Дело № 2-1460\2020
УИД № 59RS0035-01-2020-002416-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Соликамск 14.10. 2020 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе: председательствующего – судьи Слоновой Н.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Штирц Л.В., с участием представителя ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю - Тихомировой А.В., ФКУ МСЧ-59 ФСИН России - Петухова А.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соликамского городского суда гражданское дело по иску Корчин Д.А. к ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России о взыскании морального вреда,
У с т а н о в и л :
Истец Корчин Д.А. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России о взыскании морального вреда, в обоснование иска указывает, что с 2010 по март 2018 года отбывал наказание в Пермском крае и неоднократно был этапирован на обследование в Больницу № ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России.
Отбывая наказание в ФКУ ИК-31 УФСИН России Республики Коми, 17.07. 2019 года через сотрудника администрации передал заказное письмо, адресованное в Больницу № ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, 18.07. 2019 года данное письмо было отправлено в адрес Больницы № заказным письмом, РПО №, которое по информации Почты России было вручено адресату 01.08. 2019 года. В письме содержалось заявление на имя руководителя Больницу № ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России об ознакомлении его (истца) с медицинскими документами.
Не получив ответ в установленный срок, 24.09. 2019 года обратился с заявлением о преступлении в Следственный Отдел по г. Соликамску с просьбой провести проверку и возбудить уголовное дело в отношении виновных лиц.
09.11.2019года получил письмо за подписью заместителя руководителя СО г. Соликамска Кириенко К.В., который сообщал о том, что перенаправил его обращение в Березниковскую прокуратуру по надзору за соблюдением законом в ИУ.
09.01.2020 года получил ответ от 06.12.2019 года за подписью и.о. Березниковского прокурора Никонова М.А., в котором сообщалось, что при проведении проверки установлено, что заказное письмо (РПО №) в ФКУ ИК-9 КБ-2 г. Соликамска не поступало.
Указывает, что в результате создания препятствий в получении информации, необходимой для предоставления в Европейский суд по правам человека, игнорирование его письменной корреспонденции, не предоставление ответа на его обращение в установленный законом срок, ответчиком нарушены нормы национального и международного права, а ему причинены нравственные страдания и душевные переживания, кратковременные нервные стрессы. На основании изложенного, в соответствии со ст. 6 параграфа 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 53 Конституции РФ, положений п. 11 ПП ВС № 21 от 27.06. 2013 года, ст. ст. 12, 151, 1069-1101 ГК РФ, с учетом прецедентных решений Европейского суда по правам человека, просит признать нарушение его прав и свобод, и взыскать с ответчика справедливую денежную компенсацию морального вреда в сумме 500 000 руб.
Истец Корчин Д.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми (г. Микунь), о дне рассмотрения дела извещен надлежаще. Суд счел возможным дело рассмотреть в отсутствие истца.
В судебном заседании 05.08.2020, 28.08.2019 года истец на иске настаивал по доводам искового заявления, суду пояснил, что запрос направлял на имя руководителя Больницы -2 ФКУЗ МСЧ-59 заказным письмом РПО №, просил направить ему подробную выписку о заболеваниях и методах лечения за период с 2010 по 2018 г.г., ответ не получил, его запрос был утерян по вине администрации ИК-9 и Больницы -2 ФКУЗ МСЧ-59, в результате причине моральный вред, лишен права получить важную для него информацию.
Представитель ответчика ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России в судебном заседании иск не признал по доводам письменных возражений (л.д. 16-20),
Представитель ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИК-9 ГКФСИН России, выражая единую позицию по делу, в судебном заседании иск не признала по доводам письменных возражений (л.д. 45-48, 49-52).
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ФГУП «Почта России» в судебное заседание не явилось, о дне рассмотрения дела извещено надлежаще, правовой позиции по делу не сформулировало.
Суд счел возможным дело рассмотреть в отсутствие третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, надзорное производство № оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к следующему.
Требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 руб., обоснованы тем, что не получил ответ на запрос, направленному в адрес Больница №, филиал ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, ему созданы препятствия в получении необходимой информации, от чего испытывал нравственные страдания, душевные переживания, кратковременные нервные стрессы.
Согласно ст. 53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Порядок взыскания компенсации морального вреда регламентирован статьями 151, 1095 - 1101 ГК РФ.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пунктах 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Таким образом, по общему правилу компенсация морального вреда может быть взыскана судом с нарушителя в том случае, если таким нарушением затрагиваются личные неимущественные права истца, а также в случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 1100 ГК РФ, независимо от вины причинителя вреда компенсация морального вреда осуществляется в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. В указанных случаях компенсация морального вреда производится в порядке, определенном п. 1 ст. 1070 ГК РФ.
Все остальные случаи причинения вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности перечисленных органов согласно п. 2 ст. 1070 ГК РФ подлежат регулированию на основании положений ст. 1069 данного Кодекса.
На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из смысла выше приведенных норм следует, что ответственность госорганов и должностных лиц наступает лишь в результате их незаконной деятельности, то есть при доказанности их виновных действий (бездействий). При этом, по общему правилу, лицо, требующее возмещения вреда, обязано доказать факт наступление вреда, его размер, причинно следственную связь между незаконными действиями (бездействиями) виновного лица и наступившими последствиями в виде морального вреда. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, влечет отказ в удовлетворении исковых требований. Ответчик должен доказать отсутствие своей вины.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что заказным письмом (РПО №) истец направил запрос в Больницу №, филиал ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России об ознакомлении с медицинскими документами. По сведениям Почты России заказное письмо (РПО №) вручено адресату 01.08.2020 года, ответ на запрос истцом не получен. Запрашиваемая информация была необходима истцу для предоставления в Европейский суд по правам человека.
Между тем, из материалов дела следует, что обращение истца в Больницу- 2, филиал ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России не поступало, согласно Журналу учета входящих документов Больницы – 2 филиал ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России обращение Корчин Д.А. не зарегистрировано, по данным электронного документооборота иного юридического лица - ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, имеющему один почтовый адрес с Больницей – 2, филиал ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России (618548, Пермский край, г. Соликамск, ул. Лесной поселок, 12 «а»), обращение истца Корчин Д.А. так же не зарегистрировано. Какому адресату вручено РПО № 01.08.2020 года, из материалов дела установить не представляется возможным.
Одновременно установлено, что в период отбытия уголовного наказания в учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю, Корчин Д.А. действительно неоднократно этапировался для прохождения стационарного обследования и лечения в филиал Больница -2 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, а именно: с 16.01. 2016 по 10.03. 2016, с 20.01.2017 по 30.01.2017, с 24.03. 2017 по 31.03. 2017. При поступлении подписывал информационные добровольные согласия на медицинское вмешательство, в стационарных картах имеются отметки о его ознакомлении с диагнозом, обследованием, анализами и лечением. Жалоб и заявлений осужденного не поступало.
Медицинская помощь Корчин Д.А. оказывалась до 19.02. 2018 года в соответствии с Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утв. совместным Приказом Минздравсоцразвития РФ и Минюста РФ № 640\190 от 17.10. 2005 года, с 20.02.2018 года - в соответствии с Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утв. Приказом Минюста РФ от 28.12. 2017 года № 285.
Согласно требований вышеназванных Приказов, все копии выписных эпикризов из медицинских стационарных карт осужденных за период их нахождения на стационарном лечении и обследовании, подшиваются в амбулаторные карты, которые хранятся в медицинских частях по месту содержания лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Согласно пункту 41 Приказа Минюста РФ от 28.12. 2017 года № 285, преемственность при оказании медицинской помощи в случае перевода лица, заключенного под стражу, или осужденного, получающего лечение, в другое учреждение УИС обеспечивается путем приобщения в закрытом пакете к личному делу медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, с переводным эпикризом, содержащим сведения о проведенном обследовании и лечении и рекомендации по дальнейшему наблюдению, лечению и обследованию. В открытой справке по личному делу делается соответствующая отметка.
Таким образом, при этапировании осужденного в другое исправительное учреждение, амбулаторная карта направляется в данное учреждение.
Кроме того, Приложением № 1 «ПЕРЕЧЕНЬ ВЕЩЕЙ И ПРЕДМЕТОВ, ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, КОТОРЫЕ ОСУЖДЕННЫМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИЗГОТАВЛИВАТЬ, ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ, ПОЛУЧАТЬ В ПОСЫЛКАХ, ПЕРЕДАЧАХ, БАНДЕРОЛЯХ ЛИБО ПРИОБРЕТАТЬ» к ПВР ИУ, утв. Приказом Минюста РФ от 16 декабря 2016 г. N 295 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ», в редакции, действовавшей в спорный период, осужденным запрещалось иметь при себе и получать копии и выписки из медицинских документов, что исключало направление медицинских документов в адрес истца на основании его запроса филиалом Больница № МСЧ-59 ФСИН Росси, однако, не лишало возможности ознакомиться с медицинскими документами в учреждении по месту отбытия наказания.
При таком положении правовых оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.
Бесспорные доказательства факта получения запроса должностными лицами филиала Больница- 2 МСЧ-59 ФСИН Росси, ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю отсутствуют, законных оснований для направления истцу медицинских документов в спорный период не имелось. Факт причинения истцу вреда, факт нарушения личных неимущественных прав истца, не установлен. С медицинскими документами истец имеет возможность ознакомиться по месту отбытия наказания, амбулаторная медицинская карта следует за осужденным и находится по месту отбытия наказания. Неполучение истцом ответа на запрос, само по себе не является безусловным основанием для взыскания компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ 21.10. 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░