РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22.01.10 года Ленинский районный суд г. Самары
в составе: председательствующего судьи Гороховик О. В.,
при секретаре Гущиной М. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <<ФИО>10> к Министерству здравоохранения и социального развития <...>, Управлению социальной защиты населения <...> <...> об увеличении ежемесячных сумм назначенных истцу к выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и единовременной выплате образовавшейся задолженности,
УСТАНОВИЛ:
<<ФИО>10> обратилась с иском в суд к Министерству здравоохранения и социального развития <...>, Управлению социальной защиты населения <...> <...> об увеличении ежемесячных сумм назначенных истцу к выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и единовременной выплате образовавшейся задолженности, мотивируя это тем, что она является вдовой инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. <<ФИО>6> <...> суда <...> от <Дата обезличена> г. установлен факт нахождения <<ФИО>10> на иждивении <<ФИО>2> По ее заявлению ответчиками с <Дата обезличена> г. назначены ежемесячные выплаты указанной компенсации в размере <данные изъяты>. Исчисление назначенной суммы должно производиться из суммы <данные изъяты>
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила обязать Министерство здравоохранения и социального развития <...> за счет средств Федерального бюджета (казны) Российской Федерации назначить <<ФИО>10> с <Дата обезличена> года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы в сумме <данные изъяты> и включить ее в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты, в дальнейшем указанную денежную компенсацию индексировать в соответствии с действующим законодательством, взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития <...> за счет средств Федерального бюджета (казны) Российской Федерации единовременно в пользу <<ФИО>10> образовавшуюся задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы в сумме <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения и социального развития <...> в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Департамента социальной поддержки и защиты населения администрации г. о. Самары исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд, выслушав стороны и исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования <<ФИО>10> удовлетворению не подлежат.
Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти - их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.
<<ФИО>9> установлено, что решением <...> суда <...> от <Дата обезличена> г. установлен факт нахождения <<ФИО>10> на иждивении <<ФИО>2>, который являлся инвалидом второй группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Управлением социальной поддержки и защиты населения <...> <...> <<ФИО>10> назначена ежемесячная выплата в размере <данные изъяты>.
Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в пункте 25 статьи 14 <<ФИО>3> от <Дата обезличена> года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от <Дата обезличена> года N 179-ФЗ, введенном в действие со <Дата обезличена> года.
Названная норма <<ФИО>3> сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным <<ФИО>4> РФ от <Дата обезличена> года (в редакции Федерального закона от <Дата обезличена> года N 180-ФЗ).
Кроме того, пункт 25 статьи 14 <<ФИО>3> от <Дата обезличена> года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от <Дата обезличена> года N 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.
Федеральным законом от <Дата обезличена> года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в <<ФИО>3> "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с <Дата обезличена> года, в базовый <<ФИО>3> были внесены изменения и дополнения.
Так, пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка:
инвалидам 1 группы - <данные изъяты>
инвалидам 2 группы - <данные изъяты>
инвалидам 3 группы - <данные изъяты>
Статья 14 базового <<ФИО>3> была дополнена новой частью второй следующего содержания:
"В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".
Из содержания этой нормы видно, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после <Дата обезличена> года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после <Дата обезличена> года редакцией пункта 25 части первой статьи 14 <<ФИО>3>, а в этом пункте с <Дата обезличена> года предусмотрены только твердые суммы.
Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от <Дата обезличена> года N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной пунктом 25 части первой статьи 14 базового <<ФИО>3>.
<<ФИО>4> Правительства РФ от <Дата обезличена> года N 607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно абзацу второму пункта 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.
Аналогичная норма содержится и в абзаце втором пункта 4 <<ФИО>5> <Дата обезличена> года N 6, утвержденного постановлением Минтруда от <Дата обезличена> года N 83.
<<ФИО>6> <<ФИО>9> от <Дата обезличена> года N ГКПИ02-122 установлено, что пункт 4 <<ФИО>5> в части слов "денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности" не противоречит части второй статьи 14 <<ФИО>3> "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В пункте 3.3 <<ФИО>8> <<ФИО>9> от <Дата обезличена> года N 11-П указано, что из пункта 25 части первой, части второй статьи 14 <<ФИО>3> "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от <Дата обезличена> года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от <Дата обезличена> года N 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от <Дата обезличена> года (то есть после <Дата обезличена> года). Данное положение не противоречит <<ФИО>7>.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О <<ФИО>7>ом <<ФИО>9>" выявленный <<ФИО>7>ым <<ФИО>9> конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после <Дата обезличена> года, сама <<ФИО>10> до <Дата обезличена> года получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от <Дата обезличена> года N 5-ФЗ, Управление социальной защиты населения <...> <...>, правильно назначило ей возмещение вреда исходя из суммы компенсации, предусмотренной пунктом 25 части 1 статьи 14 <<ФИО>3> от <Дата обезличена> года N 1244-1 в редакции Федерального закона от <Дата обезличена> года N 5-ФЗ.
Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая вышеуказанные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований <<ФИО>10> не имеется.
Доводы <<ФИО>10> не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся к ошибочному толкованию норм федерального законодательства, регулирующих данное правоотношение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований <<ФИО>10> отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.01.10 г.
Председательствующий: <<ФИО>0>