РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2023 года г.Похвистнево
Похвистневский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Карамзиной Ю.В., при секретаре Китаевой В.В., с участием заместителя Похвистневского межрайонного прокурора Павлова А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-911/2023 по административному исковому заявлению Похвистневского межрайонного прокурора к Государственному бюджетному учреждению Самарской области <данные изъяты> «Доблесть» о признании незаконным бездействия, устранении нарушений законодательства,
у с т а н о в и л:
Похвистневский межрайонный прокурор Самарской области в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к ГБУ СО РЦ <данные изъяты> «Доблесть» о признании незаконным бездействия, устранении нарушений законодательства, указав, что в ходе проведения проверки исполнения ГБУ СО РЦ «Доблесть» на предмет исполнения требований законодательства о защите прав <данные изъяты>, выявлены нарушения в части соблюдения требований, предъявляемых к учреждениям с целью обеспечения доступности для маломобильных групп населения. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой в адрес директора ГБУЗ СО РЦ «Доблесть» внесено представление. В ходе проведения контрольной проверки межрайонной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения требований СП 59.13330.2020, ГБУ СО РЦ «Доблесть» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не устранены, действенные меры по устранению нарушений учреждением не приняты. А именно, в помещениях ГБУ СО РЦ «Доблесть» по адресу: <адрес> нарушение требований п. 6.5.2, 6.5.9 СП 59.13330.2020 отсутствует звуковое сопровождение. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, прокурор просил признать незаконным бездействие ГБУ СО РЦ «Доблесть», в части непринятия мер по обеспечению беспрепятственным входом маломобильных групп граждан в ГБУ СО РЦ «Доблесть», в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения, а именно обеспечить звуковое сопровождение в помещениях ГБУ СО РЦ «Доблесть».
В судебном заседании заместитель Похвистневского межрайонного прокурора Самарской области Павлов А.Е. поддержал исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить иск.
В судебном заседании представитель административного ответчика – ГБУ СО РЦ «Доблесть» ФИО4 исковые требования Похвистневского межрайонного прокурора признал, пояснил, что в настоящее время ведется работа по устранению нарушений, оборудование «Звуковое сопровождение» будет приобретено и установлено в учреждении по мере финансирования либо за счет собственных средств.
Представитель заинтересованного лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО5 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в иске отказать, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что Министерство является учредителем ГБУ СО РЦ «Доблесть». Финансирование направлений, связанных с созданием условий беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры в учреждениях осуществляется в соответствии с проектно-программным методом, когда расходы на будущий год закладываются при формировании проекта бюджета в текущем году по соответствующим направлениям расходов. При формировании проекта областного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ, заявка от ГБУ СО РЦ «Доблесть» на финансирование работ по устранению выявленных нарушений в министерство в ДД.ММ.ГГГГ не поступала, соответственно не была учтена в бюджетных проектировках. Заявка на устранение выявленных нарушений подана ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время находится на проверке соответствия требованиям, предусмотренным Порядком.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации под охраной государства находятся жизнь и здоровье каждого гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Государственную политику в области социальной защиты <данные изъяты> в Российской Федерации, целью которой является обеспечение <данные изъяты> равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О социальной защите <данные изъяты> в Российской Федерации».
Статьей 2 названного Федерального закона определено, что социальная защита <данные изъяты> - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих <данные изъяты> условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают <данные изъяты> (включая <данные изъяты>, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для <данные изъяты> звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Порядок обеспечения условий доступности для <данные изъяты> объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Приказом Министерства строительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден СП 59.13330.2020. Свод правил. «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее по тексту - СП 59.13330.2020).
Помещения и места обслуживания, оборудованные стационарной системой обеспечения разборчивости звуковой информации, а также по технические средства связи обозначаются по ГОСТ Р 52131.
Технические средства информации и сигнализации, размещаемые в к помещениях, предназначенных для пребывания МГН различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию.
В соответствии с п. 6.5.7 СП 59.13330.2020 в вестибюлях общественных зданий с учетом их функционального назначения следует предусматривать установку информационных терминалов/киосков, информационных табло типа «бегущая строка», тактильно-визуальных схем. Перечень устанавливается в задании на проектирование.
Информирующие тактильные таблички (в том числе тактильнозвуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: LK0M I - перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами; универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден ГОСТ Р 52875- 2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для <данные изъяты> по зрению. Технические требования (далее - ГОСТ Р 52875-2018).
В силу п. 4.3.1 ГОСТ Р 52875-2018 напольные ТНУ обустраивают на коммуникационных путях в жилых зданиях, в которых проживают <данные изъяты> по зрению, в производственных зданиях предприятий ВОС и других предприятий, на которых организуют рабочие места для <данные изъяты> по зрению, в общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения, на объектах транспортной инфраструктуры (в аэропортах, на автовокзалах и автостанциях, железнодорожных вокзалах, станциях метрополитена) для предупреждения <данные изъяты> по зрению о возможных опасностях на путях их следования, а также для тактильного обозначения путей безопасного передвижения к месту получения услуги.
Вышеуказанными стандартами утверждены требования, предъявляемые к учреждениям с целью обеспечения доступности для маломобильных групп населения.
В соответствии с ч.1 ст. 297 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В судебном заседании установлено, что Похвистневской межрайонной прокуратурой проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства о защите прав <данные изъяты>.
В ходе проверки установлено, что в ГБУ СО РЦ «Доблесть» не соблюдаются требования федерального законодательства о защите прав <данные изъяты>, а именно в вестибюле не установлены информационные терминалы/киоски, информационные табло типа «бегущая строка», тактильновизуальные схемы.
По указанному факту Похвистневской межрайонной прокуратурой в адрес директора ГБУ СО РЦ «Доблесть» внесено представление с требованием об устранении указанных нарушений (л.д. 8-9).
В связи с неисполнением представления, Похвистневской межрайонной прокуратурой в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена повторная проверка, в результате которой установлено, что нарушения, выявленные в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ не устранены, действенные меры по устранению нарушений учреждением не приняты, в помещения ГБУ СО РЦ «Доблесть» отсутствует звуковое сопровождение, что нарушает требования п.66.5.2, 6.5.9 СП 59.13330.2020 (л.д. 10-11).
Административным ответчиком в материалы дела представлена заявка от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии в сумме 673586,00 рубля в целях реализации государственной программы Самарской области «Доступная среда в Самарской области» на ДД.ММ.ГГГГ на обустройство и приспособление (в том числе приобретение подъемных устройств, ремонтные работы, дооборудование техническими средствами адаптации, разработка проектно-сметной документации и получение положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию и др.) зданий (помещений) с целью обеспечения доступности для инвалидов, с приложением проектно-сметной документации.
Согласно ответу заместителя министра социально-демографической и семейной политики Самарской области – руководителя департамента ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, заявка принята к рассмотрению. В связи с ограниченным финансированием мероприятий по обустройству и приспособлению объектов для <данные изъяты>, включение Учреждения в реализацию мероприятий Программы будет определяться после формирования проекта областного бюджета. Ориентировочно заявку возможно будет запланировать к реализации в период ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ от ГБУ СО РЦ «Доблесть» в адрес Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области направлена заявка о предоставлении субсидии в сумме 39200,00 рубля на покупку индукционной портативной системы Vert (аудиоконтур) и звуковой маяк «Vertical-2/2/IR.
Оценивая изложенное в совокупности, учитывая, что указанные выше нормы федерального законодательства возлагают на административного ответчика обеспечение соблюдения федерального законодательства о социальной защите <данные изъяты>, в том числе исполнение требований по созданию необходимых условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, дублирование необходимой для <данные изъяты> звуковой и зрительной информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, а в помещениях здания, принадлежащего ответчику отсутствует соблюдение указанных государственных правил и нормативов, суд считает, что исковые требования Похвистневского межрайонного прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя заинтересованного лица о невозможности исполнения предписания ввиду отсутствия денежных средств несостоятельны и не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку законодательством не предусмотрено исполнение обязанности по соблюдению федерального законодательства в зависимости от финансового обеспечения.
Исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц - <данные изъяты>, что является обоснованным и соответствует требованиям закона, поскольку ГБУ СО РЦ «Доблесть» является реабилитационным центром для <данные изъяты>, количество которых постоянно меняется, в связи с чем определить круг таких лиц не представляется возможным.
Согласно ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает иск в интересах пострадавших.
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В силу ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Оценивая изложенное в совокупности, суд считает заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 174-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования Похвистневского межрайонного прокурора Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ СО <данные изъяты> «Доблесть», ИНН № о признании незаконным бездействия, устранении нарушений законодательства удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ГБУ СО РЦ «<данные изъяты> «Доблесть» в части непринятия мер по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп граждан в ГБУ СО <данные изъяты> «Доблесть».
Обязать ГБУ СО <данные изъяты> «Доблесть» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения п. 6.5.2 и п. 6.5.9 СП 59.13330.2020, а именно обеспечить звуковой сопровождение в помещениях ГБУЗ СО <данные изъяты> «Доблесть».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Похвистневский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 09.08.2023.
Судья Ю.В. Карамзина