО19 года рождения. Вместе с бабушкой они проживали в доме родителей. 29 апреля 2005 года указанный дом в результате пожара был уничтожен. После этого мой опекун - ФИО20 была помещена в Абганеровский дом для престарелых, а истица некоторое время проживала у бабушкиной сестры ФИО21 в <адрес>. Затем в 2005 году по направлению от Центра занятости она получила профессию продавца и стала работать в р.п.Октябрьский Волгоградской области и снимать жилое помещение в наем.

За всё это время ни один представитель ответственных органов местного самоуправления не разъяснил ей её прав как ребёнка, оставшегося без попечения родителей, встать на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Также ни один орган местного самоуправления не издавал акт о закреплении за ней какого-либо жилого помещения. Она не была никем проинформирована, не была даже поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилье, при том, что никакого жилья за ней закреплено не было. Последние годы она постоянно работала, считая, что государство сделало для неё всё возможное, и, только, на консультации у юриста, ей стало известно, что её обязаны были поставить на учёт до достижения совершеннолетия, как нуждающегося в жилплощади, а также что в таких случаях предполагается внеочередное предоставление жилплощади. И, таким образом, она была обманута людьми, в чьи обязанности входит защищать ее права.

На момент уничтожения жилого дома в результате пожара истицы было 17 лет, бабушка являющаяся опекуном находилась в преклонном возрасте и не могла осуществлять защиту ее прав, к тому же сама была помещена в Абганеровский дом интернат для престарелых, таким образом она являясь на тот момент несовершеннолетней была оставлена представителями органов самоуправления на произвол судьбу и ей пришлось самостоятельно обеспечивать себя как в материальном плане так и в плане жилья.

Истица обратилась в администрацию по месту своей регистрации с заявлением о предоставлении жилья, но 25 августа 2011 года получила отказ в связи с тем, что ей уже исполнилось 24 года и она утратила все права на получение льготного жилья.

Однако органом самоуправления ей как лицу не достигшему возраста 18 лет, после уничтожения единственного жилья в результате пожара, жилое помещение не предоставил.

При обращении 6 сентября 2013 года в орган опеки и попечительства ей также было отказано в виду того, что на момент обращения истица достигла 23-х летнего возраста.

Считает указанный отказ не обоснованным по следующим основаниям.

Полагает, что она как лицо, оставшееся без попечения родителей, должна была быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку на момент ее несовершеннолетия, когда ей было 17 лет, жилое помещение в котором она проживала было уничтожено в результате пожара, в собственности не находилось и администрацией Перегрузненского сельского поселения не закреплялось.

В настоящее время представители органов местного самоуправления ссылаются на то, что поскольку в настоящее время она достигла возраста 23 лет, то не имеется оснований для включения в список и предоставления жилья. Как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения гарантированного и нереализованного права на внеочередное получение жилья, которое не было получено ФИО22

Просит обязать ответчика поставить ФИО23 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица, относящегося к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет и предоставить ей по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в Октябрьском районе Волгоградской области, площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Волгоградской области.

В ходе рассмотрения дела определением суда от 29 января 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.

14 февраля 2014 года определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования и молодежной политики Волгоградской области.

В судебном заседании истица ФИО24, исковые требования поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении и показала, что родители умерли и она стала сиротой, когда ей было 13 лет, опекуном назначили ее бабушку ФИО25 Жили вместе с бабушкой в доме родителей, который в 2005 году был уничтожен в результате пожара, затем бабушку поместили в дом интернат для престарелых, а она уехала жить к сестре бабушки в <адрес>. Пыталась получить жилье в с.Перегрузное, однако 25 августа 2011 года получила отказ в связи с тем, что ей уже исполнилось 24 года и утрачено право на жилье. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области – ФИО26, в судебном заседании иск не признал и показал, что администрация Октябрьского муниципального района Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку действующим законодательством предусмотрено, что с 1 января 2013 года обязанности по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье возложены на Министерство образования и молодежной политики Волгоградской области, а обязанности по предоставлению жилья на Министерство строительства Волгоградской области. Поэтому исковые требования к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области не обоснованы и удовлетворению не подлежат. Просит в удовлетворении иска к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области отказать, а к остальным ответчикам разрешить на усмотрение суда.

Представитель администрации Перегрузненского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области – ФИО27 в судебном заседании просит разрешить исковые требования на усмотрения суда и пояснил, что истица в 2004 году проживала по пункту жительства, затем по окончании школы уехала на курсы для получения профессии и назад не вернулась, в связи с чем её место нахождение не было известно. Так как истица в установленный законом срок не обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, администрация не смогла поставить ее на учет.

Представитель органа опеки и попечительства администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области – ФИО28 в судебном заседании просит разрешить исковые требования на усмотрения суда.

Представитель ответчика – Министерства строительства Волгоградской области о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, представив заявление, в котором просит о рассмотрении дела в его отсутствие, а также представил возражение на исковое заявление, в котором указал, что Министерство строительства Волгоградской области считает данные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В виду того, что данный пункт утратил силу с 01.01.2013 г., ссылка заявителя на обязание ответчиками предоставить ей благоустроенного жилое помещение вне очереди не состоятельна.

Статьей 3 Закона Волгоградской области № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области», определен порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Статьей 8 Закона Волгоградской области № 5-ОД установлено, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования решения о включении указанных лиц в список.

У Министерства отсутствует полномочия но включению в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В рассматриваемом случае истец не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, не числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению Министерством жилыми помещениями.

На основании вышеизложенного истец не вступал в какие-либо правоотношения с министерством строительства Волгоградской области.

Таким образом, заявленные истцом требования к Министерству незаконны, необоснованны. Министерство своими действиями (бездействиями) не нарушало права и свободы истицы, а также не установлено, что действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, что является также основанием для отказа в удовлетворении требований.

Статьей 3 Закона Волгоградской области №5-ОД определен порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, либо их законные представители представляют заявление о включении детей в список в орган опеки и попечительства по месту жительства детей в течении 15 календарных дней со дня достижения детьми возраста 14 лет.

К заявлению о включении в список прилагаются документы, перечень которых устанавливается Правительством Волгоградской области.

Орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня представления всех прилагаемых к заявлению документов готовит заключение, которое должно содержать вывод о необходимости включения или отказа во включении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список.

Орган опеки и попечительства в течении пяти рабочих дней со дня вынесения заключения направляет его и заявление с приложенными к нему документами в уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования, который формирует списки.

Уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заключения и иных документов, проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает одно из следующих решений:

о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список;

об отказе во включении детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в список.

Решение оформляются в форме правовою акта, копия которого и течение пяти рабочих дней со дня вынесения решения направляется заявителю и в орган опеки и попечительства.

Согласно материалам гражданского дела Министерство образования и науки Волгоградской области (уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования) в отношении Маликовй O.B. не принимало одно из предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Закона Волгоградской области № 5-ОД решений.

Следовательно, до достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений, по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Поскольку истец обратился за реализацией своего права на получение жилого помещения по достижении 23 лег, ранее с заявлениями о постановке на учет за получением жилого помещении не обращался, не был признан нуждающимся в предоставлении жилой площади и не был поставлен на соответствующий учет, т.е. на момент обращения в соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, а также ст. 1 данного закона, не относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23-летнего возраста требования о включении ее в список также не подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика – Министерства образования и науки Волгоградской области о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, представив заявление, в котором просит о рассмотрении дела в его отсутствие, а также представил возражение на исковое заявление, в котором указал, что Министерство считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, а также выражает несогласие с привлечением к участию в деле в качестве соответчика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Абзац 4 статьи 1 Закона № 159-ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Верховный Суд Российской Федерации, реализуя свои полномочия по разъяснению вопросов судебной практики в целях обеспечения ее единства, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2006) указал, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа возраста 23 лет.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

В настоящее время истица достигла возраста 23 лет и утратила статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а соответственно, и право на социальную поддержку от государства по этому основанию, в том числе и право на получение жилья.

Довод истицы о том, что право на обеспечение жилыми помещения сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, основан на неверном толковании норм материального нрава.

Как следует из пункта 9 статьи 8 Закона №159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013 г., право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лип, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

До внесения в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, вступивших в законную силу с 01.01.2013 г. и действовавших на момент достижения истицей возраста 23 лег, жилые помещения по договору социального найма гражданам данной категории предоставлялись только состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку истица свое право на обеспечение жилым помещением не реализовала до достижения возраста 23 лет, то есть в тот период, когда она в силу закона относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, данное право после достижения 23 лет не может быть сохранено.

Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01.01.2013 г. изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот. В частности, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ о внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам признан утратившим силу.

В настоящее время у органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области отсутствуют полномочия по признанию нуждающимися в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма и постановке на учет детей-сирот, а также полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.

В Министерство не поступали сведения о нуждаемости ФИО29 в предоставлении жилого помещения и решение относительно возможности включения истицы в список детей-сирот Министерством не принималось, в связи с чем, права и законные интересы ФИО30 не нарушены незаконными действиями либо бездействием со стороны Министерства.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что ФИО31 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельств о смерти серии I-PK № от ДД.ММ.ГГГГ и серии I-PK №№ от ДД.ММ.ГГГГ, родители истицы мать – ФИО32 и отец – ФИО33 умерли ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Перегрузненской сельской администрации Октябрьского района Волгоградской области №18 от 4 сентября 2000 года «Об опеке и попечительстве» ФИО35 назначена опекуном над внучкой ФИО34

На момент смерти родителей истица проживала в собственном доме родителей в с.Перегрузное Октябрьского района Волгоградской области, жилье за истицей не закреплялось, на учете в муниципальном банке данных нуждающихся в предоставлении жилого помещения ФИО36 не состоит.
Жилье, в котором проживала ФИО37 с опекуном ФИО38 полностью уничтожено в результате пожара 29 апреля 2005 года (справка о факте пожара №115 Отделения Государственного управления надзорной деятельности Октябрьского района УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области).

Опекун ФИО39 с 14 февраля 2005 года по 12 августа 2010 года находилась на стационарном обслуживании в Абганеровском доме-интернате для престарелых и инвалидов, умерла 12 августа 2010 года.

После окончания школы в 2005 году истица по направлению от Центра занятости населения получила профессию продавца и стала работать и проживать в р.п.Октябрьский Октябрьского района Волгоградской области.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право па жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство и осуществляют условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами.

Статьей 11 ЖК РФ предусмотрено, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленных процессуальным законодательством.

Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации установлены социальные гарантии и дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящиеся под опекой (попечительством).

Согласно ст. 149 Семейного кодекса РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют в числе прочего право на сохранение права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения, в соответствии с жилищным законодательством.

В силу п.п. 2. п. 2 ст. 57 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального облуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при — прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23 лет.

На момент окончания обучения ФИО40 исполнилось 18 лет, однако за реализацией своего права на получение жилого помещения истица обратилась в администрацию Перегрузненского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области лишь 16 августа 2011 года, в возрасте 24 лет. Ранее с заявлениями о постановке на учет за получением жилого помещения не обращалась, не была признана нуждающейся в предоставлении жилой площади и не была поставлена на соответствующий учет по заявлению лица, под опекой которого находилась, т.е. на момент обращения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, не относилась к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достигла 23-летнего возраста. Доказательств уважительности причин пропуска срока или обстоятельств, препятствовавших ей ранее обратиться для реализации своего права, материалы настоящего дела не содержат, несмотря на то, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Соответственно ФИО41 по достижении возраста 23 лет утратила свой статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а соответственно и право на социальную поддержку от государства, в том числе и право на внеочередное получение жилья.
Требования о постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий носит заявительный характер. Вместе с тем, суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что ФИО42 до достижения возраста 23 лет своевременно обращалась в администрацию по вопросу постановки ее на учет в качестве нуждающегося во внеочередном порядке, как ребенок-сирота или как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшегося без попечения родителей.

Истица ФИО43 в исковом заявлении ссылается на то, что срок подачи заявления о постановке на учет для получение жилья пропустила по уважительной причине, так как в несовершеннолетнем возрасте не могла знать о своих правах в полном объеме. Данный довод является несостоятельным, поскольку законодатель предусмотрел применение данной нормы и в определенный период совершеннолетия - с 18 до 23 лет.

При таких обстоятельствах истец, не вставший до достижения 23-летнего возраста на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении ему жилого помещения, как ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, не может претендовать на внеочередное предоставление жилья по этому основанию. Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истицы о предоставлении ей жилого помещения на условиях социального найма в рамках реализации гарантий, предусмотренных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также как и для восстановления срока постановки на учет в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.

Поскольку Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 2013 года изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот и у органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отсутствуют полномочия по признанию нуждающимися в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма и постановке на учет детей-сирот, а также полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, то заявленные исковые требования ФИО44 к Администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области удовлетворению не подлежат, поскольку администрация Октябрьского муниципального района Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком.

Кроме того с учетом выше установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО45 к Министерству строительства Волгоградской области и Министерству образования и науки Волгоградской области об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица, относящегося к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет и обязании предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в Октябрьском районе Волгоградской области, площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Волгоградской области.

На основании изложенного, ст. 40 Конституции РФ, ст.11, ч.ч.3-4 ст.49, п.п.2 п.2 ст.57 ЖК РФ, ст.149 СК РФ, ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», cn/56 ГПК РФ, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░46 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░47 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ 18 ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 7 ░░░░░ 2014 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-41/2014 ~ М-23/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Маликова Ольга Васильевна
Ответчики
Администрация Октябрьского муниципального района
Другие
Администрация Перегрузненского сельского поселения
Органы опеки и попечительства администрации Октябрьского муниципального района
Суд
Октябрьский районный суд Волгоградской области
Судья
Коновалова Светлана Алексеевна
Дело на сайте суда
oktab--vol.sudrf.ru
20.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2013Передача материалов судье
20.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2014Судебное заседание
14.02.2014Судебное заседание
03.03.2014Судебное заседание
07.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2014Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.03.2014Изучение поступившего ходатайства/заявления
01.04.2014Судебное заседание
01.04.2014Дело оформлено
03.04.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее