п. Хотынец
РЕШЕНИЕ
Дело №12-1-18/2017 28 ноября 2017 года
Судья Хотынецкого районного суда Орловской области Никишина Т.Н., рассмотрев жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье» на постановление руководителя Управления Росприроднадзора по Орловской области №05-105/2017 от 31.05.2017 года по делу об административном правонарушении в отношении федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Управления Росприроднадзора по Орловской области №05-105/2017 от 31.05.2017 года, федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Орловское полесье» (далее по тексту ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье») привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90000 рублей.
В данном постановлении указано, что ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» не выполняет ежегодные объемы работ по снижению природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений Орловской области на период пожароопасного сезона N-числа года в двух кварталах Тургеневского участкового лесничества (Алехинская дача) кв.<данные изъяты> на площади <данные изъяты> га и кв. <данные изъяты> на площади <данные изъяты> га, что является нарушением ст.ст. 51,53,53.1 ЛК РФ, п.п. 3,15.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ 30.06.2007 года №417. Данные обстоятельства были установлены внеплановой выездной проверкой в период с N-числа по N-числа. В квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты> работы по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий не проводились, в квартале <данные изъяты> выдела <данные изъяты> Тургеневского участкового лесничества в конце N-числа года была начата разработка делянки, но прекращена в тот же день. В дальнейшем работы не проводились. Кварталы <данные изъяты> и <данные изъяты> Тургеневского участкового лесничества отнесены к зоне познавательного туризма, квартал <данные изъяты> Льговского лесничества отнесен к зоне рекреации, поэтому согласно п.51 Правил санитарной безопасности в лесах при использовании лесов для рекреационных целей не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов. Однако работы по проведению мероприятий (по снижению природной пожарной опасности лесов путем регулирования природного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий), не проводились.
N-числа представитель ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» обратился в Заводской районный суд г. Орла с жалобой на вышеназванное постановление, указав, что учреждением в N-числа году были приняты все меры, направленные на выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий - отвод, разработка лесосек, заключение договоров. Считают привлечение к административной ответственности неправомерным и подлежащим отмене.
Распоряжением Управления Росприроднадзора по Орловской области № от N-числа было назначено проведение внеплановой выездной проверки ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье», где предметом проверки являлось: проверка готовности и выполнения мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, соблюдения обязательных требований действующего законодательства в области пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территориях федерального значения, оценка принятых мер пожарной безопасности. Санитарно-оздоровительные мероприятия в вышеуказанных кварталах были перенесены из лесосечного фонда N-числа года и включены в Госзадание N-числа года в связи с запретом на пользование лесным фондом, установленным Управлением Росприроднадзора по Орловской области в ходе проверок качества отвода лесосечного фонда N-числа года. С учетом писем Управления Росприроднадзора по Орловской области от N-числа № (ответ дан N-числа №), N-числа № (ответ дан N-числа №), N-числа № (ответ дан N-числа №), N-числа № (ответ дан N-числа №, N-числа №, N-числа №) ФГБУ были приняты исчерпывающие меры по приведению материалов отвода лесосек в рекомендованное состояние. Письмами Управления Росприроднадзора по Орловской области, которые не являются нормативными документами, предписывалось прекратить пользование лесным фондом и провести корректировку документации по отводу лесосек. Данное ограничение и способствовало невыполнению санитарно-оздоровительных мероприятий на территории национального парка «Орловское полесье» в N-числа году. По результатам проверки готовности ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» к пожароопасному сезону N-числа года сотрудники Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области не установив никаких нарушений со стороны национального парка, не отметили в итоговом акте проверки от N-числа №, что учреждение полностью готово к пожароопасному сезону N-числа года, как и обратное, и начали за рамками отведенного распоряжением целей, проверку деятельности учреждения и выполнения мероприятий национальным парком за N-числа год. Также в акте проверки не было учтено, что на момент проведения проверки, санитарно-оздоровительные мероприятия в квартале <данные изъяты> Льговского участкового лесничества выполнялись, а процедуры по определению подрядчиков на выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий в кварталах <данные изъяты> и <данные изъяты> Тургеневского участкового лесничества были размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. При рассмотрении административного дела руководителем Росприроднадзора по Орловской области факты, имеющие характер непреодолимой силы или их отсутствие не исследовались, не были приняты во внимание возражения представителя ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» Кащеева Ю.А. Таким образом, квалификация правонарушения и принятие решения были проведены с нарушением требований ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности-презумпции невиновности лица в отношении которого осуществляется производство по делу. В Постановлении о назначении административного наказания от 31.05.2017г 5-105/2017 указано, что согласно п. 51 Правил санитарной безопасности в лесах при использовании лесов для рекреационных целей не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, хотя в результате проверки ухудшения санитарного и лесопатологического состояния лесов выявлено не было, ущерба не причинено, а проведение не в полном объеме санитарно-оздоровительных мероприятий учреждением в N-числа году повлекло лишь частичное невыполнение Госзадания N-числа года. Просили отменить постановление, производство по делу прекратить.
Решением судьи Заводского районного суда г. Орла от 08.08.2017 года жалоба удовлетворена (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).
Решением судьи Орловского областного суда от 16.10.2017 года вышеуказанное решение отменено, материалы дела направлены на новое рассмотрение в Хотынецкий районный суд Орловской области (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).
В судебном заседании представители ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» Липская Т.В., Вышегородских Н.В. (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>) доводы жалобы поддержали.
Пояснили, что требование о снижении природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений выполняется путем включения в рубку сухостойных, поврежденных, усыхающих участков леса. Проект освоения лесов и лесной план не нарушались. Проектом освоения лесов, предусмотрено проведение регулирования породного состава лесных насаждений до N-числа года включительно.
Проведение вышеуказанных мероприятий, направленных на регулирование породного состава лесных насаждений в двух кварталах Тургеневского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк» Орловское полесье» было перенесено с N-числа на N-числа год.
Представитель Управления Росприроднадзора по Орловской области в судебное заседание не прибыл. В ходатайстве просил о рассмотрении жалобы в его отсутствие. В отзыве просил жалобу оставить без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч.ч.1 и 2 ст.53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Согласно п.п.З, 15(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, и в эксплуатационных и резервных лесах, расположенных на землях лесного фонда, с учетом установленного правового режима лесов и целевого назначения земель, а также требований настоящего раздела.
В период с N-числа по N-числа на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Орловской области от N-числа, в ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» проводилась проверка готовности и выполнения мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, соблюдения требований действующего законодательства в области пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территориях федерального значения, оценка принятых мер пожарной безопасности и территории ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» (т. <данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).
Вышеуказанные нарушения отражены в акте проверки от N-числа, из которого также следует, что часть запланированных мероприятий выполнены (т.<данные изъяты> л.д<данные изъяты>).
В соответствии с п.1 раздела I Устава ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье», утвержденного приказом Минприроды России №354 от 19.05.2011 года, Учреждение является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценности, и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
В соответствии с разделом 5.5. Проекта освоения лесов, расположенных на землях «Национального парка «Орловское полесье», регулирование породного состава лесных насаждений, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий запланировано на N-числа годы (т.<данные изъяты> л.д<данные изъяты>).
Письмом руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области от N-числа за № в адрес ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» установлен запрет СВР в Тургеневской участковом лесничестве (Алехинская дача) ---------- делянка № выд.<данные изъяты>, кв.<данные изъяты> выд. <данные изъяты>, кв.<данные изъяты> выд.<данные изъяты>, так как при оформлении документов по отводу данных специалистами ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» было допущено объединение результатов отвода в выделах с разными таксационными характеристиками, что не позволяет определить интенсивность рубок по отдельному выделу (индивидуально) назначенному в рубку (т<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).
Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в двух кварталах Тургеневского участкового лесничества (Алехинская дача) кв.<данные изъяты> и кв.<данные изъяты> на площади <данные изъяты> га и одном квартале Льговского участкового лесничества, кв.<данные изъяты> на площади <данные изъяты> га были перенесены из лесосечного фонда N-числа года по причине запрета проведения выборочных санитарных рубок Управлением Роспотребнадзора по Орловской области, о чем в Управление Роспотребнадзора по Орловской области направлена информация представителем ФГБУ (т.<данные изъяты> л.д<данные изъяты>).
Поскольку срок проведения указанных мероприятий не был ограничен N-числа годом, перенесение выполнения данных мероприятий на N-числа год, не свидетельствует о нарушении правил пожарной безопасности в лесах.
Для выполнения противопожарных мероприятий в N-числа году, ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» заключались договоры страхования граждан от несчастных случаев, проводились обучения работников, привлекаемых для тушения природных пожаров, рассматривались заявки на участие в электронном аукционе, заключались договоры с подрядчиками (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).
Поскольку установлено, что ФГБУ «Национальный «Орловское полесье» имелось право на перенос регулирования породного состава лесных насаждений на N-числа год, правила пожарной безопасности учреждением нарушены не были.
Таким образом, выводы, содержащиеся в постановлении руководителя Управления Росприроднадзора по Орловской области №05-105/2017 от 31.05.2017 года о привлечении ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, являются необоснованными.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление руководителя Управления Росприроднадзора по Орловской области №05-105/2017 от 31.05.2017 года, вынесенное в отношении ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье» удовлетворить.
Постановление руководителя Управления Росприроднадзора по Орловской области №05-105/2017 от 31.05.2017 года, в отношении федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк
«Орловское полесье» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в порядке статей 30.2-30.8 КоАП РФ.
Судья:
Никишина Т.Н.