Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1406/2018 ~ М-1120/2018 от 21.05.2018

Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2018 года

Дело № 2-1406/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2018 года                         ЗАТО г.Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Петровой О.С.

при секретаре Асадовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солодовничего Николая Степановича к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «2 финансово-экономическая служба», войсковой части ***, Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» об оплате дополнительного отпуска как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

УСТАНОВИЛ:

Солодовничий Н.С. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «2 финансово-экономическая служба», войсковой части ***, Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» об оплате дополнительного отпуска как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование заявленных требований указал, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году. В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск.

Приказом командира войсковой части ***, где он работает, ему как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС предоставлен дополнительный отпуск в количестве 14 календарных дней с 18 апреля по 02 мая 2018 года.

16 апреля 2018 года он обратился к начальнику 2 ФЭС с заявлением об оплате отпуска, однако получил отказ. В устном порядке ему разъяснено о необходимости обращения с заявлением об оплате в центр социальной поддержки населения, что и было им сделано. Но Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения, куда он обратился, также отказал ему в производстве выплаты, указав, что оплата дополнительного отпуска в данном случае должна производиться работодателем.

Просил суд определить надлежащего ответчика по делу и взыскать с войсковой части *** через филиал ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» или с ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск за 2018 год в размере 17 884,72 руб.

Представитель ответчика филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» Паркин А.Н. в судебном заседании, не оспаривая право истца на получение компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск за 2018 год и размер заявленных им к взысканию денежных средств, с предъявленными к филиалу ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» требованиями на согласился со ссылкой на положения пункта 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2007 № 136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с Чернобыльской аварией, которым предусмотрено, что финансирование расходов осуществляется за счет средств, предусматриваемых Федеральной службе по труду и занятости в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год на меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Таким образом, полагал, что войсковая часть *** и ФКУ «ОСК СФ» в лице филиала «2 ФЭС» являются ненадлежащими ответчиками по делу.

Ответчик – войсковая часть *** ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве на иск указал, что работнику в/части *** Солодовничему Н.С. в период с 18 апреля по 02 мая 2018 года предоставлен дополнительный отпуск без сохранения заработной платы в соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 № 1244-1. выписка из приказа направлена в филиал ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС».

Указал, что с 01 января 2017 года войсковая часть *** зачислена на финансовое обеспечение в филиал ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС», в связи с чем не осуществляет операций с денежными средствами.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика Государственного областного казенного учреждения «Североморский межрайонный центр социальное поддержки населения» Жуковская И.В., не оспаривая право истца на получение компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск за 2018 год и размер заявленных им к взысканию денежных средств, в судебном заседании с заявленными к ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальное поддержки населения» не согласилась, полагала необходимым признать надлежащим ответчиком ФКУ «ОСК СФ» в лице «2 ФЭС» и взыскать с него в пользу истца компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск за 2018 год.

Со ссылкой на п.6 Постановления Правительства РФ от 30 августа 2005 г. № 542 «Об утверждении правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС", Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне» привела довод о том, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, в том числе работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство социального развития Мурманской области, которое представителя в судебное заседание не направило, отзыв на иск не представило.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантированы установленные Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относятся, согласно ст. 13, граждане, (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

Одними из мер социальной поддержки такой категории граждан являются, в частности, предоставление им ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска с выплатой единовременной компенсации на оздоровление, а также ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Солодовничий Николай Степанович, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, что подтверждается удостоверением серии ***, выданным *** года, в соответствии с которым он имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При таком положении, с учетом приведенных выше норм материального права, истец имеет право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 14 календарных дней с выплатой единовременной компенсации на оздоровление, а также на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Судом также установлено, что Солодовничий Н.С. работает водителем автомобильного взвода роты охраны и обслуживания войсковой части ***.

Приказом командира в/части *** № 51 от 05 марта 2018 года ему предоставлен дополнительный отпуск без сохранения заработной платы как участнику в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в количестве 14 календарных дней с с 18 апреля 2018 года по 01 мая 2018 года.

В соответствии с расчетом истцу начислена сумма отпускных в размере 17 884,72 руб., которая работодателем не выплачена.

Солодовничий Н.С. обратился в Государственное областное казенное учреждение «Североморский межрайонный центр социальное поддержки населения» с заявлением об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска, однако письмом от 12 апреля 2018 года в выплате истцу отказано со ссылкой на то, что сотрудники и гражданский персонал Минобороны России реализуют свое право на получение мер социальной поддержки по месту прохождения службы (работы). Солодовничему Н.С. рекомендовано обратиться за получением указанных выплат к работодателю.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд полагает надлежащим ответчиком по делу ФКУ «ОСК СФ» в лице филиала «2 ФЭС».

Так, согласно ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2005 года № 542 «Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

В частности, пунктом 2 данных Правил предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Федеральной службе по труду и занятости, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Согласно пункту 6 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

В указанном порядке осуществляется финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 5.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Российская Федерация делегировала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат, но за исключением компенсаций и других выплат, предоставляемых военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктами 4, 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), 12 (в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка) и 13 части первой, частью четвертой (в части пособия на погребение) статьи 14, пунктами 3 и 4 части первой статьи 15, частью первой статьи 16, пунктами 3 (в части среднего заработка), 4 - 6 и 13 статьи 17, пунктами 1 - 3, абзацем четвертым пункта 4, пунктами 5 и 7 (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере, выплачиваемого гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в части, приходящейся на выплату данного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет), 8 - 10 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2, абзацем вторым пункта 3, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19, пунктами 1 - 3 и абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20, пунктом 3 части первой статьи 25, частями первой, второй и четвертой статьи 39, статьями 40 и 41 настоящего Закона.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение приведенных норм закона Правительством Мурманской области 25 декабря 2014 года принято постановление № 653-ПП «Об организации перечисления компенсаций, пособий и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации и проживающим на территории Мурманской области», действие которого не распространяется на лиц, указанных в пункте 6 Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установленных Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2005 года № 542.

Пунктом 1 постановления № 653-ПП Положения предусмотрено, что положения Порядка не применяются в отношении выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы).

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки всем гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации и др., в том числе гражданского персонала указанных федеральных органов исполнительной власти, указав, что меры социальной поддержки данным гражданам предоставляются самими федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в пределах средств, выделяемых этим органам и на эти цели из федерального бюджета на соответствующий год.

Таким образом, свои обязательства по возмещению вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Российская Федерация в данном случае реализует по двум направлениям: путем субвенций, направляемых субъектам Российской Федерации, и путем выделения средств из федерального бюджета, направляемых вышеуказанным федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Как выше уже указывалось, Солодовничий Н.С. работает водителем автомобильного взвода роты охраны и обслуживания войсковой части ***.

Войсковая часть *** входит в систему Министерства обороны Российской Федерации. При этом Министерству обороны Российской Федерации предоставляются средства из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на соответствующую статью расходов, что подтверждается Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".

При таких обстоятельствах, получение Солодовничим Н.С. мер социальной поддержки в виде оплаты ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 14 календарных дней должно осуществляться по месту работы.

Однако поскольку согласно приказу Министра обороны Российской Федерации «О создании ФКУ «Объединенное стратегическое командование» Северного флота» от 11 декабря 2014 года № 899, приказу командующего Северным флотом «Об объявлении Перечней воинских частей и учреждений Министерства обороны РФ, зачисленных на финансовое обеспечение в ФКУ «Объединенное стратегическое командование» Северного флота» от 11 мая 2017 № 1049 войсковая часть *** состоит на финансовом обеспечении в федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегическое командование» - филиале «2 финансово-экономическая служба», то денежные средства подлежат взысканию с филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС».

Размер причитающейся компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск за 2018 год в размере ответчиками по делу не оспорен, судом проверен, признан верным.

Таким образом, суд удовлетворяет заявленные Солодовничим Н.С. исковые требования к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «2 финансово-экономическая служба», войсковой части *** об оплате дополнительного отпуска как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и взыскивает с филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» в пользу Солодовничего Н.С. компенсацию дополнительного отпуска в размере 17 884,72 руб.

В удовлетворении исковых требований Солодовничего к Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» об оплате дополнительного отпуска как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56-57, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Солодовничего Николая Степановича к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «2 финансово-экономическая служба», войсковой части *** об оплате дополнительного отпуска как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, удовлетворить.

Взыскать с филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» в пользу Солодовничего Николая Степановича компенсацию дополнительного отпуска как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 18 апреля 2018 года по 01 мая 2018 года в сумме 17 884,72 руб.

В удовлетворении исковых требований Солодовничего к Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» об оплате дополнительного отпуска как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.С. Петрова

2-1406/2018 ~ М-1120/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Солодовничий Николай Степанович
Ответчики
в/ч 06982
Государственное областное казенное учреждение "Североморский межрайонный центр социальное поддержки населения"
Филиал ФКУ "ОСК СФ" «2 финансово-экономическая служба»
Другие
Министрество социального развития Мурманской области
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Петрова О.С.
Дело на сайте суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
21.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2018Передача материалов судье
25.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2018Судебное заседание
10.07.2018Судебное заседание
18.07.2018Судебное заседание
23.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее