Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-26796/2014 от 14.11.2014

Судья: Нетесова Е.В. Дело № 33-26796/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Бакулина А.А.,

судей Чиченевой Н.А., Вороновой М.Н.,

при секретаре Макаровой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 03 декабря 2014 года апелляционную жалобу Избирательной комиссии муниципального образования «Лотошинский муниципальный район Московской области», апелляционное представление Лотошинской районной прокуратуры на решение Лотошинского районного суда Московской области от 03 октября 2014 года по делу по заявлению Избирательной комиссии Московской области об отмене решения Совета депутатов Лотошинского муниципального района Московской области от 25.07.2014 № 595/63 «О возложении полномочий по проведению выборов 14 сентября 2014 года на территории сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области»,

заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя Избирательной комиссии муниципального образования «Лотошинский муниципальный район Московской области» - Антропова Н.В., представителей Избирательной комиссии Московской области – Земсковой Н.Г., Селекзянова О.Е., представителя Совета депутатов Лотошинского муниципального района Московской области – Емельянова А.А., прокурора Ковалева Е.А.,

установила:

Избирательная комиссия Московской области обратилась в суд с заявлением об отмене решения Совета депутатов Лотошинского муниципального района Московской области от 25.07.2014 № 595/63 «О возложении полномочий по проведению выборов 14 сентября 2014 года на территории сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области», которым на Избирательную комиссию Лотошинского муниципального района Московской области возложены полномочия по организации и проведению 14.09.2014 выборов Совета депутатов сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района и главы сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района.

Требования мотивированы тем, что законодательством о выборах предусмотрен четкий порядок совмещения полномочий комиссий на выборах, согласно которому полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться только на территориальную или участковую избирательную комиссию и только решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (Избирательной комиссией Московской области). Возложение полномочий избирательной комиссии поселения на избирательную комиссию муниципального района решением представительного органа муниципального района (Совета депутатов) законом не предусмотрено. Таким образом, решение Совета депутатов Лотошинского муниципального района Московской области от 25.07.2014 № 595/63 «О возложении полномочий по проведению выборов 14 сентября 2014 года на территории сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области» принято с превышением полномочий, противоречит нормам избирательного законодательства и нормам Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем подлежит отмене.

В судебном заседании представители Избирательной комиссии Московской области Земскова Н.Г. и Селекзянов О.Е. поддержали заявленные требования.

Представитель Совета депутатов Лотошинского муниципального района Московской области - Смирнов Р.Н., с заявлением Избирательной комиссии Московской области не согласился, указав, что оспариваемое решение было принято в соответствии с нормами действующего законодательства. Кроме того, 14.09.2014 состоялись выборы главы и депутатов Совета депутатов сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области, которые прошли без каких-либо нарушений.

Представитель Избирательной комиссии муниципального образования Лотошинский муниципальный район Московской области - Емельянов А.А., полагал заявленные Избирательной комиссией Московской области требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится, в том числе, организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Согласно ч. 4 ст. 15 того же закона органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения. Исходя из этого, орган местного самоуправления сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района имел все законные основания обратиться в Совет депутатов Лотошинского муниципального района с предложением об организации выборов в сельском поселении Ошейкинское. В своем заявлении Избирательная комиссия Московской области опирается только на избирательное законодательство, однако законодательство едино и необходимо применять его во взаимосвязи. В заявлении не приведено ни одной нормы права, прямо запрещающей передачу полномочий по проведению выборов одним муниципальным образованием другому. Кроме того, заявление Избирательной комиссии Московской области не содержит указания на то, какие права и свободы нарушены оспариваемым решением, в связи с чем данное заявление не соответствует требованиям ст. 247 ГПК РФ.

Представитель Избирательной комиссии муниципального образования Лотошинский муниципальный район Московской области - Антропова Н.В., против удовлетворения заявления Избирательной комиссии Московской области возражала, пояснив, что Совет депутатов Лотошинского муниципального района Московской области при принятии решения от 25.07.2014 № 595/63 действовал в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности ст. 17 названного закона, регламентирующей полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Участвовавший в деле прокурор полагал, что заявленные Избирательной комиссией Московской области требования удовлетворению не подлежат.

Решением Лотошинского районного суда Московской области от 03 октября 2014 года заявление Избирательной комиссии Московской области удовлетворено.

Не согласившись с указанным решением, Избирательная комиссия муниципального образования Лотошинский муниципальный район Московской области подала апелляционную жалобу, Лотошинская районная прокуратура принесла апелляционное представление, в которых поставлен вопрос об отмене судебного постановления как незаконного и необоснованного.

Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия пришла к следующему.

Из материалов дела усматривается, что решением Совета депутатов сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области от 23.06.2014 № 207/41 на 14.09.2014 были назначены выборы главы муниципального образования сельское поселение Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области и депутатов Совета депутатов сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области. Кроме того, данным решением полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению подготовки и проведения муниципальных выборов 14.09.2014 были переданы Избирательной комиссии муниципального образования Лотошинский муниципальный район Московской области.

25.07.2014 Совет депутатов сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области принял решение № 213/45 обратиться в Совет депутатов Лотошинского муниципального района Московской области с просьбой принять решение о возложении на Избирательную комиссию муниципального образования Лотошинский муниципальный район Московской области полномочий по проведению выборов 14.09.2014 на территории сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области.

Пунктом 2 указанного решения были признаны утратившими силу решение Совета депутатов сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района от 29.04.2014 № 204/39а и п. 3 решения Совета депутатов сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района от 23.06.2014 № 207/41 о передаче Избирательной комиссии муниципального образования Лотошинский муниципальный район Московской области полномочий по организационному и материально-техническому обеспечению подготовки и проведения муниципальных выборов 14.09.2014.

Решением Совета депутатов Лотошинского муниципального района Московской области от 25.07.2014 № 595/63 «О возложении полномочий по проведению выборов 14 сентября 2014 года на территории сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области» полномочия по организации и проведению выборов Совета депутатов сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района и главы сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района 14.09.2014 были возложены на Избирательную комиссию Лотошинского муниципального района Московской области, сформированную решением Совета депутатов Лотошинского муниципального района Московской области от 25.07.2014 № 592/63.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.

Аналогичные положения содержатся в ч. 3 ст. 12 Закона Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области», в соответствии с которыми полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной комиссии Московской области, принятому на основании обращения Совета депутатов этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию или на участковую избирательную комиссию, действующую в границах муниципального образования. В случае, если на территории муниципального образования отсутствует Совет депутатов муниципального образования, полномочия избирательной комиссии муниципального образования возлагаются на территориальную избирательную комиссию решением Избирательной комиссии Московской области, принятым на основании обращения главы муниципального образования.

17.02.2010 на основании п. 9 ст. 21 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в целях реализации статей 22, 24-27 данного Федерального закона Центральной избирательной комиссией Российской Федерации издано постановление № 192/1337-5, пунктом 1 которого утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (далее - Методические рекомендации).

Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций в случае отсутствия практической необходимости в значительном количестве избирательных комиссий, обеспечивающих проведение выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации предлагается шире использовать предоставленную законодательством Российской Федерации возможность совмещения полномочий избирательных комиссий различного уровня, прежде всего путем возложения полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочий избирательных комиссий муниципальных образований на соответствующие территориальные избирательные комиссии, обладающие достаточным кадровым потенциалом и организационно-техническими возможностями, в том числе имеющие комплексы средств автоматизации ГАС «Выборы».

В соответствии с п. 2.2 Методических рекомендаций в целях исключения дублирования функций территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий муниципальных образований по организации выборов на одной и той же территории, например, в органы местного самоуправления муниципального района, в том числе в случае, если территория этого района и территория, подведомственная территориальной избирательной комиссии, полностью совпадают, целесообразно реализовывать положения пункта 4 статьи 24 Федерального закона, согласно которому полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию, а если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных избирательных комиссий - на одну из них. При этом на территориальную избирательную комиссию могут быть возложены полномочия как избирательной комиссии муниципального района, так и избирательной комиссии поселения (избирательных комиссий поселений), расположенного (расположенных) в границах соответствующего района.

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) также отсутствуют нормы, предоставляющие представительным органам местного самоуправления муниципального района право решать вопрос о возложении полномочий по проведению выборов в органы местного самоуправления поселения, расположенного на территории данного района, на избирательную комиссию муниципального района.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями по решению вопросов организационного и материально-технического обеспечения подготовки и проведения муниципальных выборов.

На основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения. Однако согласно ч. 1 ст. 15 названного закона полномочия по возложению обязанностей по проведению выборов на избирательные комиссии различного уровня к вопросам местного значения не относятся.

В части 10 ст. 35 Федерального закона № 131-Ф3 содержатся положения об исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. При этом, согласно ч. 11 ст. 35 данного Федерального закона иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 32 Устава сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области избирательная комиссия сельского поселения Ошейкинское организует подготовку и проведение муниципальных выборов в Совет депутатов сельского поселения, главы сельского поселения.

Статьей 7 Устава Лотошинского муниципального района Московской области определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района, статьей 22 - полномочия Совета депутатов муниципального района.

При этом Устав не наделяет Совет депутатов Лотошинского муниципального района правом решать вопрос о возложении полномочий по проведению выборов главы и депутатов Совета депутатов сельского поселения, расположенного на территории района, на избирательную комиссию Лотошинского муниципального района.

Согласно ст. 30 Устава Лотошинского муниципального района Московской области избирательная комиссия муниципального района действует на территории муниципального района и формируется для подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата и члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального района и преобразования муниципального района.

Таким образом, из содержания вышеприведенных норм следует, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться только на территориальную или участковую избирательную комиссию, при этом правом принятия такого рода решения наделена соответствующая избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. Возможность возложения представительным органом муниципального района полномочий по проведению выборов в органы местного самоуправления поселения на избирательную комиссию муниципального района нормами действующего законодательства о выборах не предусмотрена, не закреплена такая возможность и Уставами Лотошинского муниципального района Московской области и сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение от 25.07.2014 № 595/63 «О возложении полномочий по проведению выборов 14 сентября 2014 года на территории сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области» было принято Советом депутатов Лотошинского муниципального района Московской области с превышением предоставленных ему действующим законодательством и Уставом Лотошинского муниципального района Московской области полномочий, противоречит положениям Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области», в связи с чем заявленные Избирательной комиссией Московской области требования подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.

Доводы апелляционной жалобы Избирательной комиссии муниципального образования Лотошинский муниципальный район Московской области и апелляционного представления Лотошинской районной прокуратуры были предметом рассмотрения и надлежащей оценки суда первой инстанции, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.

Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Лотошинского районного суда Московской области от 03 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Избирательной комиссии муниципального образования «Лотошинский муниципальный район Московской области», апелляционное представление Лотошинской районной прокуратуры - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-26796/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Избирательная комиссия Московской области
Другие
Совет депутатов Лотошинского муниципального района Московской области
Избирательная комиссия муниципального образования Лотошинский муниципальный район Московской области
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
03.12.2014[Гр.] Судебное заседание
25.12.2014[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2014[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее