Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2195/2015 ~ М-2141/2015 от 22.06.2015

Копия

2-2195/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2015 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Перелыгиной И.В.,

при секретаре Глазковой В.Е.,

с участием:

представителя истца Байгуловой М.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия 3 года, представителя ответчика администрации Советского района г.Томска Ерёменко К.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия 1 год, представителя ответчика администрации г.Томска Пичугиной А.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия 1 год, представителя третьего лица администрации Томской области Самсоновой Д.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия ... год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Попковой Л.Ф. к администрации Советского района г.Томска о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения, к муниципальному образованию “Город Томск” в лице администрации г.Томска о возложении обязанности благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Попкова Л.Ф. обратилась в суд с иском к администрации г.Томска о предоставлении вне очереди на территории муниципального образования «Город Томск» благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору социального найма жилого помещения, общей площадью не менее ... кв.м.

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Красноярского поселкового Совета народных депутатов принял решение о выделении путевки для устройства истца в детский дом по причине того, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца – Мингажев В.К., решением Кривошеинского районного народного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать истца – Мингажева Г.Х. лишена родительских права. До того, что как истец была устроена в детский дом она проживала с членами своей семьи по адресу: <адрес> Постановлением администрации Кривошеинского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ за истцом и ее родной сестрой Мингажевой Ю.Ф. до достижения ими совершеннолетия была закреплена жилая площадь по ранее указанному адресу. Однако данный дом барачного типа был признан аварийным, непригодным для проживания и снесен ... года. В последующем истец самостоятельно обратилась в Объединенную администрацию Кировского и Советского округов с просьбой поставить ее на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ истец включена в списки учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Местом принятия истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является г.Томск. Таким образом, истец имеет право на внеочередное предоставление ей жилого помещения с учетом установленных социальных норм на территории г.Томска. В качестве правового основания заявленных требований истец указала ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

Определением Советского районного суда г.Томска от 22.07.2015 в соответствии со ст.40 ГПК РФ администрация Советского района г.Томска была привлечена в качестве соответчика.

ДД.ММ.ГГГГ суд поступило ходатайство истца об изменении основания искового заявления, в котором в качестве правового основания указано на положения ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, п.1 ст.15 Закона ТО от 19.08.1999 №28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области».

ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило ходатайство истца об увеличении исковых требований, в котором указала, что в конце ... года истец обратилась в администрацию Советского района г.Томска с целью узнать, почему ей так и не предоставили жилое помещение как льготной категории граждан (сирота), на что ей ответили, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей истец не обращалась, в связи с чем не усматривает обстоятельств, предоставляющих возможность получения жилого помещения вне очереди. Полагает, что она должна быть включена в отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, так как на момент обращения в администрацию она относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, а именно истец не была включена в отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Просит включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилых помещений.

Истец, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, направила в судебное заседание своего представителя. Участвуя в предыдущем судебном заседании пояснила, что является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выросла в детском доме г.... в ... году обращалась в администрацию с заявлением о постановке на учет, отправляла её туда социальный педагог, она занималась бумагами выпускников. Заявление её приняли, однако, до настоящего времени жилье не предоставлено, когда обратилась в прокуратуру, обнаружила что ее поставили вроде бы не на тот учет. Проживает в съемном жилье, в собственности жилых помещений не имела и не имеет. Сестре истца Мингажевой Ю.Л. по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ жилье было предоставлено.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования с учетом их изменения в порядке ст.39 ГПК РФ поддержала по доводам, изложенным в иске, полагает, что права истца нарушены, в ответ на обращение истца в Объединенную администрацию Кировского и Советского округов она должна была быть включена администрацией в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на внеочередное предоставление жилых помещений. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации г.Томска в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возразила, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве и в дополнении к письменному отзыву, в которых указано, что истец вправе изменить либо основание либо предмет иска, одновременное их изменением не допускается, поскольку будет означать не уточнение, а предъявление новых, самостоятельных требований. В ходатайстве об изменении основания иска от ДД.ММ.ГГГГ истец обосновывает свои требования новыми обстоятельствами, ссылками на иное законодательство, при этом просит обязать ответчика совершить действия, отличные от тех, которые поименованы в первоначальной редакции иска, считает данные действия недопустимыми, также указано на то, что требования, касающиеся включения Попковой Л.Ф. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилых помещений, сформулированные в ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ, также не могут быть приняты судом, в связи с тем, что п.4, 4.1, 6 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного постановлением администрации Томской области от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области, сформированные органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, то есть, формирование Списков отнесено к компетенции администрации Советского района г.Томска.

Представитель ответчика администрации Советского района г.Томска в судебном заседании исковые требования Попковой Л.Ф. не признала, пояснила, что жилые помещения детям-сиротам предоставляются в случае включения в соответствующий Список, в данном случае истец в данный Список не включена, в ответ на ее заявление в Объединенную администрацию Советского и Кировского округов истец была включена в общие списки учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в заявлении истца не было указано, что она просит включить её именно в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Считает, что право на предоставление вне очереди жилого помещения у истца не возникло.

Представитель администрации Томской области возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт постановки истца в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.Томска.

На основании положений ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с п.2 ст. 37 ЖК РСФСР (принят ВС РСФСР 24.06.1983) в редакции, действовавшей на момент выпуска истицы из государственного учреждения, обращения с заявлением о постановке на льготную очередь в получении жилья, достижения истицей 23-х летнего возраста, и до 01.03.2005 года, было установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу статьи 1 данного закона для его целей используются, в том числе следующие понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Мингажева Л.Ф. родилась ДД.ММ.ГГГГ года, ее отцом является – Мингажев Ф.Ф., матерью – Мингажева Г.Х., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.6).

Согласно свидетельству о заключении брака серии Мингажева Л.Ф. и Попков П.А. ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, после заключения брака Мингажевой Л.Ф. присвоена фамилия – Попкова (л.д.7).

Согласно свидетельству о смерти Мингажев Ф.К. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

Решением Кривошеинского районного народного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ Мингажева Г.Х. лишена родительских прав в отношении ее детей Мингажева А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мингажева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мингажевой Г.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мингажевой А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мингажевой Лилии Фаридовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Мингажевой Ю.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9).

Таким образом, до достижения возраста 18 лет истец приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, а с 18 до 23 лет относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имела право на предоставление ей предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гарантий.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ее редакциях, действовавших в те же периоды, также было предусмотрено однократное внеочередное обеспечение детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания органами исполнительной власти по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения равноценным ранее занимаемому ими (или их родителями) жилым помещением жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам могла предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу абзаца 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действующей с 01 января 2013 г., лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно абзацам 3, 9 этой же нормы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Частью 2 статьи 4 упомянутого выше Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Решением Исполнительного комитета Красноярского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Мингажевой Л.Ф. выделена путевка для устройства в детский дом (л.д.10).

Согласно справке Детского дома Томского ГОРОНО от ДД.ММ.ГГГГ Мингажева Л.Ф. воспитывалась в Детском доме (л.д.11).

Согласно диплому Профессионального технико-коммерческого лицея ... Мингажева Л.Ф. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в указанном образовательном учреждении, по окончании лицея ей была присвоена квалификация по профилям: продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров, контролер-кассир (л.д.16).

Согласно диплому ОГОУ «Томский государственный педагогический колледж» серии решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Мингажевой Л.Ф. присвоена квалификация воспитателя детей дошкольного образования (л.д.17).

Согласно постановлению администрации Кривошеинского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетними Мингажевой Л.Ф. и Мингажевой Ю.Ф. до достижения ими совершеннолетия закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> находящаяся в муниципальной собственности Красноярской сельской администрации (л.д.13).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной И.о. главы Красноярской сельской администрации дома в с... по ул. не существует. Строение барачного типа было признано аварийным, непригодным для жилья и снесено ... года (л.д.14).

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование истца об обеспечении его жилым помещением подлежит удовлетворению. Данный подход к разрешению обозначенной проблемы является правильным. Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;.... установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, ввиду чего необходимо устанавливать причины, в силу которых истец в каждом конкретном случае своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также определять, могут ли они быть признаны уважительными.

Из материалов дела следует, что истец не включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Однако из письма администрации Советского района г.Томска № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением жилищной комиссии объединенной администрации Кировского и Советского округов г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ истец включена в общие списки учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ее очередь по состоянию на ... за (л.д.25).

В материалах дела (л.д.98) имеется заявление истицы от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на проживание в детском доме г.Томска с просьбой о постановке на льготную очередь для получения жилья.

В соответствии с действующим на момент обращения Попковой Л.Ф. (Мингажевой) законодательством, последняя имела право на учет в качестве лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получение жилого помещения вне очереди.

Установлено, что истец до достижения возраста 23 лет предпринимала попытки встать на учет в льготную очередь для получения жилья, закрепленного жилого помещения не имела. Исходя из переписки, представленной в материалы дела (л.д.98-101, 119-120) между Детским домом и администрацией объединенных округов Кировского и Советского районов, органы местного самоуправления обладали полной информацией о специальном статусе Мингажевой Л.Ф. Так, из письма Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ адресованному директору детского дома следует, что в администрацию обратилась воспитанница детского дома Мингалеева Л.Ф. (так в документе) с просьбой о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.119). в связи с чем затребуется постановление о принятии воспитанницы на полное государственное обеспечение. Согласно ответа директора Детского дома (л.д.120) испрашиваемый документ на Мингажеву Л.Ф. направлен в администрацию.

Однако Мингажева (Попкова) Л.Ф. была включена объединенной администрации Кировского и Советского округов г.Томска в общие списки учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд находит, что постановка в списки учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при наличии на момент обращения у заявителя безусловного права на постановку в списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. права на предоставление жилья вне очереди, очевидно не соответствовала интересам лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В указанных обстоятельствах суд усматривает недостаток работы органа местного самоуправления, повлекший за собой нарушение прав истицы.

Некоторая относительная неточность документа (заявления от 15.01.2002), вызванная, в том числе, отсутствием соответствующего бланка заявления о включении в Списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могла служить основанием для лишения истицы права на дополнительные социальные гарантии, предоставленные ей государством.

Принимая во внимание представленные по делу доказательства, учитывая установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что отсутствие постановки в ... году Попковой Л.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обусловлено уважительными причинами.

Также суд находит несостоятельным довод представителя ответчика администрации Советского района г.Томска о том, истцом в нарушение норм действующего гражданского процессуального законодательства одновременно изменены предмет и основание иска, поскольку не смотря на то, что истцом указано на изменение основания исковых требований, процессуально такая замена произведена не была, так как фактически представителем истца было заменено лишь указание на редакцию статьи 8.1 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Основание иска – право на льготное получение жилого помещения исходя из статуса лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осталось неизменным. Увеличение исковых требований (добавление производного требования о включении с Списки детей-сирот) принято судом в порядке ст.39 ГПК РФ. Отказ в принятии измененных требований повлек бы за собой нарушение права истицы на судебную защиту.

Таким образом, суд находит исковое требования Попковой Л.Ф. о возложении на администрацию Советского района г.Томска включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования “Город Томск” законным и подлежащим удовлетворению.

Поскольку истец Попокова Л.Ф. не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что она имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу п. 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного Постановлением администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а, специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области (далее - Списки муниципальных районов, городских округов), сформированные органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - органы опеки муниципальных районов, городских округов).

Согласно п.п. 3,4 ст. 7 Закона Томской области от 17.12.2012 № 224-ОЗ (ред. от 06.01.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в течение тридцати рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, которые осуществляли учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, формируют и передают органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и снимают данных граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов включают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального района, городского округа, в порядке, предусмотренном приложением 3 к Закону Томской области от 6 сентября 2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» (в редакции настоящего Закона), а также в порядке очередности, в которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-03 (в ред. от 06.01.2013) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области (далее - органы местного самоуправления поселений, городских округов) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (ч. 1 ст. 1).

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории поселения либо городского округа, в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области»; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов; по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов; принимают решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок при выявлении обстоятельств, указанных в пункте 5 статьи 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» на основании ходатайства органов местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних; принимают решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключают с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор социального найма в отношении данного жилого помещения (ч.3 ст.3 Закона).

Из анализа приведенных правовых норм федерального и областного законодательства следует, что именно на орган местного самоуправления – администрацию г.Томска возлагаются обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствии установленным законом порядком из специализированного жилищного фонда.

При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств у органа местного самоуправления.

Не предоставление жилья истцу по причине отсутствия такового жилого помещения в ведении органа местного самоуправления, будет являться прямым нарушением предоставленных государством гарантий данной категории детей, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Законом Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области».

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина.

Таким образом, находит возможным возложить обязанность на администрацию города Томска предоставить Попковой Л.Ф. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 17 кв.м.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Попковой Л.Ф. удовлетворить.

Обязать администрацию Советского района г.Томска включить Попкову Л.Ф., ... г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования “Город Томск”.

Обязать администрацию г. Томска предоставить Попковой Л.Ф., ... г.р., на территории муниципального образования «Город Томск» благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 17, 0 кв. м.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: И.В. Перелыгина

Копия верна:

Судья: И.В. Перелыгина

на момент публикации решение в заокнную силу не вступило

2-2195/2015 ~ М-2141/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попкова Лилия Фаридовна
Ответчики
Администрация г. Томска
администрация Советского района г.Томска
Другие
Пичугина Ангелина Сергеевна
Администрация Томской области
Плотникова Ольга Владимировна
Самсонова Дания Ильгизаровна
Байгулова Мария Александровна
Администрация Советского района г. Томска
Еременко Ксения Владимировна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Перелыгина И.В.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
22.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2015Передача материалов судье
24.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2015Подготовка дела (собеседование)
22.07.2015Подготовка дела (собеседование)
22.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2015Судебное заседание
21.08.2015Подготовка дела (собеседование)
21.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2015Судебное заседание
26.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2016Дело оформлено
25.05.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее