77RS0003-02-2022-010497-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
адрес 10 ноября 2022 года
Бутырский районный суд адрес, в составе судьи Островского А.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-871/2021 по административному исковому заявлению Морозова Павла Емельяновича к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным и отмене решения, обязании осуществить государственную регистрацию права,
УСТАНОВИЛ:
Морозов Павел Емельянович обратился в суд с иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в котором просит признать незаконным и отменить Уведомление от 08 апреля 2022 года № КУВД-001/2022-12678361/1, а также обязать Управление Росреестра по Москве осуществить государственную регистрацию ранее возникшего права собственности на жилой дом, общей площадью 282,2 кв.м., с кадастровым номером 77:02:0001004:1159, расположенный по адресу: адрес за ним.
Административный истец Морозов П.Е. в судебное заседание не явился, направил представителя по довренности фио, которая административное исковое заявление поддержала в полном объеме и настаивала на его удовлетворении.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил письменные возражения, в которых просил суд отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Представитель заинтересованного лица ДСК им. Ларина по доверенности фио в судебное заседание явилась, настаивала на удовлетворении административного искового заявления.
Представитель заинтересованного лица Департамента городского имущества адрес в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил, о причинах неявки не сообщил.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело при данной явке
Исследовав письменные материалы дела, выслушав явившихся сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ, Задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений;
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Как следует из письменных материалов дела, 23.03.2022 г. представитель фио по довренности фио через МФЦ обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на жилой дом, общей площадью 282,2 кв.м., с кадастровым номером 77:02:0001004:1159, расположенный по адресу: адрес.
08 апреля 2022 года Управление Росреестра по адрес вынесено уведомление № КУВД-001/2022-12678361/1 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии со статьей 14 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со статьей 29 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке (включают в себя):
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, если такие документы представляются в орган регистрации прав посредством выездного приема, осуществляемого публично-правовой компанией, указанной в статье 3.1 настоящего Федерального закона, или посредством отправления в электронной форме;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдача документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если такие такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования;
Управление Росреестра по Москве в уведомлении от 08 апреля 2022 г. о возврате документов без рассмотрения указало, что документы предоставлены в формате, не соответствующем формату, установленного классификатором.
Поскольку представленные заявителем документы были поданы на регистрацию через МФЦ, то административный истец не мог нести ответственность за действия сотрудников центра государственных услуг, а решение регистрирующего органа противоречит вышеуказанным требованиям Закона.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации в силу пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, но не основанием для возврата документов без рассмотрения.
Административным ответчиком не представлено доказательств законности и обоснованности вынесенного уведомления.
Ссылка административного ответчика в письменных возражениях на то, что представление на регистрацию документы не свидетельствует о наличии основания возникновения ранее возникшего права собственности на объект имущества, не может служить основанием для отказа в удовлетворении административного истца, так как оценка представленных заявителем документов производится в рамках проведения правовой экспертизы в соответствии с требованиями Закона.
Суд отмечает, что деятельность Росреестра по Москве относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти. При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств.
В данном случае судом установлено, что заявление фио по существу Росреестром по Москве не было рассмотрено, представленные на государственную регистрацию документы оставлены без рассмотрения и возвращены заявителю. В связи с эти суд принимает решение о частичном удовлетворении административного иска, возлагая на административного ответчик обязанность повторно рассмотреть по существу заявление фио
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Морозова Павла Емельяновича к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным и отмене решения, обязании осуществить государственную регистрацию права, - удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление Управления Росреестра по Москве от 08 апреля 2022 года № КУВД-001/2022-12678361/1 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения, и обязать орган государственной регистрации повторно рассмотреть заявление фио о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на жилой дом, общей площадью 282,2 кв.м., с кадастровым номером 77:02:0001004:1159, расположенный по адресу: адрес.
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд через Бутырский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Островский А.В.
Мотивированное решение составлено 18 ноября 2022 года