Дело №2-3033/2020
УИД 18RS0003-01-2020-002315-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 сентября 2020 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шахтина М.В.,
при секретаре Исаковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федеральной службы судебных приставов России к БЛВ о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями должностного лица государственного органа в порядке регресса,
установил:
Федеральная служба судебных приставов России обратилась в суд с иском к БЛВ о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями должностного лица государственного органа в порядке регресса.
Исковые требования мотивированы следующим.
Решением Первомайского районного суда г. Ижевска от 12.08.2019г. по делу № 2-973/2019 исковые требования Г, Ч удовлетворены, взыскано с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России за счет средств казны Российской Федерации 113 616,20 руб. убытков, в связи с неправомерным действием по ограничению права выезда за пределы РФ.
На основании исполнительного листа ФС <номер> возбуждено исполнительное производство <номер>-ИП по взысканию с Ч задолженности по кредитному договору в сумме 130 970,49 руб. в пользу ПАО «Сбербанк России» Удмуртское отделение <номер>.
В рамках данного исполнительного производства были приняты меры принудительного исполнения – временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации сроком на 6 месяцев до 29.03.2018г.
25.12.2017г. судебным приставом-исполнителем Устиновского РОСП г. Ижевска УФССП РФ по УР К вынесено постановление о снятии временного ограничения на выезд должника Ч из Российской Федерации в связи с фактическим погашением задолженности.
05.04.2018 начальником отдела - старшим судебным приставом Устиновского РОСП г. Ижевска УФССП РФ по УР БЛВ вынесено постановление о временном ограничении на выезд Ч в рамках исполнительного производства N <номер>-ИП на срок 6 месяцев до 05.10.2018 в связи с неисполнением должником в установленные сроки требований исполнительного документа.
28.06.2018 заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Устиновского РОСП г. Ижевска УФССП РФ по УР Г вынесено постановление о снятии временного ограничения на выезд должника Ч из Российской Федерации, в связи с фактическим погашением задолженности.
28.06.2018 судебным приставом-исполнителем Устиновского РОСП г. Ижевска вынесено постановление об окончании исполнительного производства N <номер>-ИП в связи с фактическим исполнением.
Согласно справке ПАО Сбербанк от 28.06.2018 г. задолженность Ч погашена в полном объеме 25.12.2017 г.
27.06.2018 в 00 ч. 42 мин на КПП "Казань-аэропорт" Ч вручено уведомление об ограничении ее выезда из РФ на основании решения ФССП Устиновского РОСП г. Ижевска.
Согласно ответу на судебный запрос Департамента пограничного контроля ФСБ России от 06.05.2019, информация об ограничении права Ч на выезд из Российской Федерации поступила в ФСБ России в соответствии с Порядком от АИС ФССП России 03.10.2017 г., которое было отменено 29.12.2017, также поступила информация об ограничении выезда 06.04.2018, ограничение было отменено 29.06.2018, в связи с чем, пропуск Ч через государственную границу в периоды ограничений не представлялся возможным.
Между ООО Бюро Путешествий "ТУРИСТ" и КЛН, действующей в интересах, в том числе, Г и Ч <дата> заключен договор N 173-2018 о подборе, бронировании и приобретении тура на группу туристов, в том числе Г, Ч по направлению Кипр, Протарас в период с <дата> по <дата> маршрутом Казань - Ларнака на общую сумму 567 700 рублей. Стоимость тура на Ч составила 94 616,67 рублей.
Между ИП КДВ и Г заключены договора аренды транспортного средства с экипажем N 25 от <дата> и N 26 от 27.062018 г., согласно которого исполнитель оказывает заказчику транспортные услуги по маршруту следования Ижевск-Казань <дата> на сумму 9 000 рублей и Казань- Ижевск <дата> на сумму 9000 рублей.
Во исполнение решения Первомайского районного суда <адрес> от 12.08.2019г. платежными поручениями <номер> от <дата> перечислены денежные средства в общем размере 113 616,20 руб.
На основании изложенного, истец просит взыскать с БЛВ в порядке регресса сумму ущерба в размере 113 616,20 руб. в пользу Казны Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России.
Представитель УФССП России по УР БМВ, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик БЛВ исковые требования не оспаривала, просила взыскать сумму ущерба в пределах среднемесячного заработка.
Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Статьей 4 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" предусмотрено, что федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").
На основании п. 3 ст. 10 указанного федерального закона нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация.
В силу п. 4 ст. 10 этого же федерального закона правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе, ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, а также государственную службу иных видов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, данным Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах").
В силу статьи 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации).
Согласно статье 13 этого закона гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 68 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В Гражданском кодексе Российской Федерации отношения, связанные с возмещением вреда, регулируются нормами главы 59 (обязательства вследствие причинения вреда).
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 названного кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение (п. 3.1 ст. 1081 ГК РФ).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, в частности, следует, что в случае причинения федеральным государственным гражданским служащим при исполнении служебных обязанностей вреда гражданину или юридическому лицу его возмещение производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации. Лицо, возместившее вред, причиненный федеральным государственным гражданским служащим при исполнении им служебных обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Вместе с тем в Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", Федеральном законе от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральном законе от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" не определены основания, порядок и виды материальной ответственности государственных гражданских служащих за ущерб, причиненный нанимателю, в том числе при предъявлении регрессных требований в связи с возмещением вреда.
Статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим Федеральным законом.
По смыслу изложенных выше нормативных положений и с учетом того, что Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", а также Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не определены основания и порядок привлечения государственного гражданского служащего к материальной ответственности за причиненный им при исполнении служебных обязанностей вред и виды (то есть размер) этой ответственности, к спорным отношениям по возмещению в порядке регресса вреда, причиненного ответчиками вследствие ненадлежащего исполнения ими своих служебных обязанностей, подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации о материальной ответственности работника.
В соответствии с требованиями ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП г. Ижевска БЛВ назначена на должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела – старшего судебного пристава Устиновского районного отдела судебных приставов г. Ижевска с 11.01.2018г. на основании приказа от 10.01.2018г.
Решением Первомайского районного суда г. Ижевска от 12.08.2019г. исковые требования Г к Российской Федерации в лице ФССП о взыскании убытков и компенсации морального вреда удовлетворены частично. Взыскано с Российской Федерации в лице ФССП за счет средств казны Российской Федерации в пользу Г убытки в размере 112616 руб. 20 коп., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
Таким образом, решением Первомайского районного суда г. Ижевска от 12.08.2019г. установлено, что незаконные действия начальника отдела - старшего судебного пристава Устиновского РОСП г. Ижевска УФССП РФ по УР БЛВ по вынесению постановления от 05.04.2018 г. о временном ограничении на выезд Ч и бездействие судебного пристава-исполнителя Устиновского РОСП г. Ижевска УФССП РФ по УР, выразившееся в непринятии надлежащих мер к снятию временного ограничения на выезд должника Ч из Российской Федерации в период времени с 05.04.2018 г. по 28.06.2018 г. привели к нарушению прав должника, и явилось основанием для отказа в пропуске должника Ч через государственную границу РФ в воздушном пункте пропуска через государственную границу в аэропорте Казань 27.06.2018.
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 ГК РФ).
По смыслу действующего гражданского законодательства Российской Федерации, Министерство Финансов Российской Федерации, представляющее Российскую Федерацию возместившую вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц государственных органов, приобретает право обратного требования (регресса) к тем лицам, которые непосредственно виновны в совершении неправомерных действий. Данные лица несут регрессную ответственность в полном объеме. Право регрессного требования у Российской Федерации возникает с момента возмещения указанного вреда.
На основании ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Среднемесячный заработок начальника отдела – старшего судебного пристава Устиновского РОСП г. Ижевска УФССП России по УР БЛВ 50 622 руб. 97 коп., что подтверждается справкой о заработной плате <номер>.
Таким образом, на ответчика материальная ответственность должна быть возложена в пределах среднего месячного заработка.
Совокупность установленных по делу обстоятельств свидетельствует о противоправности действий БЛВ и наличия причинно-следственной связи между причиненным ущербом казне Российской Федерации и действиями ответчика.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку причиненный ответчиками и возмещенный на основании гражданского кодекса Российской Федерации за счет казны Российской Федерации ущерб возник в результате их противоправных действий.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, что истец был освобожден от оплаты государственной пошлины, с ответчика БЛВ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1562 руб. 50 коп. в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Федеральной службы судебных приставов России к БЛВ о возмещении ущерба в порядке регресса - удовлетворить.
Взыскать с БЛВ в пользу казны Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России в порядке регресса денежную сумму в размере 50 622 руб. 97 коп.
Взыскать с БЛВ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1562 руб. 50 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2020 года.
Председательствующий судья М.В. Шахтин