Дело № 2- 335/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 января 2017 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Хибаковой Л.В.,
при секретаре Воробьевой Т.В.
с участием представителя ответчика ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО14 о признании права на завершение оформления в собственность земельного участка
у с т а н о в и л :
ФИО1, ФИО2, ФИО13 обратились в суд с иском к ФИО15 о признании права на завершение оформления в собственность земельного участка площадью 1000 кв.м. расположенного по адресу ФИО4 город ФИО4 <адрес>
В обоснование иска истцами указано, что в соответствии с Решением Берегового сельского совета гор. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью <адрес> гор. ФИО4 участок №
Согласно решения Берегового сельского совета г. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № земельному участку присвоены наименования – сформирована улично-дорожная сеть. Участку № присвоен адрес г. ФИО4 <адрес>.
ФИО3 был заказан и разработан «Проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность», выполненной ГП «Центр государственного земельного кадастра»
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер – №.
В силу ст. 13 Закона Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № ЗРК у ФИО3 возникло право на завершение оформления права на вышеуказанный земельный участок, начатое до принятия ФКЗ №.
ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ умер, не успев воспользоваться своим правом на завершение оформления права на земельный участок.
Истцы как наследники ФИО3 обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства.
Обращаясь в суд истцы просят признать в порядке наследования умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 право на завершение оформления права на земельный участок, площадью 1000 кв.м. расположенный по адресу ФИО4 г. ФИО4 <адрес>, кадастровый № в собственность в равных долях истцам – ФИО1, ФИО2, ФИО13
В судебное заседание истцы ФИО1, ФИО2, ФИО13, а также представитель истцов ФИО12, действующий на основании доверенностей, не явились при надлежащем извещении, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, заявленные требования поддержали.
Ответчик – Администрации города ФИО4 – о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика – ФИО7, действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, указывая на то, что право на завершение оформления права на земельный участок, относится к личным неимущественным правам и не подлежит наследованию.
Суд, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
Из содержания ст. 11 ГПК РФ следует, что суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законом, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.
Из свидетельства о смерти, видно, что ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО2 является супругой умершего ФИО3, истцы ФИО8, ФИО13 являются детьми умершего ФИО3 сыном и дочерью соответственно, что подтверждено документально, и соответственно наследниками первой очереди в силу ст.1142 ГК РФ.
Нотариусом Симферопольского городского нотариального округа ФИО9, по заявлениям ФИО10, ФИО1, ФИО13, заведено наследственное дело № после смерти ФИО3 умершего ДД.ММ.ГГГГ Согласно копии наследственного дела в наследственную массу заявлено недвижимое и движимое имущество- жилой дом в <адрес>, транспортное средство, огнестрельное (охотничье) оружие.
На основании ч.1 ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. Способы защиты гражданских прав установлены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из искового заявления истцов, процедура оформления земельного участка в собственность ФИО3 им не завершена, решения сельского совета о предоставлении ФИО3 земельного участка в собственность не принималось.
Решением 43 сессии 6 созыва Берегового сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО3 разрешено составление проектов землеустройства по отводу земельного участка, площадью 1000,00 кв.м., расположенного <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок), категория земель - земли жилой и общественной застройки, за счет земель, не переданных в собственность или постоянное пользование в границах <адрес>
Решением 46 сессии 6 созыва Берегового сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № - в решение № от ДД.ММ.ГГГГ внесены дополнения следующими словами – «из земель коммунальной собственности».
Решением 44 сессии 6 созыва Берегового сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № улицам нового района усадебной застройки <адрес> присвоены названия, в том числе земельному участку № присвоен адрес г. ФИО4 <адрес>.
Согласно ст.81 Земельного Кодекса Украины граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании:
а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, ренты, иным гражданско-правовым соглашениям
б) бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности;
в) приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование;
г) принятия наследства;
г1) выделения в натуре (на местности) причитающейся им земельной доли (пая).
В статье 116 Земельного Кодекса Украины указаны основания приобретения права на землю.
Так ч.1 данной статьи указывает, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти, или органов местного самоуправления, или государственных органов приватизации, или центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.
Часть 3 данной статьи определяет, что бесплатная передача земельных участков в собственность граждан производится в случае:
а) приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан;
б) получения земельных участков вследствие приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
в) получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданам определен в ст.118 Земельного Кодекса Украины, в которой указано, что
1. Гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка.
2. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
3. Граждане — работники государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионеры из их числа, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в постоянном пользовании этих предприятий, учреждений и организаций, обращаются с ходатайством о приватизации этих земель соответственно в сельский, поселковый, городской совет или районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию.
4. Соответствующий орган местного самоуправления или орган исполнительной власти в месячный срок рассматривает ходатайство и предоставляет разрешение предприятиям, учреждениям и организациям на разработку проекта приватизации земель.
5. Передача земельных участков в собственность гражданам — работникам государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионерам из их числа производится после утверждения проекта приватизации земель в порядке, установленном настоящим Кодексом.
6. Граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В заявлении указываются желаемые размеры и цель его использования.
7. Соответствующая местная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает заявление, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству — также заключения конкурсной комиссии, и в случае согласия на передачу земельного участка в собственность дает разрешение на разработку проекта его отвода.
8. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан организациями, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, оговариваемые соглашением сторон.
9. Проект отвода земельного участка согласовывается с органом по земельным ресурсам, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органами архитектуры и охраны культурного наследия и представляются на рассмотрение соответствующих местной государственной администрации или органа местного самоуправления.
10. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в месячный срок рассматривает проект отвода и принимает решение о передаче земельного участка в собственность.
11. В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставления заявления без рассмотрения вопрос разрешается в судебном порядке.
В рамках реализации требований земельного законодательства и указанных выше решений, по заказу ФИО3 в Государственным предприятием «Центр государственного земельного участка кадастра» разработан составлен проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность гражданину Украины ФИО3 для строительств аи обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок) г. ФИО4 <адрес> ул. <адрес> 0,1000 га земельный участок находится в границах населённого пункта.
В том числе получено заключение по проекту землеустройства по отводу земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Феодосийского городского совета, которым указанный выше орган согласовывает проект землеустройства по отводу земельного участка Ограничения по использованию земельного участка, регламентируется функциональным назначением объектов.
ДД.ММ.ГГГГ получено заключение Городского управления госземагенства в <адрес> и ФИО4 АРК, которым проект также согласован.
На земельный участок составлен кадастровый паспорт ДД.ММ.ГГГГ, земельному участку площадью 0,1000 га расположенному по адресу г. ФИО4 <адрес> присвоен кадастровый №
Решением 43 сессии 6 созыва Берегового сельского совета №, которым ФИО3 разрешено составление проектов землеустройства по отводу земельного участка принято от ДД.ММ.ГГГГ; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не отменено, являлось действующим.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО5 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики ФИО5 и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики ФИО5 и города федерального значения Севастополя» установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики ФИО5 и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики ФИО5 и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ч.5 ст. 3 Закона Республики ФИО5 №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО5» переоформление прав, указанных в частях 2-4 настоящей статьи должно быть завершено до ДД.ММ.ГГГГ. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативными правовыми актами Совета министров Республики ФИО5.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Закона Республики ФИО5 №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО5» завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ и действовавших на эту дату.
Согласно ч. 5 ст. 13 Закона №-ЗРК порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом Министров Республики ФИО5.
Постановлением Совета Министров Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики ФИО5 (далее – Порядок №).
В соответствии с п. 4 Порядка № завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено судом, ФИО3 выразил при жизни волю на приватизацию земельного участка, заявление о предоставлении ему земельного участка в собственность не отзывал, сформировал в установленном порядке земельный участок, на получение в собственность которого он претендовал. Сведения об указанном земельном участке на сегодняшний день внесены в Государственный кадастр недвижимость Республики ФИО5.
Согласно уведомлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО5 в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости – земельный участок по адресу ФИО4 гор. ФИО4 <адрес>
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона №-ЗРК основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
С учетом того, что основания для отказа в предоставлении земельного участка не связаны с личностью наследодателя, процедура оформления земельного участка была начата ФИО3 до ДД.ММ.ГГГГ, и не была закончена по независящим от него причинам, в связи с действием мораториев на предоставление в собственность земельных участков, а в последующем его смерти, суд приходит к выводу о наличии у истцов как наследников первой очереди права на завершение оформления в собственность земельного участка, в отношении которого принято решение Берегового сельского совета гор. ФИО4 АРК № от ДД.ММ.ГГГГ ( с последующим изменением в него), в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С доводами представителя ответчика о том, что право на завершение оформления права на земельный участок, относится к личным неимущественным правам и не подлежит наследованию, судом не учитываются.
Суд при разрешении спора исходит из того, что понятие имущества не сводится только к существующему имуществу, оно, как и наследственное имущество, включает и активы, в том числе право требования, в отношении которых заявитель может утверждать, что у него имеется обоснованное и «законное ожидание», что он получит возможность эффективного осуществления имущественного права (Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу «Енерилдыз против Турции», жалоба № пар.124)
Принимая во внимание, что при жизни наследодателю принадлежало право на завершение процедуры получения и оформления права на земельный участок, то «есть законное ожидание», то это право в том же объеме переходит к наследникам умершего – ФИО3 которые могут реализовать это право в порядке, определенном Советом Министров Республики ФИО5.
Решение в окончательной форме принято/изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО16, удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО17 в порядке наследования после смерти ФИО3 умершего ДД.ММ.ГГГГ право на завершение оформления прав на земельный участок, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу ФИО4 г. ФИО4 <адрес>, с кадастровым номером 90:24:060101:1037, на основании решения 43 сессии 6 созыва Берегового сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующим дополнением в него)
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики ФИО5 в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Феодосийский городской суд Республики ФИО5.
Председательствующий Л.В. Хибакова