Дело № 2-211/2020
10RS0013-01-2020-000122-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июня 2020 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре М.В.Михалевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ватанен С.Ю. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка, предоставить земельный участок в аренду,
у с т а н о в и л:
Ватанен С.Ю. (далее также по тексту истец) с учетом уточнения исковых требований в порядке положений статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в суд с иском к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее также по тексту ответчики), согласно которому просила обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., относящегося к категория земель сельскохозяйственного назначения, на следующий вид разрешенного использования земельного участка - «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» (код 1.16 Классификатора), то есть производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заключить с ней договор аренды земельного участка с кадастровым номером №
Исковые требования мотивированы тем, что Распоряжением Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 20.03.2017 истцу предварительно согласовано предоставление земельного участка, площадью 10 000 кв.м., образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к категории земли запаса, разрешенное использование - запас, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Предоставление образуемого земельного участка в аренду Ватанен С.Ю. поставлено в зависимость от одновременного исполнения ею следующих условий: перевода земельного участка из одной категории в другую; установления вида разрешенного использования; проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет. На основании вышеуказанной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории истцом осуществлены работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет. Земельному участку присвоен кадастровый номер №. Распоряжением Врио. Главы Республики Карелия от 05.07.2017 №383р-П на основании ходатайства истца осуществлен перевод вышеуказанного земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения. Истец обращалась к ответчикам об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида - «Запас» на «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», однако получила отказы. Ватанен С.Ю. также обращалась в Управление Росреестра по Республики Карелия с заявлением о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости об изменении вида разрешенного использования земельного участка, на что также получила отказ. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также указывая, что в связи с отсутствием вида разрешенного использования Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало ей в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду, предоставление которого ранее было предварительно согласовано, истец обратилась в суд с настоящими требованиями.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением Прионежского районного суда Республики Карелия к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета пора, привлечены администрация Заозерского сельского поселения, Управление Росреестра по Республике Карелия, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия».
Истец в судебное заседание не явилась, уведомлена о слушании дела надлежащим образом, согласно поступившей телефонограмме, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные уточненные требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчиков администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела надлежащим образом.
В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, заслушав участников процесса, изучив письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статей 9 (часть 1) и 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды (определения от 24 марта 2015 года N 671-О, от 28 сентября 2017 года N 1919-О и др.).
Согласно положениям, закрепленным в пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (часть 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).
Судом установлено и из материалов гражданского дела следует, что 11.01.2017 Ватанен С.Ю. обратилась в Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия, правопреемником которого в настоящее время является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, образование которого предполагалось из земельного участка, находящегося в кадастровом квартале №, расположенного по адресу: ..., площадью 10 000 кв.м. в целях ведения личного подсобного хозяйства.
Распоряжением Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия от 20.03.2017 №518/20р истцу предварительно согласовано предоставление земельного участка, площадью 10 000 кв.м., образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к категории земель запаса, разрешенное использование - запас, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом предоставление образуемого земельного участка в аренду Ватанен С.Ю. поставлено в зависимость от одновременного исполнения ею следующих условий: перевода земельного участка из одной категории в другую; установления вида разрешенного использования; проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет.
Из материалов гражданского дела следует, что на основании заявления Ватанен С.Ю. о постановке земельного участка на кадастровый учет недвижимости от 04.04.2017, вышеуказанного распоряжения Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия от 20.03.2017 №518/20р, межевого плана от 30.03.2017, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ"О государственной регистрации недвижимости" осуществлен государственный кадастровый учет образованного земельного участка, которому был присвоен кадастровый номер №
Распоряжением Врио Главы Республики Карелия от 05.07.2017 №383р-П на основании ходатайства истца осуществлен перевод земельного участка с кадастровым номером № из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.
14.07.2017 Ватанен С.Ю. обратилась в адрес Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия с заявлением о предоставлении без проведения торгов в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка с кадастровым номером 10:20:0022401:733. Письмом Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия от 11.08.2017 №16097/12.4-21 Ватанен С.Ю. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку вид разрешенного использования земельного участка - «запас» не соответствуют заявленным ею целям.
В целях выполнения последнего условия, в зависимость от исполнения которого поставлено предоставление земельного участка истцу в аренду, Ватанен С.Ю. неоднократно обращалась в Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок Республике Карелия, в последующем в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрацию Прионежского муниципального района Республики с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 10:20:0022401:733 с вида разрешенного использования «Запас» на вид «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», однако истцу фактически в этом было отказано.
Судом установлено, что Ватанен С.Ю. также обращалась в Управление Росреестра по Республики Карелия с заявлением о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости об изменении вида разрешенного использования земельного участка, по результатам рассмотрения которого Управлением Россрестра по Республике Карелия издано уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от 10.10.2019.
Судом установлено, что в настоящее время Единый государственный реестр недвижимости содержит следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером №: земельный участок расположен в Республике Карелия, Прионежский район, с. Заозерье, в юго-западной части кадастрового квартала №:, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - запас, площадь 10 000 кв.м.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения, утвержденных Решением XXIII сессии IV созыва Совета Прионежского муниципального района от 17.09.2019 №15, земельный участок с кадастровым номером № полностью находится в границах территориальный зоны сельскохозяйственного использования (сельхозугодья) (СХ-3). Из п. 5.3 текстовой части Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения следует, что градостроительный регламент для данной территориальной зоны не установлен.
Из карты функциональных зон Генерального плана Заозерского сельского поселения следует, что спорный земельный участок находится в границах функциональной зоны - зона сельскохозяйственных угодий (СХ-3).
Статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации определены особенности использования сельскохозяйственных угодий и установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Следовательно, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
В настоящее время федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Аналогичные по содержанию разъяснения действующего законодательства изложены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 июня 2014 года.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что, поскольку земельный участок с кадастровым номером № полностью находится в границах территориальный зоны сельскохозяйственного использования (сельхозугодья) (СХ-3), Правила землепользования Заозерского сельского поселения не оспорены, являются действующими, то правовые основания для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка отсутствуют.
Предоставление истцу земельного участка с целью ведения личного подсобного хозяйства является невозможным, поскольку испрашиваемая цель (ведение ЛПХ) исключает его отнесение к землям сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Кроме того, судебное решение не может подменять установленную законом процедуру предоставления земельного участка в аренду.
В силу положений п. 19 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в т.ч. земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, включающий в себя:
1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 названного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как указывалось ранее, на основании заявления Ватанен С.Ю. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия издало распоряжение от 20.03.2017 №518/20р о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае его образования в соответствии со схемой расположения.
По правилам пункта 14 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.
Следовательно, действие решения от 20.03.2017 о предварительном согласовании предоставления земельного участка Ватанен С.Ю. к настоящему времени прекратилось.
Постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду, следовательно, истечение срока такого согласования является препятствием к последующему предоставлению земельного участка.
Вместе с тем, сам по себе факт истечения срока действия постановления о предварительном согласовании земельного участка и утраты им по этой причине юридической силы не равнозначен отказу в предоставлении земельного участка в аренду, так как истец вправе вновь инициировать процедуру предоставления земельного участка в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковое заявление Ватанен С.Ю. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка, предоставить земельный участок в аренду оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья Т.В. Баранова
Мотивированное решение изготовлено 10.06.2020.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...