Дело № 2-535/2017
Решение
Именем Российской Федерации
г. Канск Красноярского края 24 октября 2017 года
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Конищевой И.И., при секретаре Кудашовой С.И.,
с участием:
- прокурора - помощника Канского межрайпрокурора Брянской А.С., представителя ответчика Подшибякиной Т.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Абрамовой Татьяны Николаевны к администрации Канского района, Управлению социальной защиты населения администрации Канского района о признании права на предоставление мер социальной поддержки,
установил:
Канский межрайонный прокурор, действуя в интересах Абрамовой Т.Н., обратился в суд с иском к администрации Канского района, Управлению социальной защиты населения администрации Канского района, в котором просит решение Управления социальной защиты населения администрации Канского района о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% Абрамовой Т.Н. признать незаконным и отменить, признать за Абрамовой Т.Н. право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50%, с момента его приостановления 01.05.2017, обязать Управление социальной защиты населения администрации Канского района возобновить предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в-размере 50% с 01.05.2017 Абрамовой Т.Н.
Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения социального законодательства в Управлении социальной защиты населения администрации Канского района, в ходе которой установлено следующее. Абрамова Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом 3 группы, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Абрамова Т.Н. обратилась в УСЗН администрации Канского района с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации в размере 50% расходов по оплате коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт. С 01.01.2016 Абрамовой Т.Н. назначены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации в размере 50% расходов по оплате коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт. С 01.05.2017 ответчиком приостановлено предоставления льгот, в связи с имеющейся задолженностью по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. С 01.06.2017 органом социальной защиты принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки Абрамовой Т.Н., о чем последней было сообщено путем направления уведомления. Полагает, что решение органа социальной защиты населения администрации Канского района, в части приостановления и прекращения выплаты мер социальной поддержки инвалиду Абрамовой Т.Н. является незаконным, противоречащим нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, поскольку выплата предусмотренных законодательством льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг не может быть приостановлена либо прекращена инвалидам на основании того, что у них имеются задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Требования ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», содержащие условия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам только в случае отсутствия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг противоречат действующему федеральному законодательству о социальной защите инвалидов.
Кроме того, любая задолженность за ЖКУ не является бесспорной, так как граждане не всегда согласны с предъявляемыми тарифами и расценками ресурсоснабжающих организации и управляющих компаний
В судебном заседании помощник Канского межрайпрокурора Брянская А.С. поддержала исковое заявление по изложенным в иске доводам.
Материальный истец Абрамова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседание извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Канского района Подшибякина Т.Р. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что действия органа социальной защиты населения законны, меры социальной поддержки предоставляются при отсутствии задолженности по коммунальным услугам, Абрамова Т.Н. за коммунальные услуги не платит.
Представитель ответчика администрации Канского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседание извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, в своем письменном отзыве ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме, ссылаясь на ч. 5 ст. 159, ч. 3 ст. 160 ЖК РФ считает, что субсидии или компенсации расходов предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и ЖКУ. Наличие задолженности по оплате ЖКУ может явиться основанием как для отказа в предоставлении субсидии или компенсации, так и для приостановления перечисления данных выплат в последствии и прекращения их предоставления. Считает, что решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки является законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит, исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, неопределенного круга лиц.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004г. №199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст.28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п. «в» п. 9 ст.23 указанного Закона, орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Как установлено в судебном заседании, Абрамова Т.Н. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию на срок до 01.01.2018, в подтверждение представлена справка № 0372859 от 12.12.2016. Абрамова Т.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта.
На основании заявления Абрамовой Т.Н. Управлением социальной защиты населения администрации Канского района ей были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.01.2016.
С 01.05.2017 ответчиком приостановлено предоставления льгот, в связи с имеющейся задолженностью по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. С 01.06.2017 органом социальной защиты принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки Абрамовой Т.Н., о чем последней было сообщено путем направления уведомления от 15.06.2017.
На основании закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 (в редакции от 16.02.2017) «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в редакции от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Следовательно, наличие у Абрамовой Т.Н. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг на территории Красноярского края не может явиться основанием для приостановления и прекращения в предоставлении ей, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг.
Доводы ответчика и третьего лица об отсутствии у Абрамовой Т.Н. права на меры социальной поддержки из-за имеющейся у нее задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг суд не может принять во внимание в связи с неверным толкованием норм материального права.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании незаконным решения Управления социальной защиты населения администрации Канского района о приостановлении и прекращении предоставления Абрамовой Т.Н. мер социальной поддержки, предусмотренных абз.13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленные в виде протокола приостановки выплаты от 15.05.2017 и протокола закрытия от 15.06.2017 в связи с задолженностью по оплате ЖКУ.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу о наличии у Абрамовой Т.Н. права на получение мер социальной поддержки, в порядке восстановления нарушенного права истца при вынесении настоящего решения следует возложить на Управление социальной защиты населения администрации Канского района обязанность по предоставлению мер социальной поддержки, указав дату возобновления предоставления мер социальной поддержки - с 01.05.2017.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Канского межрайонного прокурора в интересах Абрамовой Татьяны Николаевны к администрации Канского района, Управлению социальной защиты населения администрации Канского района удовлетворить.
Решение Управления социальной защиты населения администрации Канского района о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% Абрамовой Татьяне Николаевне признать незаконным и отменить.
Признать за Абрамовой Татьяной Николаевной право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% с момента его приостановления - 01.05.2017.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Канского района возобновить предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% с 01.05.2017 Абрамовой Татьяне Николаевне.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий И.И. Конищева