Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2022 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Волобуевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Барабошкиной А.А., с участием
административного истца Соболева В.В., его представителя Игнатовой С.А.,
представителя административного ответчика ГКУ Самарской области "Центр занятости населения г.о. Самара" Медникова И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1748/2022 по административному иску Соболева Владимира Викторовича к ГКУ Самарской области "Центр занятости населения г.о. Самара" о признании решения об отказе в признании безработным незаконным, об обязании «ГКУСО УЦЗН» признать Соболева Владимира Викторовича безработным и осуществить постановку на регистрационный учет на основании заявления от 19.08.2022, с 19.08.2022г. и представленных документов, о взыскании судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в размере 300 рублей, оплату услуг представителя в размере 35 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Соболев В.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском к административному ответчику, в котором просил признать незаконным решение ответчика от 30.08.2022 г. об отказе в признании истца безработным и постановке на регистрационный учет, обязать ответчика признать истца безработным и осуществить постановку на регистрационный чет на основании Заявления от 19.08.2022г. и представленных документов, взыскать с ответчика в пользу истца понесенные истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 (Триста) рублей.
В обоснование требований административный истец указал, что 12.08.2022г. обратился в Центр занятости ГКУ находящийся по адресу <адрес>, 31, для того чтобы подать заявление о признании истца безработным и постановке на регистрационный учет. В результате обращения его записали прийти на прием на 19.08.2022г. 19.08.2022г. административный истец обратился на прием по записи в Центр занятости ГКУ находящийся по адресу <адрес>, 31. Для подачи заявления о признании истца безработным и постановке на регистрационный учет. В центре по предложению специалиста истец подал заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг. В результате административным истцом ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях х подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 460..", было подано Заявление № от ДД.ММ.ГГГГ о признании безработным и постановке на регистрационный учет, что подтверждается сканом электронного документа заявления №. К Заявлению от ДД.ММ.ГГГГ были приложены следующие документы, предусмотренные п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", п. 4 или: 5) Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891: паспорт, сведения СНИЛС, ИНН, трудовая книжка, справка о среднем заработке за последние 3 месяца, диплом Куйбышевского авиационного техникума ЗТ 586292, справка «Сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста». Административный истец не относится к лицам, которые в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" не могут быть признаны безработными. Однако 30.08.2022 г. ответчиком было принято решение об отказе в признании истца беззаботным и постановке на регистрационный учет без указаний на основания отказа. О чем административному истцу пришло уведомление от 30.08.2022 г.
Административный истец считает решение от 30.08.2022 г. об отказе в признании истца безработным и постановке на регистрационный учет незаконным, поскольку оно противоречит ст. 3, Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Правилам регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 N 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, становлением законодательством Российской Федерации. В вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу) жалоба на Решение ответчика от 30.08.2022 г. не подавалась.
Административный истец Соболев В.В. и его представитель Игнатова С.А. в судебном заседании просили удовлетворить требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, а также заявили о возмещении расходов на оплату услуг представителя в размере 35 000 рублей.
Представитель административного ответчика ГКУ Самарской области "Центр занятости населения г.о. Самара" Медников И.К, действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования признал в полном объеме, вместе с тем, просил отказать в удовлетворении заявленных требований о взыскании судебных расходов.
Представитель заинтересованного лица Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск.
Представитель заинтересованного лица Региональной физкультурно-спортивной общественной организации "Самарская областная Федерация КОБУДО" в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, доказательства уважительности причин неявки суду не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не заявлявших об отложении судебного заседания.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующими выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.
Рассмотрение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего регламентировано положениями гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Так, оказание государственных услуг в сфере занятости, а также ведение регистрационного учета граждан осуществляется органами службы занятости в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Закон о занятости, Постановление Правительства РФ № 1909).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Безработными не могут быть признаны занятые граждане, к которым относятся, в том числе учредители (участники) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности (статья 2, пункт 3 статьи 3 Закона о занятости).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о занятости решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и п. 1.11 Устава Центра занятости на Центр занятости возложена обязанность по оказанию государственных услуг, регистрации граждан в качестве безработных, по осуществлению социальных выплат гражданам признанными в установленном порядке безработными.
Центром занятости в своей работе применяется программный комплекс "Катарсис", на базе которого осуществляется предоставление государственных услуг в сфере занятости населения и охраны труда на территории Самарской области.
Данным программным комплексом ведется учет граждан, обратившихся в службу занятости населения Самарской области за получением государственных услуг, а также производится осуществление межведомственного электронного взаимодействия исполнительных органов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных указанным органам организаций, а также иных организаций, участвующих в информационном взаимодействии с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Программный комплекс "Катарсис", в соответствие с положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010г. N 697, в автоматическом режиме (периодически) запрашивает сведения из ФНС, ПФР, МВД и иных организаций, которые могут повлиять на изменении статуса гражданина стоящего (подавшего заявления) на учете в качестве безработного и получающего пособие по безработице, а также на размер и порядок выплаты пособия по безработице.
Также Центром занятости в своей работе применяется информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - ИАС ОБВ «Работа в России») для принятия заявлений на признание безработным и получения пособия по безработице, поданных удаленным способом.
Заявление подается в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее также - ЕЦП), единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг. Граждане и работодатели вправе обратиться в органы службы занятости путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению органа службы занятости по вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения (пункт 3.1 ст. 15 Закона о занятости).
Форма электронного заявления утверждена приказом Минтруда России от 20.10.2021 № 738н «Об утверждении форм документов, связанных с предоставлением государственных услуг в области содействия занятости населения».
Для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения органы службы занятости запрашивают сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (пункт 4 ст. 15 Закона о занятости).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 19.08.2022 г. в Центр занятости через ЕЦП поступило электронное заявление Соболева В.В. о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
В части 1 статьи 1 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» дано определение занятости; занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане:
-работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;
-зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);
-занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
-выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
-избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
-проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации;
-обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
-временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
-являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.
В рамках реализации положений пункта 4 статьи 15 Закона о занятости - 23.08.2022 и 29.08.2022 г. адрес Центра занятости в порядке межведомственного взаимодействия из ФНС России поступили две справки о том, что Соболев В.В. состоит в организации «Региональная физкультурноспортивная общественная организация «Самарская областная Федерация КОБУДО» в статусе учредитель/участник с 09.11.2009 года (далее - СМЭВ).
Учитывая, наличие данных СМЭВов о том, что Соболев В.В. является занятым, а также ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие (отсутствие) у Соболева В.В. (как учредителя/участника организации) права на получение дохода от деятельности указанной организации, Центром занятости было принято решение об отказе в признании Соболева В.В. безработным в соответствии с требованиями статьи 3 Закона о занятости, а также п.п. «к» пункта 10 Правил регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ № 1909.
Факт ознакомления Соболева В.В. с положениями действующего законодательства РФ о занятости населения лично подтвержден Соболевым В.В. в его электронном заявлении (от ДД.ММ.ГГГГ) №.
Суд соглашается с доводами административного истца о незаконности принятого ГКУ <адрес> "Центр занятости населения г.о. Самара" решения ввиду следующего.
Как следует из Положения "О федеральной службе занятости", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 324, федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7, предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37, ч. 2 ст. 39). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом, в том числе, исходя из имеющихся у государства материально-финансовых и иных возможностей.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Правила регистрации безработных граждан, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1909 регулируют порядок регистрации безработных граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
В пункте 3 вышеуказанной статьи перечислены основания, по которым граждане не могут быть признаны безработными.
Согласно приказа от 05.08.2022г. ФИО1 уволился из ООО «Фортуна-М» 05.08.2022г.
12.08.2022г. административный истец обратился в центр занятости ГКУ находящийся по адресу <адрес>, 31, с заявлением о признании административного истца безработным и постановке на регистрационный учет. В результате обращения его записали прийти на прием на 19.08.2022г. 19.08.2022г. административный истец обратился на прием по записи в центр занятости ГКУ находящийся по адресу <адрес>, 31. Для подачи заявления о признании административного истца безработным и постановке на регистрационный учет. В центре по предложению специалиста административный истец подал заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг. Им было подано Заявление № от ДД.ММ.ГГГГ о признании безработным и постановке на регистрационный учет, что подтверждается сканом электронного документа заявления №. К Заявлению от ДД.ММ.ГГГГ были приложены следующие документы, предусмотренные п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", п. 4 (или: 5) Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 891: паспорт, сведения СНИЛС, ИНН, трудовая книжка, справка о среднем заработке за последние 3 месяца, диплом Куйбышевского авиационного техникума ЗТ 586292, справка «Сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста».
ДД.ММ.ГГГГ на сайте появилось сообщение, что ФИО1 назначена личная явка на 29.08.2022г. в 10.14 часов, где было указано, что цель личной явки: принятие решения о признании в качестве безработного и при себе иметь паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Никаких других документов истребовано не было.
ДД.ММ.ГГГГ на личную почту ФИО5 пришло письмо следующего содержания: «Недостаточно сведений. Вы являетесь руководителем ЮЛ. Документы, содержащие сведения о закрытии организаций, устав организации, решение о выведении из состава учредителей, необходимо представить на личный прием.
ДД.ММ.ГГГГ в 10.14.на приеме в центре занятости ФИО1 предъявил учредительные документы некоммерческой организации «Региональная физкультурно-спортивная общественная организация «Самарская областная Федерация КОБУДО» ОГРН 1096300004217: Свидетельство № от 12.11.2009г. о государственной регистрации некоммерческой организации, Устав организации. После принятия документов ему сообщили, что будет отказано в признании безработным.
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ <адрес> «Центр занятости населения г.о.Самара» было принято решение об отказе в признании ФИО1 безработным и постановке на регистрационный учет.
Таким образом, доводы административного ответчика, изложенные в письменном отзыве, что истцом не были представлены сведения об организации, в которой он является учредителем, опровергаются материалами дела.
Напротив, административным истцом представлялись испрашиваемые сведения, при этом следует отметить, что необходимость истребовать указанные документы отсутствовала с учетом организационно- правовой формы данной организации. Таким образом, ФИО1 были представлены все сведения, которые предусмотрены законом: документы при подаче заявления, документы, подтверждающие, что он является учредителем некоммерческой организации. Согласно ст.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О занятости населения в Российской Федерации" его участие как учредителя в некоммерческой организации исключает его отнесение к категории занятых. Сама формулировка статьи говорит о том, что достаточно того, что организация является некоммерческой, что следует из названия организации и Свидетельства о государственной регистрации организации № от 12.11.2009г.
Между тем, ГКУ <адрес> «Центр занятости населения г.о.Самара» отказано в признании ФИО1 безработным, так как он является учредителем (участником) организации.
Суд, считает данный отказ незаконным, поскольку перечень случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенный в статье 3 Закона РФ от г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Пункт 3 указанной статьи не содержит основания для не признания гражданина безработным, в связи с тем, что он является учредителем (участником) организации. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, в связи с чем, он имеет все правовые основания для признания безработным.
Региональная физкультурно-спортивная общественная организация «Самарская областная Федерация КОБУДО» согласно п. 1.1 Устава является самоуправляемым общественным объединением, созданным по инициативе граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов развития, функционального регулирования и пропаганды КОБУДО. Члены Федерации сохраняют юридическую и экономическую самостоятельность (п.1.3 Устава). Федерация является юридическим лицом с момента государственной регистрации, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс (п. 1.5.Устава).
Согласно ст.37 указанного закона и п.5.6.Устава Региональной физкультурно-спортивной общественной организации «Самарская областная Федерация КОБУДО», доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей.
Согласно п.5.7. Устава Региональной физкультурно-спортивной общественной организации «Самарская областная Федерация КОБУДО», ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общественных объединениях" собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации.
В рамках рассмотрения данного дела были направлены запросы в МИФНС № по <адрес> ( о предоставлении сведений о доходах ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с уточнением сведений организации которой осуществлялись начисления, периода трудовой деятельности, за который были начислены начисления), а так же в ОПФР по <адрес> ( о предоставлении сведений о рудовой деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по 01.1.12022, в том числе о трудовой деятельности по договорам гражданско-правового характера и договорах по оказанию услуг), в Некоммерческую организацию «Региональная физкультурно-спортивная общественная организация «Самарская областная Федерация КОБУДО».
Согласно предоставленным суду сведениям, Некоммерческая организация «Региональная физкультурно-спортивная общественная организация «Самарская областная Федерация КОБУДО» согласно п. 1.1 Устава является самоуправляемым общественным объединением, созданным по инициативе граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов развития, функционального регулирования и пропаганды КОБУДО.
С 2019 года по настоящее время организация своей деятельности не ведет, о чем предоставлен отчет с нулевыми показателями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 5.7.Устава организации и ст. 32 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "Об общественных объединениях" собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации.
Согласно ст.37 указанного закона и п.5.6.Устава Региональной физкультурно-спортивной общественной организации «Самарская областная Федерация КОБУДО», доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей.
ФИО1 является учредителем организации. Права собственности на долю имущества, принадлежащего Региональной физкультурно-спортивной общественной организация «Самарская областная Федерация КОБУДО» не имеет, доходов не получает. В трудовых отношениях и на руководящих должностях организации не состоял.
С учетом вышеизложенного, ФИО1 является учредителем организации, которая является некоммерческой согласно Свидетельства № от 12.11.2009г. о государственной регистрации некоммерческой организации «Региональная физкультурно-спортивная общественная организация «Самарская областная Федерация КОБУДО» ОГРН № от 09.11.2009г.
ФИО1, как лицо, являющееся учредителем (участником) некоммерческой организации, не является занятым, поскольку ее учредители (участники) не имеют права на получение дохода от ее деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ предоставлена истребованная информация из МИФНС № по <адрес> о том, что сведения в отношении ФИО1 ИНН № за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, так как отсутствуют отчисления по зарплатным налогам.
Согласно предоставленному суду ответу из ГУ - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области Соболев Владимир Викторович, 01.04.2022 года был принят приказом от 01.04.2022 № 5 в качестве облицовщика - мраморщика в ООО «Фуртуна-М», 05.08.2022 г. был уволен с занимаемой должности на основании приказа от 05.08.2022 № 5. Дальнейшие сведения о трудовой деятельности отсутствуют, на основании этого суд приходит к выводу о том что, Соболев В.В. не занимался оплачиваемой трудовой деятельностью.
Согласно пункту 4 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 г. N 460 (далее - Временные правила) центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным, в. установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).
Срок подготовки и направления сведений, указанных в пунктах 4 и 4(1) настоящих Временных правил, по запросу центра занятости населения не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления такого запроса (пункт 5 Временных правил)
Пункт 11 Временных правил указывает на то, что решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице.
Учитывая вышеизложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, исходя из того, что Соболев В.В. не был поставлен на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы, на основании поданного им посредством электронной почты заявления и прикрепленных электронных образов документов; сведений о том, что Соболев В.В. относится в категории граждан, которые в силу вышеназванного закона не могут быть признаны безработными, отсутствуют, а при невозможности предоставления истцу органами службы занятости подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы она на основании пункта 2 статьи 3 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 подлежал признанию безработным, суд приходит к выводу, что непринятие административным ответчиком решения по постановке административного истца на учет в качестве безработного, нарушает конституционное право истца на защиту от безработицы и ограничивает государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в частях 1 и 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации.
Согласно ст.227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании изложенных норм права и обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение ГКУ Самарской области "Центр занятости населения г.о. Самара" не соответствует положениям закона и нарушает права и законные интересы Соболева В.В., следовательно, заявленные административные исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
Кроме того, законодательство об административном судопроизводстве предусматривает право гражданина, организации, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, и устанавливает срок обращения с административным исковым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Срок обжалования решения ГКУ Самарской области "Центр занятости населения г.о. Самара" административным истцом не пропущен.
При таких обстоятельствах, правовых и фактических оснований для отказа в удовлетворении административного иска у суда не имеется.
Разрешая требования административного истца о взыскании судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в размере 300 рублей, оплаты услуг представителя в размере 35 000 рублей, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 103 КАС РФ ч.1,2 Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым ВС РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
К государственным органам, которые по смыслу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины относится ГКУ Самарской области "Центр занятости населения г.о. Самара", следовательно, суд отказывает административному истцу о взыскании судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в размере 300 рублей.
Так же административный истец просит взыскать оплату услуг представителя в размере 35 000 рублей, а именно: за 3 дня участия в судебном заседании на сумму 15000 руб., из учета 5000 руб. за 1 день участия, 20000 рублей за консультацию, анализ доказательств, сбор документов, составление административного искового заявления, составление отзыва на возражение административного ответчика, разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
Согласно статья 106. КАС РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся:
1) суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
2) расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
3) расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд;
4) расходы на оплату услуг представителей;
5) расходы на производство осмотра на месте;
6) почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами;
7) другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно статье 112. Возмещение расходов на оплату услуг представителя, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).
Судом установлено, что Соболев В.В. участвовал в деле с привлечением в судебные заседания (29.11.2022, 20.12.2022, 28.12.2022) представителя Игнатовой С.А.
Материалами дела также подтверждается, что Соболевым В.В. понесены судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 35 000 рублей, а именно: согласно договору о предоставлении интересов в суде от 30.08.2022 года, заключенному Соболевым Владимиром Викторовичем с Игнатовой Светланой Анатольевной, актом оказанных услуг и сверкой взаимных расчетов, распиской в получении денег в размере 35 000 рублей.
Определяя размер судебных расходов, подлежащих взысканию с «ГКУСО УЦЗН», суд исходит из объема оказанной Соболеву В.В правовой помощи при составлении процессуальных документов, принимает во внимание характер заявленного спора, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, учитывая тот факт, что требования истца удовлетворены в полном объеме, приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца в счет возмещения расходов по оплате юридических услуг 17 000 рублей, полагая данную сумму отвечающей принципам разумности и справедливости, а следовательно суд удовлетворяет заявленные требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя, частично.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Соболева Владимира Викторовича, - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГКУ Самарской области "Центр занятости населения г.о. Самара" от 30.08.2022г. об отказе в признании безработным Соболева Владимира Викторовича.
Обязать ГКУ Самарской области "Центр занятости населения г.о. Самара" устранить допущенное нарушение прав и свобод Соболева Владимира Викторовича, повторно рассмотрев заявление ФИО1 от 19.08.2022г. на основании представленных документов.
Взыскать с ГКУ <адрес> "Центр занятости населения г.о. Самара" в пользу ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. <адрес>, паспорт № выдан отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ., адрес регистрации : <адрес>) расходы на оплату услуг представителя в размере 17 000 (семнадцать тысяч) рублей 00 копеек.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья: Е.А.Волобуева
Мотивированное решение изготовлено в окончательном виде 18.01.2023г.