Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-922/2021 ~ М-648/2021 от 12.04.2021

УИД: 66RS0011-01-2021-000777-77

№ 2-922/2021

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский                                          22 июня 2021 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Безукладниковой М. И.,

при секретаре Ивакиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Ширяевой И.А.

к

ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе

о признании права на назначение досрочной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Решением ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области от 26.02.2021 Ширяевой И.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости.

Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд с иском о назначении страховой пенсии по старости.

В исковом заявлении истец просит:

- обязать ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области включить Ширяевой И.А. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда период с 13.11.1998 года по 15.08.2004 года,

- обязать ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области назначить Ширяевой И.А. пенсию со дня возникновения права на пенсию, то есть с 1 декабря 2020 года.

Истец Ширяева И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель истца Ширяевой И.А. Нетунаева Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области Пирогова М.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, полагала их не подлежащими удовлетворению.

Заслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (статья 37, часть 3; статья 41, часть 1). В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. По смыслу названных положений, государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.

1 декабря 2020 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Управления № 1524988/20 от 26.02.2021 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Зачтенный пенсионным органом специальный стаж истца на момент его обращения за назначением пенсии стаж на соответствующих видах работ составил 5 лет 9 месяцев 6 дней и страховой стаж 30 лет 00 месяцев 24 дня (при требуемом 20 лет). В специальный стаж истца не включены перечисленные в иске спорные периоды ее трудовой деятельности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01 января 2002 года до 01 января 2015 года Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 27).

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "б" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:

при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.

Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 2013 года № 13-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Периоды работы истца подтверждаются трудовой книжкой (л.д. 20-22).

Истец просит включить в стаж работы периоды:

с 13.11.1998 по 04.02.1999 в **, служба благоустройства в должности мастера;

с 05.02.1999 по 31.05.2000 в **, служба благоустройства в должности старшего мастера;

с 01.06.2000 по 31.12.2000 в **, служба общестроительных работ в должности мастера;

с 01.12.2003 по 15.08.2004 в **, участок общестроительных работ в должности производитель работ.

В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно части 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Список N 2).

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В Разделе XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, в подразделе "б" Инженерно-технические работники - указаны "мастера (десятники) и прорабы".

Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 от 26.01.1991, пользуются мастера строительных и монтажных работ, производители работ, занятые в строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов.

Таким образом, занимаемая истцом должность прямо предусмотрена как Списком N 2 от 22.08.1965, так и Списком N 2 от 26.01.1991.

Учитывая изложенное, суд полагает возможным учесть истцу периоды работы в должности мастера, старшего мастера и производителя работ в специальный стаж.

Исходя из исковых требований истца, она просит включить в ее специальный стаж период с 13.11.1998 года по 15.08.2004 года.

Судом учтены периоды ее работы:

с 13.11.1998 по 04.02.1999 в **, служба благоустройства в должности мастера;

с 05.02.1999 по 31.05.2000 в **, служба благоустройства в должности старшего мастера;

с 01.06.2000 по 31.12.2000 в **, служба общестроительных работ в должности мастера;

с 01.12.2003 по 15.08.2004 в **, участок общестроительных работ в должности производитель работ.

Таким образом, истцом включен в специальный стаж период работы с 01.01.2001 по 30.11.2003.

Согласно трудовой книжке истца в период с 01.01.2001 по 28.11.2003 она работала начальником участка благоустройства и домохозяйства.

Указанная должность в специальный стаж истца не входит. Соответственно в этой части требования истца удовлетворению не подлежат.

Истец просит обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права.

Истец обратилась в Управление пенсионного фонда за установлением досрочной страховой пенсии 1 декабря 2020 года, что подтверждается решением Управления пенсионного фонда от 26 февраля 2021 года (л.д. 14-16).

Ответчиком зачтено в специальный стаж истца 5 лет 09 месяцев 06 дней.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Судом зачтено в специальный стаж истца 2 года 10 месяцев 1 день.

Всего у истца, с учетом зачтенных судом периодов специальный стаж составит 8 лет 7 месяцев 7 дней.

Соответственно истцу недостаточно специального стажа для установлении пенсии, поскольку ей требуется 10 лет специального стажа.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Ширяевой И.А. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе о признании права на назначение досрочной страховой пенсии удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменскому районе Свердловской области включить в стаж на соответствующих видах работ, необходимый для установления страховой пенсии по старости Ширяевой И.А. периоды работы

с 13.11.1998 по 04.02.1999 в **, служба благоустройства в должности мастера;

с 05.02.1999 по 31.05.2000 в **, служба благоустройства в должности старшего мастера;

с 01.06.2000 по 31.12.2000 в **, служба общестроительных работ в должности мастера;

с 01.12.2003 по 15.08.2004 в **, участок общестроительных работ в должности производитель работ.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области назначить Ширяевой И.А. досрочную страховую пенсию с момента возникновения права.

В остальной части требования истца оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2021 года.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:                          М. И. Безукладникова

2-922/2021 ~ М-648/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ширяева Ирина Александровна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г.Каменске-Уральском и Каменском районе СО
Суд
Красногорский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Безукладникова Марина Ивановна
Дело на сайте суда
krasnogorsky--svd.sudrf.ru
12.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2021Передача материалов судье
16.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.06.2021Предварительное судебное заседание
22.06.2021Судебное заседание
29.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2021Дело оформлено
29.12.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.12.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
09.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее