№2-164/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2019 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
Председательствующего судьи Клочковой Е.В.
при секретаре Нагайцевой А.С.,
с участием представителя истца по ордеру адвоката Штукина Ю.С., представителя ответчика по доверенности Свищевой О.С.
в отсутствие истца – Любимова С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Любимова Сергея Борисовича к УФСИН России по Воронежской области
о признании незаконным решения, принятого протоколом № 41 от 18 сентября 2018 года на заседании комиссии УФСИН России по Воронежской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления - 18 июня 2018 года, взыскании денежной компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к УФСИН России по Воронежской области, в котором просит признать незаконным решение УФСИН России по Воронежской области, принятое протоколом № 41 от 18 сентября 2018 года заседания комиссии УФСИН России по Воронежской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Обязать УФСИН России по Воронежской области принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления - 18 июня 2018 года. Взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
В обоснование исковых требований указывает, что с 20 июля 1995 года по 28 февраля 2007 года работал в системе исполнения наказаний, в частности в Управлении по конвоированию Управления федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области.
Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ УК УФСИН России по Воронежской области от 10.09.2001 № 5 был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в указанном учреждении. В последующем, той же комиссией дважды снимался с учета, однако на основании решений суда на учете был восстановлен вновь.
18 июня 2018 года подал в УФСИН России по Воронежской области заявление о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты. К заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 5 Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Однако, согласно протокола № 41 от 18 сентября 2018 года заседания комиссии УФСИН России по Воронежской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ему было отказано.
Считает данное решение необоснованным, вынесенным в нарушение требований законодательства.
В протоколе в качестве основания отказа в принятии на учет указано на ухудшение жилищных условий 29 марта 2017 года - факт снятия с регистрационного учета по месту жительства. Полагает данное основание отказа в принятии на учет противоречащим требованиям действующего законодательства, в частности Федеральному закону № 28Э-ФЗ от 30.12.2012 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Снятие с регистрационного учета по месту жительства никак не может являться намеренным действием, повлекшим ухудшение жилищных условий. Каких-либо прав на жилое помещение, с регистрационного учета в котором он снялся 29 марта 2017 года, он не имел. Данное жилое помещение принадлежало на праве собственности его бывшей супруге, было приобретено ею до брака, и совместной собственностью не являлось. В настоящее время с ней он разведен, и она не является членом его семьи
Кроме того, считает, что сам факт регистрационного учета в жилом помещении не подтверждает какие-либо права на него, а отражает лишь факт нахождения гражданина в указанном месте. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В период прохождения службы и после увольнения, в связи с выходом на пенсию до настоящего времени он не имел и не имеет жилых помещений ни в собственности, ни служебных, ни занимаемых по договорам социального найма, ни каких-либо иных на которые он имел бы какие-либо права.
Своего жилья у него никогда не было, ухудшить свои жилищные условия он никак не мог. Обжалуемое им решение считает незаконным, вызывающим у него глубокое возмущение и сильные нравственные страдания.
Представитель истца по ордеру адвокат Штукин Ю.С. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил суд их удовлетворить по выше изложенным основаниям.
Истец - Любимов С.Б. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил заявление.
Представитель ответчика - УФСИН России по Воронежской области действующая на основании доверенности Свищева О.С. в судебном заседании с иском не согласилась, считала его не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения приобщенные к материалам дела.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из пояснений сторон, материалов дела, включая выписки из протокола № 41 ( л.д. 10), свидетельства о расторжении брака ( л.д.11), свидетельства о регистрации по месту пребывания (л.д.12), копии паспорта с пропиской ( л.д. 17), заявления ( л.д. 39-40) послужного списка ( л.д. 68-73), выписки из приказа ( л.д.74), приказа об увольнении ( л.д. 75) – Любимов Сергей Борисович с 20 июля 1995 года по 28 февраля 2007 года работал в системе исполнения наказаний, в частности в Управлении по конвоированию Управления федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области. Состоял в браке с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ брак был расторгнут.
Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ УК УФСИН России по Воронежской области от 10.09.2001 № 5 был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в указанном учреждении.
В последующем, той же комиссией дважды снимался с учета, однако на основании решений суда от 14.09.2016 ( л.д.18-19), апелляционного определения от 19.12.2017 ( л.д.24-33) был восстановлен на учете.
18 июня 2018 года подал в УФСИН России по Воронежской области заявление о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, с соответствующими документами предусмотренные пунктом 5 Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно протокола № 41 от 18 сентября 2018 года заседания комиссии УФСИН России по Воронежской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истцу было отказано.
В частности основанием для отказа явился тот факт, что имело место ухудшение жилищных условий 29 марта 2017 года - факт снятия истца с регистрационного учета по месту жительства.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ (ч. 1 ст. 1 данного Закона).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283 - ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283 – ФЗ установлено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369
Пунктом 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В данном случае, как следует из материалов дела, истец до 29.03.2017 был зарегистрирован по адресу: <адрес>, где совместно с ним проживали его супруга ФИО1 и ФИО2, собственником дома являлась ФИО3 Площадь дома составляла 79,7 кв.м. Таким образом на человека приходилось 26,56 кв.м. Данные обстоятельства подтверждаются приложенными к материалам дела справкой Администрации Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района от 25.12.2018, отметкой о прописке в паспорте, приложенных к материалам дела.
С 29.03.2017 истец снялся с регистрационного учета по указанному адресу и временно зарегистрировался по месту пребывания по адресу: <адрес> - с 04.04.2017г. по 31.03.2019г. В данной квартире помимо истца зарегистрированы и проживают еще 4 человека, на площади 61, 9 кв.м., на одного человека приходится 12,38 кв.м. Указанные обстоятельства истцом в судебном заседании не оспаривались и подтверждаются материалами дела.
Таким образом, следует придти к выводу, что со стороны истца действительно имело место ухудшение жилищных условий.
С учетом установленных обстоятельств, следует сделать вывод, что право истца на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты возникло только после расторжения брака с супругой ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ и снятии с регистрации по адресу места жительства супруги 29.03.2017(находясь в браке), тогда как до расторжения брака и снятии с регистрации по месту жительства, Истец был постоянно зарегистрирован в качестве члена семьи собственника жилого помещения ( с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ в квартире общей площадью 79,9кв. м.), проживал и пользовался данным жилым помещением без заключения какого-либо соглашения с собственником.
Доводы истца относительно того, что у него фактически нет в собственности жилья, в связи с чем, он не мог ухудшить жилищные условия, не могут служить основанием для удовлетворения иска, поскольку как установлено судом в период нахождения в браке истец проживал совместно с супругой, был зарегистрирован по месту жительства, при этом не имеет значение в чьей собственности находилось жилье.
На основании изложенного, суд не находит оснований для признания незаконным решения УФСИН России по Воронежской области, принятое протоколом № 41 от 18 сентября 2018 года заседания комиссии УФСИН России по Воронежской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В связи с отказом в удовлетворении указанных требований, требования об обязании УФСИН России по Воронежской области принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления - 18 июня 2018 года, взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 20000 рублей также не подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд находит необходимым также отметить, что согласно ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283 – ФЗ, Пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, у истца возникнет право на постановку на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты через 5 лет после снятия с регистрации по адресу места жительства супруги, а именно после 22.04.2021
Руководствуясь ст.ст. 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Исковые требования Любимова Сергея Борисовича к УФСИН России по Воронежской области о признании незаконным решения, принятого протоколом № 41 от 18 сентября 2018 года на заседании комиссии УФСИН России по Воронежской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления - 18 июня 2018 года, взыскании денежной компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья: Клочкова Е.В.