РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2023 года г. Москва
77RS0005-02-2023-002340-69
Головинский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Назаровой Н.Н.,
при секретаре фио,
с участием представителя административного истца помощника Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-214/2022 по административному исковому заявлению заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «наименование организации» о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «наименование организации», просил признать информацию о выполнении коммерческих воздушных перевозок и/или авиационных работ в отсутствие соответствующих сертификатов, а также о допуске неопределенного круга лиц к самостоятельному пилотированию воздушных судов авиации общего назначения, размещенную в сети "Интернет" по адресуадрес, информацией, распространение которой на адрес запрещено.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проведен анализ информации, размещенной в сети «Интернет» о незаконной деятельности авиационных клубов по выполнению «прогулочных», «развлекательных», «обзорных» и других полетов с передачей штурвала для самостоятельного управления лицам в отсутствие разрешительной документации. Сайт, на котором содержится информация о выполнении коммерческих полетов с использованием воздушных судов авиации общего назначения на территории г.Москвы и Московской области, размещена в сети "Интернет" по адресуадрес. Однако данные сведения не соответствуют нормам Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Представитель административного истца – помощник Московского прокурора по надзору за исполнением закона на воздушном и водном транспорте фио в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика ООО «наименование организации» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте извещался надлежащим образом.
На основании ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.15.1 указанного Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно п.1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года N 1101 (ред. от 12.10.2021 года) Единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее – единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет"), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – запрещенная информация).
В соответствии с п.5.1.7 (1). Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года N 228 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия: принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.101 Воздушного кодекса Российской Федерации Коммерческая воздушная перевозка – воздушная перевозка, предоставляемая за плату.
В соответствии с ч.3 ст.61 Воздушного кодекса Российской Федерации Эксплуатант – гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.
Согласно п.п. 12, 16, 17 Федеральных авиационных правил "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения", утвержденных Приказом Минтранса России от 18.06.2003 года N 147 Эксплуатант АОН (заявитель) – юридическое лицо (физическое лицо – в случае приема на работу авиационного персонала) разрабатывает в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями руководство по производству полетов и руководство по организации технического обслуживания воздушных судов.
Авиационный персонал эксплуатанта АОН имеет соответствующую подготовку и квалификацию, подтвержденные установленными законодательством Российской Федерации документами.
Эксплуатанты АОН обеспечивают изучение нормативных актов по вопросам безопасности полетов, авиационной безопасности и иных документов, регулирующих деятельность гражданской авиации, авиационным персоналом, ведут учет полетного и рабочего времени авиационного персонала, а эксплуатанты АОН, не указанные в п.12 настоящих Правил, изучают указанные документы самостоятельно.
Принадлежащие эксплуатанту АОН (заявителю) воздушные суда, заявляемые для полетов в целях авиации общего назначения, допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности, свидетельств о государственной регистрации. Воздушные суда оборудуются в соответствии с установленными требованиями для выполнения заявленных видов полетов в заявленных регионах.
Пунктом 3 статьи 8 адрес кодекса РФ определено, что юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил.
В соответствии с п.2 ст.54 Воздушного кодекса Российской Федерации Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Пунктом 5 Федеральных авиационных правил "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных Приказом Минтранса России от 29.09.2015 N 289 установлено, что запрещается осуществлять обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с настоящими Правилами сертификата АУЦ, или в нарушение ограничений, указанных в сертификате АУЦ, или в нарушение требований федеральных авиационных правил.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проведен анализ информации, размещенной в сети «Интернет» о незаконной деятельности авиационных клубов по выполнению «прогулочных», «развлекательных», «обзорных» и других полетов с передачей штурвала для самостоятельного управления лицам в отсутствие разрешительной документации.
При проведении проверки было установлено, что сайт, на котором содержится информация о выполнении полетов на территории г.Москвы и Московской области с передачей штурвала, размещен в сети "Интернет" по адресуадрес.
Вышеуказанные сведения, не соответствуют нормам Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Осуществление обучения специалистов авиационного персонала в отсутствие государственной регистрации и необходимого разрешения предусматривает административную ответственность по ст.14.1 КоАП РФ, за выполнение полетов в отсутствие удостоверения пилота – ч.4 ст.11.5 КоАП РФ, а в случае выдачи документа, подтверждающего прохождение обучения, – уголовную ответственность по ст.327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, предоставление возможности доступа в сети «Интернет» к информации о совершении действий, за которые установлена уголовная и/или административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований и признании информации о выполнении коммерческих воздушных перевозок и/или авиационных работ в отсутствие соответствующих сертификатов, а также о допуске неопределенного круга лиц к самостоятельному пилотированию воздушных судов авиации общего назначения, размещенную в сети "Интернет" по адресуадресинформацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ "░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ "░░░░░░░░", ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░".
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
1