Дело № 2-211/2020
10RS0013-01-2020-000122-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июня 2020 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре М.В.Михалевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ватанен С.Ю. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка, предоставить земельный участок в аренду,
у с т а н о в и л:
Ватанен С.Ю. (далее также по тексту истец) с учетом уточнения исковых требований в порядке положений статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в суд с иском к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее также по тексту ответчики), согласно которому просила обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., относящегося к категория земель сельскохозяйственного назначения, на следующий вид разрешенного использования земельного участка - «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» (код 1.16 Классификатора), то есть производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заключить с ней договор аренды земельного участка с кадастровым номером №
Исковые требования мотивированы тем, что Распоряжением Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 20.03.2017 истцу предварительно согласовано предоставление земельного участка, площадью 10 000 кв.м., образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к категории земли запаса, разрешенное использование - запас, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Предоставление образуемого земельного участка в аренду Ватанен С.Ю. поставлено в зависимость от одновременного исполнения ею следующих условий: перевода земельного участка из одной категории в другую; установления вида разрешенного использования; проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет. На основании вышеуказанной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории истцом осуществлены работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет. Земельному участку присвоен кадастровый номер №. Распоряжением Врио. Главы Республики Карелия от 05.07.2017 №383р-П на основании ходатайства истца осуществлен перевод вышеуказанного земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения. Истец обращалась к ответчикам об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида - «Запас» на «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», однако получила отказы. Ватанен С.Ю. также обращалась в Управление Росреестра по Республики Карелия с заявлением о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости об изменении вида разрешенного использования земельного участка, на что также получила отказ. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также указывая, что в связи с отсутствием вида разрешенного использования Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало ей в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду, предоставление которого ранее было предварительно согласовано, истец обратилась в суд с настоящими требованиями.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением Прионежского районного суда Республики Карелия к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета пора, привлечены администрация Заозерского сельского поселения, Управление Росреестра по Республике Карелия, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия».
Истец в судебное заседание не явилась, уведомлена о слушании дела надлежащим образом, согласно поступившей телефонограмме, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные уточненные требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчиков администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела надлежащим образом.
В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, заслушав участников процесса, изучив письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статей 9 (часть 1) и 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды (определения от 24 марта 2015 года N 671-О, от 28 сентября 2017 года N 1919-О и др.).
Согласно положениям, закрепленным в пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (часть 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).
Судом установлено и из материалов гражданского дела следует, что 11.01.2017 Ватанен С.Ю. обратилась в Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия, правопреемником которого в настоящее время является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, образование которого предполагалось из земельного участка, находящегося в кадастровом квартале №, расположенного по адресу: ..., площадью 10 000 кв.м. в целях ведения личного подсобного хозяйства.
Распоряжением Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия от 20.03.2017 №518/20р истцу предварительно согласовано предоставление земельного участка, площадью 10 000 кв.м., образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к категории земель запаса, разрешенное использование - запас, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом предоставление образуемого земельного участка в аренду Ватанен С.Ю. поставлено в зависимость от одновременного исполнения ею следующих условий: перевода земельного участка из одной категории в другую; установления вида разрешенного использования; проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет.
Из материалов гражданского дела следует, что на основании заявления Ватанен С.Ю. о постановке земельного участка на кадастровый учет недвижимости от 04.04.2017, вышеуказанного распоряжения Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия от 20.03.2017 №518/20р, межевого плана от 30.03.2017, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ"О государственной регистрации недвижимости" осуществлен государственный кадастровый учет образованного земельного участка, которому был присвоен кадастровый номер №
Распоряжением Врио Главы Республики Карелия от 05.07.2017 №383р-П на основании ходатайства истца осуществлен перевод земельного участка с кадастровым номером № из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.
14.07.2017 Ватанен С.Ю. обратилась в адрес Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия с заявлением о предоставлении без проведения торгов в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка с кадастровым номером 10:20:0022401:733. Письмом Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия от 11.08.2017 №16097/12.4-21 Ватанен С.Ю. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку вид разрешенного использования земельного участка - «запас» не соответствуют заявленным ею целям.
В целях выполнения последнего условия, в зависимость от исполнения которого поставлено предоставление земельного участка истцу в аренду, Ватанен С.Ю. неоднократно обращалась в Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок Республике Карелия, в последующем в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрацию Прионежского муниципального района Республики с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 10:20:0022401:733 с вида разрешенного использования «Запас» на вид «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», однако истцу фактически в этом было отказано.
Судом установлено, что Ватанен С.Ю. также обращалась в Управление Росреестра по Республики Карелия с заявлением о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости об изменении вида разрешенного использования земельного участка, по результатам рассмотрения которого Управлением Россрестра по Республике Карелия издано уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от 10.10.2019.
Судом установлено, что в настоящее время Единый государственный реестр недвижимости содержит следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером №: земельный участок расположен в Республике Карелия, Прионежский район, с. Заозерье, в юго-западной части кадастрового квартала №:, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - запас, площадь 10 000 кв.м.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения, утвержденных Решением XXIII сессии IV созыва Совета Прионежского муниципального района от 17.09.2019 №15, земельный участок с кадастровым номером № полностью находится в границах территориальный зоны сельскохозяйственного использования (сельхозугодья) (СХ-3). Из п. 5.3 текстовой части Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения следует, что градостроительный регламент для данной территориальной зоны не установлен.
Из карты функциональных зон Генерального плана Заозерского сельского поселения следует, что спорный земельный участок находится в границах функциональной зоны - зона сельскохозяйственных угодий (СХ-3).
Статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации определены особенности использования сельскохозяйственных угодий и установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Следовательно, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
В настоящее время федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Аналогичные по содержанию разъяснения действующего законодательства изложены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 июня 2014 года.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что, поскольку земельный участок с кадастровым номером № полностью находится в границах территориальный зоны сельскохозяйственного использования (сельхозугодья) (СХ-3), Правила землепользования Заозерского сельского поселения не оспорены, являются действующими, то правовые основания для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка отсутствуют.
Предоставление истцу земельного участка с целью ведения личного подсобного хозяйства является невозможным, поскольку испрашиваемая цель (ведение ЛПХ) исключает его отнесение к землям сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Кроме того, судебное решение не может подменять установленную законом процедуру предоставления земельного участка в аренду.
В силу положений п. 19 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в т.ч. земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, включающий в себя:
1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 названного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как указывалось ранее, на основании заявления Ватанен С.Ю. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия издало распоряжение от 20.03.2017 №518/20р о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае его образования в соответствии со схемой расположения.
По правилам пункта 14 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.
Следовательно, действие решения от 20.03.2017 о предварительном согласовании предоставления земельного участка Ватанен С.Ю. к настоящему времени прекратилось.
Постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду, следовательно, истечение срока такого согласования является препятствием к последующему предоставлению земельного участка.
Вместе с тем, сам по себе факт истечения срока действия постановления о предварительном согласовании земельного участка и утраты им по этой причине юридической силы не равнозначен отказу в предоставлении земельного участка в аренду, так как истец вправе вновь инициировать процедуру предоставления земельного участка в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.06.2020.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...