УИД 63RS0043-01-2021-000988-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2021 года г. Самара
Красноглинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Зинкина В.А.,
с участием административного истца Кабанова С.С.,
при помощнике судьи Толмачевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-786/2021 по административному исковому заявлению Кабанова Сергея Сергеевича к администрации городского поселения «Город Козельск» о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Кабанов Сергей Сергеевич обратился в Красноглинский районный суд г. Самары с указанным административным исковым заявлением по тем основаниям, что ему принадлежит на праве долгосрочной аренды земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость 162160 рублей, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Право на долгосрочную аренду возникло у административного истца на основании соглашения от <дата> о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от <дата>
В соответствии с пунктом 4.9 указанного договора арендатор имеет право выкупа земельного участка, согласно пункту 2.1 договора аренды он заключен на срок 20 лет.
Административным истцом <дата> было подано заявление на имя главы администрации городского поселения «Город Козельск» о предоставлении земельного участка с приложением всех необходимых документов, в ответ на которое административным ответчиком <дата> направлен ответ с сообщением о невозможности предоставить указанный участок в собственность ссылкой на положения п. 2. ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
<дата> административный истец повторно обратился с заявлением, в котором просил пересмотреть принятое решение, в ответ на которое административным ответчиком <дата> направлено письмо, в котором административному истцу, как арендатору земельного участка, указано на возможность получить земельный участок в собственность (заключить договор купли-продажи) после выполнения пп. 6. п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, т.е. после расположения на земельном участке с кадастровым номером № какого-либо объекта недвижимости.
При указанных обстоятельствах, с учетом наличия долгосрочного договора аренды с зафиксированным правом арендатора на выкуп арендованного земельного участка, административный истец считает действия (бездействие) административного ответчика, выразившиеся в фактическом отказе подготовить и заключить договор купли-продажи земельного участка, незаконными, в том числе по основаниям подачи заявления ненадлежащим лицом и возможности заключения договора купли-продажи после возведения арендатором строений.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд:
Признать незаконными действия (бездействие) администрации городского поселения «Город Козельск» по отказу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и заключения соответствующего договора на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве долгосрочной аренды административному истцу Кабанову Сергею Сергеевичу.
Возложить обязанность на администрацию городского поселения «Город Козельск» принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату в размере кадастровой стоимости данного земельного участка Кабанову Сергею Сергеевичу.
Возложить обязанность на администрацию городского поселения «Город Козельск» осуществить подготовку проекта договора-купли-продажи земельного участка и направить его административному истцу Кабанову Сергею Сергеевичу в течении 10 дней после вступления в силу судебного решения.
Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, согласно письменным возражениям просили в заявленных требованиях отказать, рассмотреть дело без участия их представителя.
Заслушав объяснения административного истца, изучив представленные возражения административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом на административного истца возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону (статья 62 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно ст. 227 КАС РФ административные исковые требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными полномочиями, подлежат удовлетворению, при условии несоответствия данного решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Судом установлено, что у Кабанова Сергея Сергеевича находится в аренде земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается следующими документами и не оспаривалось административным ответчиком.
На основании договора аренды земельного участка № от <дата> указанный земельный участок предоставлен администрацией городского поселения «Город Козельск» в аренду ФИО1 и ФИО2 сроком на 20 лет (пункт 2.1 договора). Всоответствии с пунктом 4.9 договора аренды земельного участка № от <дата> арендатор имеет право выкупа земельного участка.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Калужской области <дата>, номер регистрации №.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации приаренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления.
<дата> между ФИО1, ФИО2 и Кабановым С.С. заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от <дата>, на основании которого административному истцу перешли права и обязанности по договору аренды указанного земельного участка. Земельный участок передан административному истцу на основании акта приема-передачи земельного участка от <дата>.
<дата> администрации городского поселения «Город Козельск» вручено уведомление о передаче прав и обязанностей по договору аренды, входящий №.
<дата> соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, номер регистрации №.
<дата> Кабановым С.С. подано заявление в администрацию городского поселения «Город Козельск» о предоставлении указанного земельного участка с кадастровым номером № в собственность.
<дата> административным ответчиком Кабанову С.С. направлено письмо, в соответствии с которым указано, что согласно п. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предоставить земельный участок в собственность за выкуп не представляется возможным. Также заявителю указано, что приобрести в собственность за выкуп земельный участок возможно после расторжения договоры аренды, согласно п. 1 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. при продаже на торгах в форме аукционов.
При этом в соответствии с пп. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, указанное письмо не содержит конкретного решения административного ответчика, предусмотренного пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ, в том числе об отказе в предоставлении земельного участка административному истцу, а указанные в письме основания невозможности предоставления земельного участка в собственность в соответствии с пп. 2 ст. 39.16 ЗК РФ неконкретизированы, как и в представленных возражениях на административный иск, при этом указанная норма содержит различные основания.
В случае учета административным ответчиком нахождения указанного земельного участка в аренде у ФИО1, ФИО2, административным ответчиком не дана оценка заключенному с КабановымС.С. соглашению о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от <дата>, о чем в соответствии с требованиями п. 9 ст. 22 ЗК РФ административный ответчик уведомлен <дата>
<дата> Кабанов С.С. обратился к административному ответчику с жалобой, в которой просил повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка, в котором указал, что он является арендатором указанного земельного участка на основании указанного соглашения.
<дата> административным ответчиком в адрес Кабанова С.С. направлено письмо, в котором административному истцу, как арендатору земельного участка, указано на возможность получить земельный участок в собственность (заключить договор купли-продажи) после выполнения пп. 6. п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, т.е. после расположения на земельном участке здания, сооружения.
Таким образом, административным ответчиком в нарушение указанных положений закона не совершено одно из действий по результатам рассмотрения заявления Кабанова С.С. о предоставлении земельного участка, предусмотренных п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, непринято решение об отказе предоставления земельного участка со ссылкой на конкретные основания, предусмотренные статьей 39.16 ЗКРФ, либо не осуществлена подготовка проекта договора купли-продажи при наличии установленных законом оснований.
При этом суд приходит к выводу, что не является основанным на законе указание административного ответчика на возможность предоставления земельного участка административному истцу, как его арендатору, после расположения на земельном участке здания, сооружения, поскольку данное требование обуславливает рассмотрение заявления административного истца по указанным в нем основаниям выполнением действий для подачи заявления по иным основаниям.
При наличии указанных обстоятельств, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое бездействие административного ответчика, выразившиеся в фактическом отказе в рассмотрении заявления Кабанова С.С. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № и принятия соответствующего решения, предусмотренного пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, является незаконным и нарушает права административного истца.
Также установлено, что по обращению Кабанова С.С. прокуратурой Козельского района Калужской области проведена проверка по вопросам предоставления муниципальных услуг и бездействия должностных лиц администрации ГП «Город Козельск» по предоставлению указанного земельного участка. Установлено, что администрацией даны ответы, несоответствующие требованиям действующего законодательства, в целях устранения выявленных нарушений внесено представление, которое находится на рассмотрении администрации, что не является препятствием для рассмотрения требований Кабанова С.С. судом по правилам главы 22 КАС РФ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (ст. ст. 10, 11 и 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать какое решение должно быть принято органом местного самоуправления при реализации его полномочий.
Установив, что оспариваемое бездействие административного ответчика не соответствуют требованиям закона, суд, с соблюдением пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, считает необходимым обязать администрацию городского поселения «Город Козельск» возобновить рассмотрение заявления Кабанова Сергея Сергеевича о предоставлении земельного участка в собственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 226-227 КАСРФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Кабанова Сергея Сергеевича - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Город Козельск» по рассмотрению заявления Кабанова Сергея Сергеевича о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию городского поселения «Город Козельск» возобновить рассмотрение заявления Кабанова Сергея Сергеевича о предоставлении земельного участка в собственность.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 09.04.2021 г.
Судья: В.А. Зинкин