2-517/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Томск 04 февраля 2015 г.
Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Ткаченко И.А.
при секретаре Лысовой В.А.,
с участием:
представителя заявителя Шавровской М.П. – Филиппова Ю.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,
представителя администрации г. Томска Долженковой Ю.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шавровской М.П. о признании незаконным решения администрации г. Томска, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по вопросам предоставления земельных участков,
установил:
Шавровская М.П. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение администрации г. Томска, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по вопросам предоставления земельных участков. В обоснование заявления указала, что она является инвалидом с детства первой группы. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию г. Томска на основании ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» с заявлением о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу <адрес>, общей площадью ... кв.м. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Томска уведомила заявителя о том, что в соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по вопросам предоставления земельных участков в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано. Указывая, что заявленная цель испрашиваемого земельного участка не связана с ограничениями установленными зоной санитарной охраны (далее ЗСО) просит признать решение об отказе незаконным.
Заявитель, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, что в соответствии с положениями ст. 257 ГПК РФ не препятствует к рассмотрению заявления.
Представитель заявителя Филиппов Ю.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., в судебном заседании заявление поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что испрашиваемый земельный участок не полностью попадает в 30 м зону ЗСО, в связи с чем администрация могла предоставить частично испрашиваемый земельный участок.
Представитель заинтересованного лица Долженкова Ю.В. считала решение администрации законным. Представила письменные пояснения, доводы которых поддержала в судебном заседании, суть которых сводится к тому, что испрашиваемый земельный участок находится в первом поясе ЗСО источника водоснабжения. В соответствии с п. 3.2.1.2 СанПин 2.1.4.1110-02 в первом поясе ЗСО не допускаются все виды строительства, не имеющие отношение к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений. В ЗСО, на которой расположен испрашиваемый земельный участок расположена действующая артезианская скважина, которая находится в собственности муниципального образования «город Томск». Посредством указанной скважины осуществляется холодное водоснабжение по <адрес>.
Заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд оснований для удовлетворения заявления не находит, исходя из следующего.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п.24) принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Оспариваемое решение направлено заявителю ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 6), настоящее заявление поступило в суд поступило ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, срок для обращения в суд заявителем не пропущен.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Соблюдение законов предполагает, что субъект правоотношений знает закон или имеет возможность в обычных условиях знать о нем. Такая возможность обеспечивается ч.3 ст.15 Конституции РФ, закрепляющей принцип официального опубликования законов и любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
В соответствии с ч.1 ст.264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
По правилам, закрепленным в п.3 ст.129 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ закреплено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как установлено статьей 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1).
Согласно ст.27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании ст. 25 Устава Города Томска Администрация г. Томска является органом местного самоуправления, которая, в том числе, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением администрации ... № от ДД.ММ.ГГГГ «О комиссии по вопросам предоставления земельных участков», создана комиссия по вопросам предоставления земельных участков на территории ...
Распоряжением администрации ... № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Регламент работы комиссии по вопросам предоставления земельных участков.
Пунктом 2.3. Регламента предусмотрено, что комиссия рассматривает вопросы, связанные с организаций и проведением торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков.
Основными документами комиссии по вопросам предоставления земельных участков являются протокол комиссии и письмо комиссии.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Шавровская М.П. обратилась в администрацию г. Томска с заявлением о предоставлении в первоочередном порядке в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу <адрес> (л.д. 5).
Заявление Шавровской М.П. было рассмотрено комиссией по вопросам предоставления земельных участков (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) и ДД.ММ.ГГГГ заявителю был дан ответ, что предоставление испрашиваемого земельного участка для заявленной цели не представляется возможным. Основанием к отказу явилось то, что на запрашиваемом земельном участке расположена скважина, в связи с чем участок расположен в первом пояске зоны санитарной охраны источника водоснабжения и не может быть предоставлен для целей строительства, поскольку предназначен для содержания скважины ( п. 1.5, 2.2.1, 3.2.1 СанПин 2.1.4.1110-02.2.1.4). Кроме того, указано, что у собственника скважины есть исключительное право на приобретение права собственности или права аренды на земельный участок для эксплуатации скважины (ст. 36 ЗК РФ) (л.д. 6, 40-47).
Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Исходя из положений ст. ст. 18, 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городских округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения, осуществление в пределах установленных законодательством полномочий собственника водных объектов, установления правил использования водных объектов, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарном эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.
В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся, в том числе: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3
В соответствии с п.п. 1, 3, 14 ч. 5 ст. 27 Земельного Кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с п. 1.4 СанПин 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 1.5 СанПин 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02 граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
В силу п. 3.2.1.2 СанПин 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Пунктом 1.17 СанПин 2.1.4.1110-02 установлено, что отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Как видно из материалов дела, в частности выкопировки из плана территории, дежурного плана города границах испрашиваемого заявителем земельного участка расположена артезианская скважина, ЗСО – 30 м (л.д. 38, 64). Скважина расположена по адресу г. Томск ул. Томская 2с.
При этом довод представителя заявителя, о том, что администрацией г. Томска предоставлены недостоверные доказательства в части плана схемы территории, поскольку на схеме плана территории №, которая была выдана уполномоченным органом заявителю имеется топографический знак № (каменное нежилое) (л.д. 8), в то время как в судебное заседание администрацией представлены схемы, в которых уже имеется дополнительное указание №(л.д. 64), суд находит несостоятельным.
Из имеющихся в материалах делах планов города установлено, что в границах испрашиваемого земельного участка находится артезинская скважина, которая защищена нежилым кирпичным зданием. При этом указание на картах № или № правого значения не имеет.
Свидетель П ... который выезжал по просьбе заявителя на земельный участок по <адрес> и составлял схему земельного участка по <адрес>, в судебном заседании показал, что на участке расположено нежилое кирпичное здание площадью ... м, высотой около ... м, вход в которое закрыт, территория здания очищена от снега, что свидетельствует об эксплуатации данного здания. При этом свидетель не мог понять, что это за здание, поскольку никаких обозначений на нем не имеется. В то же время свидетель подтвердил, что здание расположено именно на том месте, где на топографическом плане №, представленном администрацией г. Томска указано на расположение артезианской скважины (л, д. 38, 64, 67).
Свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что водоразборная скважина, глубиной ... м, расположенная по адресу <адрес> находится в собственности муниципального образования «город Томск» (л.д. 65). Выписка из ... с приложением ситуационного плана подтверждает нахождение указанной скважины в районе испрашиваемого земельного участка (л.д. 66-67).
Согласно технического паспорта сооружения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ артезианская скважина с кирпичным павильоном, имеет назначение водозаборная, год постройки ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68-74).
Как видно из ответа ... от ДД.ММ.ГГГГ артезианская скважина, в зоне санитарной охраны которой расположен земельный участок по адресу <адрес>, является действующей. Посредством артезианской скважины осуществляется холодное водоснабжение потребителей (населения) по <адрес>, <адрес>, <адрес>; противопожарное водоснабжение через установленные источники противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты) (л.д. 63).
Тот факт, что к скважине подходит водопровод подтверждается также дежурным планом города топографический план №, из которого видно, что к скважине подходит водопровод.
Принимая во внимание, что цель испрашиваемого земельного участка индивидуальное жилищное строительство, что запрещено п. 3.2.1.2 СанПин 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО, суд находит решение администрации г. Томска об отказе в предоставлении земельного участка законным, а довод заявителя, содержащийся в заявлении, что заявленная цель испрашиваемого земельного участка не связана с ограничениями, установленными для ЗСО несостоятельным.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для признания его незаконным у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Шавровской М.П. о признании незаконным решения администрации г. Томска, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по вопросам предоставления земельных участков отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья