Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-619/2020 ~ М-269/2020 от 06.02.2020

Дело № 2-619/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 08 июня 2020 года

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе :

судьи Макаровой Е.В.,

с участием адвоката Родионова А.Б., представившего ордер № 4 и предъявившего удостоверение № 573,

при секретаре Черниковой Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панкратова А.Н., Панкратовой В.А., Панкратовой О.А., Панкратова А.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Панкратовой К.А. к администрации города Тамбова Тамбовской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Панкратова А.Н., Панкратова В.А., Панкратова О.А., Панкратов А.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Панкратовой К.А. обратились в суд с иском к администрации города Тамбова Тамбовской области о предоставлении вне очереди жилого помещения, указав, что они проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: ***.

Постановлением администрации г.Тамбова от 31.12.2013г. *** *** был признан аварийным и подлежащим сносу. На их заявление относительно предоставления другого жилого помещения по договору социального найма вне очереди получен отказ. В письме администрации *** от 18.07.2019г №04-52-43/19-1 указано, что дом относится к домам блокированной застройки. Данная категория жилых домов не подлежит расселению в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 09.04.2019 г. №414».

Отказ в предоставлении им другого жилого помещения по договору социального найма противоречит закону. Так как дом, в котором расположена их квартира, признан аварийным и подлежащим расселению, то им должно быть предоставлено новое жилое помещение по договору социального найма без какой-либо очереди и вне учета каких-либо иных факторов. Дом признан аварийным более шести лет назад, но вопрос о предоставлением им другого жилого помещения по договору социального найма не решен. Общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: Тамбовская | область, г.Тамбов, ул.*** согласно техническому плану составляет 43,8 кв.м., поэтому площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению, также должна составлять не менее 43,8 кв.м. Просят суд возложить на администрацию г.Тамбова обязанность по предоставлению им вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 43,8 кв.м.

Истец Панкратова В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала полностью по тем же основаниям, что изложены в исковом заявлении, и просила их удовлетворить.

Представитель истца Панкратовой В.А. – адвокат Родионов А.Б. в суде исковые требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям, что изложены в исковом заявлении, пояснив, что если признано право на выселение из аварийного дома, то жилье должно быть предоставлено вне очереди. Дом опасен для проживания, в нем нет газа, водопровода, повреждены стены, фундамент, крыша. В данном случае спорным является срок предоставления жилья. Очередность в данной ситуации не предусмотрена. В квартире не имеется перепланировок и переустройств. Площадь квартиры больше, чем указывает ответчик.

Представитель ответчика Администрации г.Тамбова Уланова Н.Н. с суде с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что дом включен в программу по переселению из аварийного жилья. В настоящее время рассматривается вопрос о снятии Панкратовой В.А. с очереди на получение жилья, так как у неё имеется в собственности другое жилое помещение. Панкратова О.А. стоит в очереди на улучшение жилищных условий как малоимущая с составом семьи – 1 человек. Площадь квартиры Панкратовых по документам составляет 28 квадратных метров.

Истцы Панкратов А.Н., Панкратова О.А., Панкратов А.А. в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Привлеченный в качестве специалиста представитель МУП «Тамбов-недвижимость» в суд не явился, извещен надлежаще.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьёй 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей52 Кодекса принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учёт, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учёт.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи49, часть 1 статьи52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьёй 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья87 названного кодекса).

В судебном заседании установлено, что в двухкомнатной *** общей площадью 28 кв.м по адресу:***, по договору социального найма проживают и зарегистрированы по месту жительстваПанкратов А.Н (основной квартиросъемщик), Панкратовой В.А. (жена), Панкратова О.А. (дочь), Панкратов А.А. (сын), несовершеннолетняя Панкратова К.А (внучка), что подтверждается выпиской из лицевого счета (л.д.79)и копией постановления администрации г. Тамбова от 27.11.2015г. № 8740( л.д. 83).

Постановлением администрации г.Тамбова от 31.12.2013 №11491 многоквартирный дом по адресу:*** признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 16).

Согласно Приложению №1 к постановлению администрации Тамбовской области от 21.02.2020г. № 134 и Приложению №1 к Областной адресной программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории *** указан в Перечне многоквартирных домов, включенных в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2019-2025 годы. Планируемая дата окончания переселения из *** - 01.09.2025г. (л.д.92-96).

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан. При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, п.1ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.

Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений п.1ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях договора социального найма, аварийным и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных законом условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими и нуждающимися в жилом помещении в установленном порядке.

Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2018 N 1773-О для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации г.Тамбова № 8740 от 27.11.2015г. Панкратова О.А. принята на учет в составом семьи - 1 человек в качестве нуждающейся в жилых помещениях и признана малоимущей, что подтверждается копией учетного дела и постановлением администрации города Тамбова от 27.11.2015г. (л.д.58-83).

Ранее в 1987 году решением исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов г.Тамбова от 29.01.1987г. № 44 её мать - Панкратова В.А. была поставлена на учет на получение жилой площади по Списку «Общей очереди» с составом семьи 3 человека (она, муж и дочь).

Однако, согласно сведениям Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии от 27.05.2020г. и ЕГРН за Панкратовой В.А. с 24.06.2002г. зарегистрировано право собственности на жилое помещение по адресу: ***, площадью 37,8 кв.м. ( л.д. 85), за ФИО1 с 28.06.2017г. зарегистрировано право общей долевой собственности 1/5 доли жилого дома и земельного участка по адресу: ***, д.***, ***, за Панкратовым А.А. и Панкратовой К.А. 30.03.2020г. зарегистрировано право собственности по 1/2 доли жилого помещения по адресу: ***, и земельный участок по тому же адресу по 59/200 доли.

Материалы дела не содержат доказательств признания других истцов Панкратова А.Н., Панкратова А.А., Панкратовой К.А. малоимущими и нуждающимися в жилом помещении в соответствии с требованиями п. п. 3 и 4 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Панкратовой О.А. на территории Тамбовской области.

При таких обстоятельствах, даже учитывая признание спорного жилого дома аварийным, но при наличии в собственности истцов Панкратовой В.А., Панкратова А. Н., Панкратова А.А., Панкратовой К.А. иного жилья, то есть в отсутствие объективной нуждаемости истцов в предоставлении жилья, не имеется оснований для удовлетворения требований о внеочередном предоставлении им жилого помещения по договору социального найма.

Поскольку совокупность условий, позволяющих признать за истицей Панкратовой О.А. право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, установлена в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований частично и обязании администрации города Тамбова предоставить Панкратовой О.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 28 кв.м. в черте *** взамен занимаемой ***.

Другое жилое помещение предоставляется истцу Панкратовой О.А. взамен жилого помещения, непригодного для проживания, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.

Доводы стороны истца о том, что площадь *** составляет более 28 кв.м., а именно 43,8 кв.м по фактическому обмеру кадастрового инженера Бахтиной от 25.12.2019г., необоснованны и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно выписки из лицевого счета от 26.12.2019г., ордера от 27.02.1974г. и постановления администрации города Тамбова № 8740 от 27.11.2015г. площадь указанной квартиры составляет 28 кв.м. (л.д. 11, 35, 83).

Документы, подтверждающие законные основания фактического увеличения площади ***, находящейся на первом этаже, до 43,8 кв.м, суду не представлены.

Учитывая выше изложенные обстоятельства, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования Панкратовой О.А. и обязать администрацию *** предоставить ей по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 28 кв.м. в черте *** взамен занимаемой ***.

В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат по вышеизложенным основаниям.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Тамбова Тамбовской области предоставить Панкратовой О.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 28 кв.м. в черте *** взамен занимаемой ***.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья - Е.В. Макарова

Мотивированное решение изготовлено 15.06.2020г.

Судья - Е.В. Макарова

2-619/2020 ~ М-269/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Панкратова Вера Андреевна
Панкратова Ольга Александровна
Панкратов Александр Николаевич
Информация скрыта
Панкратов Александр Александрович
Ответчики
Администрация г.Тамбова
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбова
Судья
Макарова Елена Владимировна
Дело на странице суда
sud24--tmb.sudrf.ru
06.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2020Передача материалов судье
07.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2020Подготовка дела (собеседование)
25.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
21.04.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.06.2020Судебное заседание
15.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.09.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.09.2021Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
22.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее