Дело № 2-4/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Халецкой Ю.Г.,
при секретаре Басовой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старикова Дмитрия Алексеевича к администрации Питкярантского городского поселения о признании недействительным постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, результатов кадастровых работ, исключении записи из единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке,
установил:
Стариков Д.А. обратился с названным иском по тем основаниям, что администрация Питкярантского муниципального района постановлением от 27.02.2015 № 227 предварительно согласовала место размещения турбазы в <адрес> на землях запаса, ориентировочной площадью 5 000 кв.м. сроком на три года, утвердила акт о выборе земельного участка от 21.08.2012, а также схему расположения вновь образованного земельного участка в кадастровом квартале №. Из иска следует, что при проведении кадастровых работ в отношении испрашиваемого участка кадастровым инженером было установлено пересечение данного участка с земельным участком с кадастровым номером №, поставленным на кадастровый учет 11.09.2015, основанием для формирования которого послужило постановление администрации Питкярантского городского поселения от 10.08.2015 № 318-П., в связи с чем истец обратился к ответчику с просьбой отменить упомянутое постановление, однако получил отказ. Полагая, что постановление администрации Питкярантского городского поселения нарушает его (истца) права, поскольку имеется ранее принятое решение по спорному земельному участку о предварительном согласовании места размещения турбазы, срок которого не истек, Стариков Д.А. просит признать постановление администрации Питкярантского городского поселения от 10.08.2015 № 318-П недействительным, признать недействительным результаты кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером № в виде межевого плана, исключить сведения из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен.
Представитель истца, действующий на основании доверенности Пронин А.В., исковые требования изменил, просит признать постановление администрации Питкярантского городского поселения от 10.08.2015 № 318-П недействительным, исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №
Представитель ответчика, администрации Питкярантского городского поселения, действующий на основании доверенности Клименков С.И., исковые требования не признал, пояснил, что администрации не было известно о предварительном согласовании места размещения объекта на спорном земельном участке, в связи с чем, была утверждена схема земельного участка с кадастровым номером №.
Представитель третьего лица, администрации Питкярантского муниципального района, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее, в судебном заседании 15.11.2017, представитель третьего лица, действующая на основании доверенности Хилюта Т.П., исковые требования поддержала, пояснила, что, поскольку имеется ранее принятое постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, срок которого не истек, у администрации Питкярантского городского поселения не было правовых оснований для утверждения схемы земельного участка с кадастровым номером №.
Представители третьих лиц: Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»; общества с ограниченной ответственностью «Производственно-торговое объединение «Питкяранта», Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, кадастровый инженер Конерва А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей истца, ответчика, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно п.1 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01 марта 2015 года) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из пункта 5 указанной статьи следовало, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке: производился выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнялись в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществлялся его государственный кадастровый учет; принималось решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 31 ЗК РФ (в редакции, действующей до 01 марта 2015 года) орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивал выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформлялись актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагались утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускалось утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимал решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ (в редакции до 01 марта 2015 года) решение о предварительном согласовании места размещения объекта являлось основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действовало в течение трех лет.
В соответствии с п. 1 ст. 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествовала процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводилась в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет.
Положениями п. 1 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 01.03.2015, предусмотрено, что до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Указанные положения закона свидетельствуют о том, что лицо, получившее до 01 марта 2015 года предварительное согласование места размещения объекта, имеет право получить земельный участок в соответствии с ранее действующим законодательством в пределах действия решения о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.26, ст.27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона, в частности, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 настоящего Федерального закона).
Согласно ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В судебном заседании установлено, что на основании заявления ООО «ПТО «Питкяранта» постановлением администрации Питкярантского городского поселения от 10 августа 2015 года № 318-П утверждена схема расположения вновь образованного земельного участка в кадастровом квартале № при преобразовании участка, находящегося в государственной собственности, проектной площадью 10 390 кв.м., по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования – отдых (рекреация). 11 сентября 2015 года в отношении данного земельного участка внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости, он поставлен на кадастровый государственный учет с присвоением ему кадастрового номера № по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием – отдых (рекреация). Данные о правах отсутствуют.
Также судом установлено, что постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 27 февраля 2015 года № 227 Старикову Д.А. предварительно согласовано место размещения турбазы в районе <адрес> на три года на землях запаса общей ориентировочной площадью 5 000 кв.м., утвержден акт о выборе земельного участка от 21.08.2012 и схема расположения вновь образованного земельного участка в кадастровом квартале № при преобразовании участка, находящегося в государственной собственности. В настоящее время произведен перевод земель запаса на земли рекреации.
При проведении кадастровых работ по образованию испрашиваемого Стариковым Д.А. земельного участка было установлено, что сформировать земельный участок в сложившейся ситуации не представляется возможным из-за пересечения границ с земельным участком с кадастровым номером №.
Данное обстоятельство подтверждается заключением землеустроительной экспертизы, проведенной ООО «Центр кадастровых услуг», в котором эксперт указал, что пересечение земельного участка, испрашиваемого Стариковым Д.А., с земельным участком с кадастровым номером № таково, что земельный участок истца практически полностью накладывается на земельный участок с кадастровым номером №.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством право истца на предоставление земельного участка на день рассмотрения настоящего гражданского дела не утрачено, суд приходит к выводу, что постановление администрации Питкярантского городского поселения от 10 августа 2015 года № 318-П, на основании которого был образован земельный участок с кадастровым номером №, нарушает права Старикова Д.А. в области использования земель, поскольку его право на предоставление земельного участка возникло ранее издания оспариваемого постановления, в связи с чем оно подлежит признанию недействительным, следовательно, сведения о земельном участке с кадастровым номером № подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости.
Довод представителя администрации Питкярантского городского поселения о том, что администрации не было известно о предварительном согласовании места размещения объекта на спорной территории опровергается актом выбора испрашиваемого истцом земельного участка и схемой его расположения, подписанного главой Питкярантского городского поселения, а также письмом администрации Питкярантского муниципального района от 09.08.2012, в котором администрация известила ответчика о возможности предоставления с предварительным согласованием земельного участка на местности, где впоследующем был образован земельный участок с кадастровым номером №.
То обстоятельство, что при проведении землеустроительной экспертизы был установлен факт пересечения испрашиваемого истцом земельного участка с земельным участком с кадастровым номером № (земли лесного фонда), не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку, как указали эксперты, земельный участок с кадастровым номером № был образован 13.08.2013, то есть до вынесения постановления о предварительном согласовании места размещения турбазы, при этом эксперты пришли к выводу, что на момент утверждения схемы испрашиваемого Стариковым Д.А. земельного участка его возможно было сформировать и осуществить постановку на кадастровый учет, но с учетом уже находящегося на кадастровом учете земельного участка из состава земель лесного фонда №, в связи с чем, площадь испрашиваемого земельного участка могла быть меньше, чем 5 000 кв.м. в пределах 10 %, при этом эксперты также отметили, что при выборе земельного участка 21.08.2012 наложений и пересечений с землями лесного фонда не было, что подтверждается согласованием в акте выбора ГКУ РК «Питкярантское центральное лесничество», в связи с чем речь может идти о реестровой ошибке. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что испрашиваемый Стариковым Д.А. земельный участок с учетом имеющегося земельного участка с кадастровым номером №, сформировать представляется возможным.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с администрации Питкярантского городского поселения в пользу истца судебные издержки в виде госпошлины в размере 300 рублей, а также расходы по оплате экспертизы в пользу ООО «Центр кадастровых услуг» в размере 20 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Признать постановление администрации Питкярантского городского поселения от 10 августа 2015 года № 318-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Республика Карелия, Питкярантский район, д. Койриноя» недействительным.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №.
Взыскать с администрации Питкярантского городского поселения в пользу Старикова Дмитрия Алексеевича возврат государственной пошлины в размере 300 рублей.
Взыскать с администрации Питкярантского городского поселения в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр кадастровых услуг» расходы по оплате экспертизы в размере 20 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.
Судья Ю.Г. Халецкая
Мотивированное решение вынесено 19 января 2018 года.