Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-28/2019 (2-871/2018;) ~ М-824/2018 от 14.08.2018

Дело № 2-28/2019

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

30 января 2019 года                                  город Оха Сахалинской области

Охинский городской суд Сахалинской области

В составе:     председательствующего судьи – Асмадяровой Е.Л.,

при секретаре –                   Козик Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красюк Валентины Павловны к администрации муниципального образования городской округ «Охинский» о возложении обязанности рассмотреть вопрос о выплате возмещения за утраченное в результате землетрясения жилое помещение,

у с т а н о в и л :

Красюк В.П. обратилась в суд с настоящим иском к администрации муниципального образования городской округ «Охинский» (далее – МО ГО «Охинский»), указывая, что с 1994 года она является собственником квартиры, расположенной по адресу: Сахалинская область <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в результате землетрясения, произошедшего в Охинском районе Сахалинской области, <адрес> Сахалинской области получил технические повреждения, был выведен из эксплуатации и снесен, как не подлежащий восстановлению. При этом до настоящего времени материальную компенсацию за это жилое помещение истец не получила.

В связи с этим в своем исковом заявлении Красюк В.П. поставила требования о возложении на администрацию МО ГО «Охинский» обязанности рассмотреть вопрос о выплате ей возмещения за квартиру, расположенную по адресу: Сахалинская область <адрес>, утраченную в результате землетрясения.

В судебном заседании представитель истца Красюк В.П. – Кравченко М.В., действующая по доверенности, исковые требования Красюк В.П. поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО ГО «Охинский» – Пилявская О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме. В обоснование своих возражений относительно иска указала, что администрация МО ГО «Охинский» не является надлежащим ответчиком по требованиям о выплате возмещения за жилое помещение, утраченное в результате землетрясения, поскольку органы местного самоуправления не являются носителями прав и обязанностей в сфере реализации государственных гарантий, установленных действующим законодательством для лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Истец Красюк В.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – министерства финансов Сахалинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела третье лицо извещено надлежащим образом, в письменной форме ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, а также о применении последствий пропуска Красюк В.П. срока исковой давности для заявления настоящего иска, просило суд отказать в удовлетворении ее исковых требований по этому основанию.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике МО ГО «Охинский» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела третье лицо извещено надлежащим образом, о причинах неявки своих представителей в судебное заседание не сообщили, об отложении судебного разбирательства дела не ходатайствовали.

Поэтому суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, их представителей.

Выслушав объяснения представителей сторон спора, исследовав материалы дела и оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Общеизвестным фактом, не нуждающимся в подтверждении иными доказательствами в соответствии с частью 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является факт разрушительных землетрясений, произошедших 28.05.1995 и 08.01.1996, а также последующих афтершоков в Охинском и прилегающем к нему районах Сахалинской области.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами спора, 10.11.1994 собственником квартиры, расположенной по адресу: Сахалинская область <адрес>, ФИО4 и истцом Красюк В.П. подписан нотариально удостоверенный договор купли-продажи квартиры, согласно которому ФИО4 продала данную квартиру, а истец Красюк В.П. купила эту квартиру в свою собственность, уплатив продавцу согласованную сторонами договора цену, после чего данное жилое помещение было передано во владение и пользование истцу. 18.12.2018 сведения о единоличном праве собственности истца на это жилое помещение внесены в ЕГРН Управлением Росреестра по Сахалинской области.

В обоснование своих исковых требований Красюк В.П. ссылается на тот факт, что данная квартира была утрачена ею в результате землетрясения, произошедшего 28.05.1995.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статьей 18 данного Федерального закона установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций и т.п. При этом порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Своим Постановлением от 07.06.1995 № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» в целях оказания помощи в приобретении жилья гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации признало необходимым выпуск государственных жилищных сертификатов для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 № 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее – Порядок).

Согласно пункту 5 Порядка (в редакции, действовавшей в 1995-1996 годах) выпуск сертификатов осуществляется в течение 2 месяцев с момента стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации) на основании решения Правительства Российской Федерации и данных Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе. Сертификат подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и главным бухгалтером эмитента или уполномоченного им финансового органа субъекта Российской Федерации (далее именуется – уполномоченный финансовый орган) и заверяется печатью эмитента или уполномоченного финансового органа. В случае передачи эмитентом полномочий финансовому органу на бланке сертификата делается отметка о решении, на основании которого осуществлена передача этих полномочий.

Пунктом 9 Порядка (в редакции, действовавшей в 1995-1996 годах) устанавливалось, что выпуск сертификатов осуществляется в пределах норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), в соответствии с действующим законодательством принимает решение о поименной выдаче сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, и запрашивает у Министерства финансов Российской Федерации необходимое количество сертификатов.

Аналогичные положения содержат пункты 6-11 Порядка в редакции, действующей на момент разрешения настоящего спора судом.

Таким образом, государством гарантируется право на получение жилья гражданами, утратившими его в результате стихийного бедствия.

При этом, исходя из целей установленных Постановлением «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций», с учетом закрепленного Конституцией Российской Федерации права каждого гражданина на жилье, выдача государственного жилищного сертификата осуществляется только гражданам, утраченное жилье которых, являлось их единственным местом жительства.

Утвержденным 10.06.1995 актом № 3 комиссионного обследования технического состояния зданий и сооружений Охинского района, пострадавших от землетрясения 28.05.1995, <адрес> Сахалинской области, в числе других зданий и сооружений, признан подлежащим исключению из эксплуатации, как построенный без учета сейсмики и получивший третью степень повреждений.

Постановлением мэра г. Охи от 13.11.1995 № 750/1 утвержден акт № 1 о выводе из эксплуатации жилых домов г. Охи, поселков Сабо, Эхаби, Озерный, получивших разрушительные повреждения от землетрясения 28.05.1995, во исполнение которого в 1996-1997 годах указанный выше дом выведен из эксплуатации и снесен в числе других зданий и сооружений МО ГО «Охинский», получивших повреждения в результате данного землетрясения и не подлежащих восстановлению.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что жилой <адрес> Сахалинской области, а, соответственно – и <адрес> этом доме, утрачены именно в результате землетрясения, произошедшего 28.05.1995 на территории МО ГО «Охинский».

Доказательств, подтверждающих иное, а равно то обстоятельство, что взамен <адрес> этого дома собственнику данного жилого помещения (иному лицу) было предоставлено пригодное для проживания жилое помещение либо компенсация в иной форме, сторонами спора суду не указано и не представлено.

В то же время, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами спора, в период с 24.09.1982 по 28.05.2014, включая момент землетрясения, произошедшего в МО ГО «Охинский» 28.05.1995, истец Красюк В.П. фактически проживала и была зарегистрирована по месту своего постоянного жительства по адресу: Сахалинская область <адрес>, в качестве члена семьи ее нанимателя по договору социального найма – своего супруга ФИО5 Квартира, расположенная по адресу: Сахалинская область <адрес>, на момент ее утраты в результате землетрясения, произошедшего 28.05.1995, местом жительства истца Красюк В.П. не являлась.

При этом актом от 24.09.1996 № 9 дополнительного обследования технического состоянии жилых домов города Охи и населенных пунктов Охинского района, пострадавших от землетрясения 28.05.1995, 08.01.1996 и последующих афтершоков, дом по адресу: Сахалинская область <адрес>, также признан построенным без учета сейсмики и получившим повреждения.

14.04.2014 в рамках реализации Сахалинской областной целевой программы «Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Сахалинской области на 2009-2013 годы и на период до 2017 года», утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 31.12.2008 № 423-па, семье истца Красюк В.П. взамен сейсмонеустойчивой квартиры, расположенной по адресу: Сахалинская область <адрес>, предоставлена отвечающая санитарным и техническим требованиям квартира, расположенная по адресу: Сахалинская область <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами спора не оспариваются.

Таким образом, на момент землетрясения 28.05.1995 квартира, расположенная по адресу: Сахалинская область <адрес>, местом жительства, в том числе единственным, истца не являлась; жилищные права истца, нарушенные в результате выявления после этого стихийного бедствия факта сейсмонеустойчивости ее единственного жилья (квартиры, расположенной по адресу: Сахалинская область <адрес>) обеспечены органами государственной власти Сахалинской области путем предоставления истцу и ее семье взамен сейсмонеустойчивого жилого помещения отвечающей санитарным и техническим требованиям квартиры, расположенной в климатически более благоприятной местности (Анивский район Сахалинской области).

Более того, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений Положением о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам Сахалинской области, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий на территории области, утвержденным губернатором Сахалинской области от 04.11.1995 № 353 (издано в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 № 982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий»), предусматривалось, что после признания соответствующих районов пострадавшими от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий органы местного самоуправления этих районов составляли списки граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата (пункты 1.5, 1.9-2.0).

В то же время, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2008 № 64-Г08-9 положения пунктов 1.5-1.7 этого Положения признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части слов «после получения списков от органов местного самоуправления».

В связи с этим Постановлением губернатора Сахалинской области от 08.08.2008 № 237-па пункты 1.5-1.7 данного Положения были изложены в новой редакции (действовавшей до 07.06.2009), которая не предусматривала обязанность органов местного самоуправления составлять списки граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.

Действующим в настоящее время Положением о выдаче и реализации на территории Сахалинской области государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства Сахалинской области от 14.12.2016 № 627, обязанность составления таких списков возложена на органы исполнительной власти Сахалинской области.

Таким образом, обязанность органов местного самоуправления по составлению списков граждан, лишившихся жилья в результате стихийных бедствий, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, предусматривалась положениями ранее действовавших подзаконных нормативных правовых актов, противоречивших требованиям федерального законодательства.

Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.

Как предусмотрено положениями Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 № 982, эмитентом сертификатов выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Согласно положениям этого Порядка (в редакции, действовавшей в 1995-1996 годах) выпуск сертификатов осуществляется в течение 2 месяцев с момента стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации) на основании решения Правительства Российской Федерации и данных Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие, в соответствии с действующим законодательством принимает решение о поименной выдаче сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате стихийного бедствия, и запрашивает у Министерства финансов Российской Федерации необходимое количество сертификатов.

Аналогичный порядок был закреплен Положением о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам Сахалинской области, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории Сахалинской области, утвержденным губернатором Сахалинской области от 04.11.1995 № 353 (с учетом изменений), и предусмотрен действующим Положением о выдаче и реализации на территории Сахалинской области государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства Сахалинской области от 14.12.2016 № 627.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.11.1995 № 729 уполномоченными Министерством финансов Российской Федерации по выдаче государственных жилищных сертификатов определены финансовые органы субъекта Российской Федерации, на территории которых произошли стихийные бедствия.

Погашение государственных жилищных сертификатов в силу пунктов 15-17 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 № 982 (в редакции, действовавшей в 1995-1996 годах), осуществляется за счет средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете в составе резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Для погашения сертификата орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет в Министерство финансов Российской Федерации оригинал государственного жилищного сертификата, подтверждение о том, что данный сертификат принят им к учету, и заявку на компенсацию стоимости жилья или на оплату жилья (части жилья) по договору купли-продажи. В свою очередь Министерство финансов Российской Федерации в срок, не превышающий одного месяца со дня получения сертификата и заявки на компенсацию стоимости жилья или на оплату жилья (части жилья) по договору купли-продажи, осуществляет через систему федерального казначейства перечисление средств бюджетам субъекта Российской Федерации в рамках межбюджетных отношений. В случае передачи эмитентом полномочий уполномоченному финансовому органу этот орган направляет Министерству финансов Российской Федерации корешок сертификата.

Аналогичные положения содержат пункты 22-25 этого Порядка в редакции, действующей на момент разрешения настоящего спора судом.

В силу пункта 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 № 982 (в редакции, действовавшей в 1995-1996 годах), выпуск государственных жилищных сертификатов осуществляется эмитентом только на основании соответствующего решения Правительства Российской Федерации.

Аналогичные положения содержат пункты 22-25 этого Порядка в редакции, действующей на момент разрешения настоящего спора судом.

Из анализа положений приведенных нормативных правовых актов следует, что общественные отношения по оказанию помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, урегулированы федеральным законодателем таким образом, что на органы местного самоуправления возложена лишь обязанность по выдаче справки в подтверждение факта утраты гражданином жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, остальную работу в этой сфере обязаны проводить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо самостоятельно, либо совместно с федеральными органами, для чего в бюджетах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ежегодно предусматривается соответствующее финансирование.

Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1995 № 547 «Об экстренных мерах по оказанию гражданам, пострадавшим в результате землетрясения в Сахалинской области» в целях оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате разрушительного землетрясения 28.05.1995 в Охинском и прилегающих к нему районах Сахалинской области, повлекшего значительные человеческие жертвы, постановлено установить компенсационные выплаты гражданам, которым причинен материальный ущерб от стихийного бедствия, в размере 50 млн. рублей (с учетом Указа Президента Российской Федерации от 04.08.1997 № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» – 50000 рублей) на семью. Правительству Российской Федерации определить порядок и условия предоставления компенсационных выплат, указанные выплаты осуществить за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30.05.1995 № 547 Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.1995 № 539 утвержден Порядок предоставления единовременной материальной помощи и компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате землетрясения в Сахалинской области (далее – Порядок от 02.06.1995 № 539).

Согласно Порядку от 02.06.1995 № 539 компенсационные выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (пункт 1). Пострадавшими от стихийного бедствия признаются, в том числе граждане, которым причинен материальный ущерб, независимо от места их проживания (пункт 2). Гражданам, которым причинен материальный ущерб в результате стихийного бедствия, предоставляются компенсационные выплаты в размере до 50 млн. рублей (с учетом Указа Президента Российской Федерации от 04.08.1997 № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» – 50000 рублей) (пункт 4). Заявление о предоставлении компенсационных выплат подается пострадавшими или их законными представителями в комиссию по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате землетрясения (далее – комиссия). Указанные комиссии создаются администрациями Охинского и Ногликского районов. В состав комиссии включаются представители администрации соответствующего района, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации. Положение о комиссии разрабатывается администрацией соответствующего района и утверждается главой администрации Сахалинской области (пункт 5). К заявлению о предоставлении компенсационных выплат прилагаются: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; свидетельство о смерти; документы, удостоверяющие причинение ущерба здоровью; документы, удостоверяющие причинение материального ущерба; другие документы, необходимые для принятия решения с учетом конкретных обстоятельств. Документы представляются в подлинниках или копиях, заверенных в установленном порядке (пункт 6). Решение о предоставлении компенсационных выплат принимается главой администрации соответствующего района в 10-дневный срок. В случае отказа в предоставлении компенсационных выплат заявитель письменно извещается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования. Одновременно заявителю возвращаются все документы, которые были приложены к заявлению (пункт 7).

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.1995 № 539 Постановлением губернатора Сахалинской области от 11.08.1995 № 247 утвержден Порядок выплаты компенсаций за утраченное или поврежденное имущество жителям Охинского и Ногликского районов, пострадавшим от землетрясения 28.05.1995 (далее – Порядок от 11.08.1995 № 247). Данным Постановлением губернатора Сахалинской области, в частности, главам администраций Охинского и Ногликского районов в двухнедельный срок со дня принятия данного постановления поручено закончить работу оценочных комиссий по определению размера компенсаций за утраченное или поврежденное имущество гражданам, пострадавшим от землетрясения; завершить обследование имущества граждан, оформление необходимых документов и принять решения о выплате компенсаций.

Как определено указанным Порядком от 11.08.1995 № 247, право на компенсационные выплаты имеют лица, которым причинен материальный ущерб в результате стихийного бедствия. К пострадавшим от землетрясения относятся жители Охинского и Ногликского районов, имеющие постоянную прописку и проживающие в момент землетрясения в одном из населенных пунктов названных районов (пункт 2).

Для получения компенсаций за утраченное или поврежденное имущество пострадавший или его законный представитель подает заявление установленной формы (прилагается) в оценочную комиссию по определению материального ущерба при жилищно-, ремонтно-, эксплуатационном управлении по месту жительства, а там, где его нет, - непосредственно главе местной администрации (пункт 3).

Оценочная комиссия при жилищно-эксплуатационном управлении с выходом на место утраты имущества составляет акт (форма прилагается) обследования утраченного или поврежденного имущества. Исходя из рыночной стоимости утраченных или поврежденных вещей, определяет размеры компенсационных выплат.

Оценке подлежат: затраты на ремонт жилья, мебель, посуда, одежда, электробытовые приборы и др. Оценка теле-, радиоаппаратуры - после заключения специалиста ремонтной мастерской, подтверждающего, что аппаратура вышла из строя под влиянием землетрясения (пункт 4).

Заявление пострадавшего или его законного представителя (форма прилагается), акт оценочной комиссии, справка с места жительства, документы, подтверждающие право на имущество, другие документы, необходимые для принятия решения о компенсационных выплатах с учетом конкретных обстоятельств, передаются в районную комиссию по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате землетрясения. Паспорт или документ, удостоверяющий личность, предъявляется лично. Комиссия рассматривает документы, выносит соответствующее заключение и передает все дела главе администрации района (пункт 5).

Единовременные компенсационные выплаты за утраченное или поврежденное имущество выдаются бухгалтерией администрации района основному квартиросъемщику или его законному представителю в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Деньги могут быть перечислены на лицевые счета заявителей либо выдаваться наличными (пункт 7).

Компенсационные выплаты производятся из средств федерального бюджета (пункт 8).

В случае отказа предоставления данных компенсационных выплат заявитель письменно извещается об этом в 5-дневный срок после принятия мэром соответствующего решения с указанием причин отказа и порядка его обжалования в администрацию области. Одновременно заявителю возвращаются все документы, которые были направлены в администрацию района (пункт 9).

Постановлениями мэра города Охи Сахалинской области от 02.06.1995 № 300, от 05.12.1995 № 818 образована Охинская районная комиссия по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате землетрясения 28.05.1995 в Сахалинской области, определен персональный состав данной комиссии.

04.06.1995 губернатором Сахалинской области утверждено Положение об Охинской районной комиссии по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате землетрясения 28.05.1995 в Сахалинской области, согласно которому комиссия рассматривает и принимает решения по заявлениям граждан, пострадавших от землетрясения, о выдаче им компенсационных выплат; определяет сумму причитающихся компенсационных выплат; принимает решения по вопросам своей компетенции, которые подписывает председатель комиссии; решения по заявлениям граждан, пострадавших от землетрясения, предоставляются главе администрации города Охи и района в течение двух дней с момента принятия решения комиссией.

Таким образом, указанными выше нормативными правовыми актами обязанность по предоставлению гражданам, лишившихся жилых помещений в результате стихийного бедствия, жилых помещений либо возмещения в иной форме взамен утраченного в результате стихийного бедствия жилья на органы местного самоуправления не возлагается.

Как следует из объяснений представителя ответчика, не оспаривается стороной истца и не опровергнуто представленными суду доказательствами, истец Красюк В.П. в установленные приведенными выше нормативными правовыми актами порядке и сроки в Охинскую районную комиссию по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате землетрясения 28.05.1995 в Сахалинской области, с заявлением о выплате ей компенсационных выплат, с приложением необходимых и достаточных документов не обращалась.

Вопреки доводам стороны истца, как следует из материалов дела и не опровергнуто сторонами спора, дом, расположенный по адресу: Сахалинская область <адрес>, был выведен из эксплуатации и снесен в 1995-1997 годах, как объект получивший разрушительные повреждения в результате землетрясения 28.05.1995, в общем порядке межведомственной комиссией при администрации МО ГО «Охинский» не обследовался, решения о признании этого дома непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу такая комиссия не принимала, земельный участок, на котором расположен данный дом, для муниципальных нужд МО ГО «Охинский» его органами самоуправления не изымался.

Также в судебном заседании установлено, что 28.05.2018 Красюк В.П. обратилась в администрацию МО ГО «Охинский» с заявлением о предоставлении ей жилого помещения либо выплате денежной компенсации за утраченную в результате землетрясения квартиру по адресу: Сахалинская область <адрес>. Данное заявление администрацией МО ГО «Охинский» рассмотрено, о чем 26.06.2018 истцу дан мотивированный ответ.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает фактических и правовых оснований для удовлетворения исковых требований Красюк В.П. о возложении на ответчика обязанности вновь рассмотреть вопрос о выплате возмещения за данное утраченное в результате землетрясения жилое помещение.

    Кроме того, по общему правилу вопросы возмещения вреда, в том числе в отсутствие вины носителя соответствующей субъективной обязанности, регулируются положениями действующего гражданского законодательства.

    Специальными нормами права, издаваемыми органами государственной власти в пределах их компетенции, регламентирующими основания и порядок возмещения ущерба и иных потерь, причиненных гражданам в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, специальный срок исковой давности не установлен.

    Поэтому при разрешении настоящего спора подлежат применению правила главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие общие положения об исковой давности в гражданско-правовых отношениях.

    Согласно статьям 195-196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности (срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено) составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен.

    К числу требований, перечисленных в статье 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которые исковая давность не распространяется, требование истца не относится.

    В силу части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ, действующей с 01.09.2013) течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

    Действующая до 01.09.2013 редакция части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривала, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

    В силу абзаца 2 части 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ, действующей с 01.09.2013) по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

    Действующая до 01.09.2013 редакция абзаца 2 части 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривала, что по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока.

    Поскольку права и обязанности по возмещению ущерба, причиненного истцу в результате произошедшего 28.05.1995 землетрясения, возникли в момент причинения этого ущерба (утраты истцом имущества) – 1995-1997 годы, то к правоотношениям сторон спора подлежат применению правила исчисления сроков исковой давности, установленные абзацем 2 части 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, то есть до 01.09.2013.

    Исполнение органами государственной власти Российской Федерации, действующими через финансовые органы соответствующего субъекта Российской Федерации (в отношении МО ГО «Охинский» – Министерство финансов Сахалинской области), обязанностей по возмещению за счет средств федерального бюджета ущерба, причиненного гражданину в результате стихийного бедствия, обусловлено востребованием исполнения этих обязанностей со стороны гражданина, которому причинен такой ущерб. Поэтому течение исковой давности по требованиям о возмещении ущерба, причиненного в результате стихийного бедствия до 01.09.2013, начинается с момента, когда у гражданина возникает право предъявить требование об исполнении органами государственной власти указанной выше обязанности, в настоящем случае – с момента причинения ущерба.

    Фактическим основанием настоящего иска Красюк В.П. является факт утраты ею в 1995-1997 годах жилого помещения, находящегося в разрушенном в результате стихийного бедствия многоквартирном доме. Соответственно, право предъявить требование об исполнении органами государственной власти обязанностей по возмещению за счет средств федерального бюджета спорного ущерба возникло не позднее 1997 года.

    При этом требование о рассмотрении ответчиком вопроса о выплате истцу возмещения за утраченное в результате землетрясения жилое помещение, к принудительному рассмотрению которого истец просит обязать ответчика в рамках настоящего спора, предъявлено истцом ответчику 28.05.2018, а с настоящим иском суд Красюк В.П. обратилась 14.08.2018, то есть спустя более 17 лет по истечении общеустановленного трехлетнего срока с момента возникновения у нее права предъявить такие требования.

Поэтому факт пропуска истцом установленного законом срока исковой давности суд считает дополнительным основанием к вынесению решения об отказе в удовлетворении ее исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Красюк Валентины Павловны к администрации муниципального образования городской округ «Охинский» о возложении обязанности рассмотреть вопрос о выплате возмещения за утраченное в результате землетрясения жилое помещение – отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Охинский городской суд Сахалинской области в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                    Е.Л. Асмадярова

Решение в окончательной форме принято 04 февраля 2019 года.

Судья                                                            Е.Л. Асмадярова

Копия верна: судья                                              Е.Л. Асмадярова

2-28/2019 (2-871/2018;) ~ М-824/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Красюк Валентина Павловна
Ответчики
Администрация МО ГО "Охинский"
Другие
Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике МО ГО "Охинский"
Министерство финансов Сахалинской области
Кравченко Маргарита Владимировна
Суд
Охинский городской суд Сахалинской области
Судья
Асмадярова Елена Леонидовна
Дело на странице суда
ohinskiy--sah.sudrf.ru
14.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2018Передача материалов судье
16.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2018Судебное заседание
05.12.2018Судебное заседание
30.01.2019Судебное заседание
04.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2019Дело оформлено
25.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее