Дело № 2- 2750/15
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2015 года г. Владивосток
Советский районный суд города Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Мошкиной И.Н., при секретаре Сабировой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гребенщикова И.С. к Министерству Обороны РФ, Военному комиссариату Приморского края, Командиру войсковой части 16871 о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Гребенщиков И.С. обратился в суд с иском к Министерству Обороны РФ, Военному комиссариату Приморского края в лице Центра социального обеспечения, Командиру войсковой части 16871 о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, указав, что он проходил службу в войсковой части 16871. При увольнении в запас <дата>. имел выслугу лет: <данные изъяты> льготных лет и <данные изъяты> календарных года, предоставляющую ему право на получение пенсии. По вине ответчиков ему была не своевременно назначена пенсия военным комиссариатом Приморского края <дата>, в результате им понесен материальный ущерб в размере недополученной пенсии за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рублей. Он обратился с заявлением о назначении пенсии. Военный комиссариат Приморского края назначил ему пенсию с <дата>. Из уведомления Центра социального обеспечения военного комиссариата Приморского края от <дата>. о назначении пенсии от <дата>. ему стало известно о размере его пенсии и дате назначения пенсии. С данным уведомлением он не согласился и <дата> направил заявление в Центр социального обеспечения военного комиссариата Приморского края о начислении пенсии за период с <дата> по <дата>. В ноябре 2014 года в назначении пенсии за период с <дата> по <дата> ему было отказано. Не согласившись с указанным решением, он направил жалобу военному прокурору 32 военной прокуратуры гарнизона. Просит взыскать с ответчиков материальный ущерб в размере неполученной пенсии за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть 16871. (л.д.88)
В судебное заседание не явились представители ответчиков: Министерства Обороны РФ, Военного комиссариата Приморского края в лице Центра социального обеспечения, Командир войсковой части 16871, судом принимались меры к их извещению. Ранее адрес суда поступили письменные отзывы на исковое заявление, приобщенные к материалам дела. Ходатайств об отложении слушания дела или рассмотрения дела в их отсутствие не заявляли.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца и его представителя, и настоятельной просьбе истца о рассмотрении дела по сущетсву, с учетом дальности проживания от места рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть данное дело по существу в отсутствие ответчиков в порядке заочного судопроизводства в соответствии с требованиями ст.ст. 233 - 234 ГПК РФ.
Ранее в судебном заседании <дата> представитель Военного комиссариата Приморского края Каленская Л.Д. против иска, заявленного к Военному комиссариату Приморского края, возражала, по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Суду пояснила, что истец <дата> обратился с заявлением о назначении пенсии МО РФ в отдел военного комиссариата Приморского края по Черниговскому району, которое принято <дата> и <дата> поступило в адрес центра социального обеспечения Военного комиссариата Приморского края. Пенсия министерства Обороны РФ была назначена истцу с <дата> за 12 месяцев, предшествующих обращению за назначением пенсии. Назначение пенсии Министерства Обороны РФ носит заявительный характер. Поскольку заявление о назначении пенсии истец написал <дата>, на основании ФЗ 4468/1 от 12.02.1993 ему назначена пенсия с <дата>. Обязанность по оформлению документов увольняемого лежит на воинской части. На основании пенсионного дела истца, денежный аттестат на Гребенщикова И.С. поступил в адрес военного комиссариата Приморского края только <дата> (л.д.43-44).
Выслушав пояснения истца и его представителя истца, изучив материалы гражданского дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Гребенщиков И.С. является пенсионером Министерства Обороны РФ с 03.07.2013г., уволен из вооруженных сил выпиской из приказа Министерства Обороны РФ по строевой части <номер> от <дата> и исключен из списков личного состава части с 31.08.2012.
При увольнении в запас <дата> в соответствии с Приказом Министерства Обороны РФ от <дата> <номер> Гребенщиков И.С. имел выслугу лет: <данные изъяты> льготных лет и <данные изъяты> календарных года, предоставляющие право истцу на получение пенсии.
На основании решения <данные изъяты>. дата исключения из списков части изменена с <дата> на <дата>, о чем по указанному решению возложена обязанность (л.д.13-16).
В соответствии с приказом Министерства обороны РФ от <дата> <номер> датой исключения Гребенщикова И.С. из списков личного состава в/части 16871 считается <дата>.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Частью 1 ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» определены условия и порядок пенсионного обеспечения, в том числе и военнослужащих, проходивших военную службу в Вооруженных Силах.
Выписка из Приказа Министерства обороны РФ от <дата> <номер> поступила в в/ч 16871 <дата> и <дата> личное дело направлено в отдел военного комиссариата Приморского края по Черниговскому району, куда поступило <дата>.
<дата> Гребенщиков И.С. обратился с заявление о назначении пенсии МО РФ в Отдел военного комиссариата Приморского края по Черниговскому району
Пенсия Министерства Обороны РФ была назначена Гребенщикову И.С. с <дата> за 12 месяцев, предшествующих обращению за назначением пенсии (л.д.17).
Согласно, уведомления Центра социального обеспечения Военного комиссариата Приморского края от <дата>, Гребенщикову И.С. назначена пенсия с 03.07.2013. (л.д.17).
Не согласившись с указанным уведомлением, Гребенщиков И.С. <дата> направил в Центр социального обеспечения Военного комиссариата Приморского края заявление о включении и расчете пенсии за период с <дата> по 02.07.2013.(л.д.19)
Письмом Военного комиссариата Приморского края от <дата> Гребенщикову И.С. отказано в назначении пенсии за период с <дата> по <дата>. (л.д.20).
Из ответа Врио военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона следует, что нарушено право заявителя на своевременное получение пенсионных денежных выплат.
Решением <данные изъяты>. подтверждено, что препятствием к назначению пенсии истцу явилось ненадлежащим образом оформленное личное дело, в котором в том числе отсутствовал необходимый в обязательном порядке денежный сертификат.
Обязанность по оформлению документов увольняемого лежит на воинской части. Задержка с назначением пенсии Гребенщикову И.С. возникла из-за виновных действий (бездействий) должностных лиц Министерства обороны РФ, поскольку заявитель длительное время не мог получить необходимые для назначения пенсии документы (л.д.22)
Согласно ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Как следует из части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
При этом, в соответствии со ст. 51 указанного Закона, заявления о назначении пенсии представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
В силу положений ст.ст. 53, 54 указанного Закона, днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления со всеми необходимыми документами. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения.
Согласно ч. 2 ст. 58 указанного Закона, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Из буквального толкования указанной правовой нормы следует, что не полученная гражданином пенсия подлежит выплате лицу за прошлое время без ограничения каким-либо сроком лишь при установлении в этом вины того органа, который непосредственно назначает или выплачивает пенсию.
Суд, разрешая спор по существу, приходит к выводу о частичном удовлетворении требований, поскольку права истца на своевременное получение пенсии были нарушены и невыплаченная своевременно пенсия не выплачена.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных их внутренних войск, осуществляется МВД РФ.
Порядок расчета выслуги лет сотрудника установлен Инструкцией по организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД РФ,
В соответствии с пунктами 6, 7 и 8 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства Внутренних дел РФ, утвержденной Приказом МВД РФ от 27 мая 2005 г. N 418, определяющей порядок организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, федеральных органов налоговой полиции и членов их семей, пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы.
В соответствии с п.п. 22 и 23 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом МО РФ от 30.09.2002 № 350 обязанность по оформлению документов увольняемого лежит на воинской части. Контроль за своевременным увольнением военнослужащих ведется в кадровых органах (штабах) воинских частей в установленном порядке.
В соответствии с Инструкцией по выдаче денежных аттестатов военнослужащим, утвержденной приказом МО РФ 09.08.2007 № 325 установлено, что гражданам, уволенным с военной службы и в последующем получившим право на получение пенсии или ежемесячного социального пособия, денежный аттестат высылается по письменному запросу военного комиссариата по месту постановки на воинский учет. Отправка денежных аттестатов производится ценными, заказными письмами или фельдъегерско-почтовой связью.
Центр социального обслуживания непосредственно подчиненного Военному комиссариату Приморского края осуществляет работу по пенсионному обеспечению в отношении лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. п. 4, 4.1, 7, 8 Инструкции работа по пенсионному обеспечению военнослужащих внутренних войск осуществляется в системе МВД России пенсионными органами во взаимодействии с кадровыми подразделениями войсковых частей, и включает в себя, в частности, своевременное назначение пенсий, организацию ее выплаты пенсионерам.
Документы для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы, оформляют кадровые подразделения по последнему месту военной службы.
Для этого ранее увольнения, за три месяца, проверяются данные о прохождении военной службы (службы), уточняются и подтверждаются периоды военной службы (службы), подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись.
Таким образом, вышеприведенной Инструкцией на должностных лиц по последнему месту службы военнослужащего возложены определенные обязанности, исполнение которых имеет целью своевременное (непосредственно после увольнения) назначение и выплату пенсий, как это следует из ст. 6 Закона, и является гарантией обеспечения права военнослужащего на социальное обеспечение, поддержания соответствующего материального достатка, его социального статуса при оставлении службы.
Доказательств того, что такая работа проводилась, ответчиком не представлено (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
При таком положении, суд полагает, что имело место ненадлежащее исполнение должностными лицами ответчика обязанностей по оформлению документов, необходимых для назначения пенсии истцу, следствием чего, выплата произведена в меньшем размере.
Учитывая, что выплата пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, причинила имущественный вред истцу, обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, установлены судом на основании представленных сторонами доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. ст. 55, 67 ГПК РФ.
С учетом изложенного, требования истца о взыскании материального ущерба в размере <данные изъяты> рублей в размере неполученной пенсии за период с <дата> по <дата> являются законными и обоснованными, при этом, суд учитывает расчет представленный истцом, поскольку он произведен в соответствии без нарушения действующего законодательства.
Обсуждая требования истца о взыскании причиненной компенсации морального вреда, суд полагает, что требования в этой части удовлетворению не подлежат, поскольку спорные правоотношения носят имущественный характер, которые не подлежат защите в порядке компенсации морального вреда.
В части понесенных истцом расходов по госпошлине, суд учитывает требования ст.98 ГПК РФ и полагает возможным взыскать с ответчика понесенные истцом расходы по госпошлине в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 234-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 16871 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░>. ░░ <░░░░>. ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░. ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░