Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.о.Чапаевск 29 января 2021 года
Самарской области
Чапаевский городской суд в составе: председательствующего - судьи Овсянникова С.В. при секретаре Гореловой А.В., с участием прокурора - Солдатовой Светланы Анатольевны, истца - ФИО1, представителя ответчика - Керженцевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело <Номер обезличен> по исковому заявлению прокурора в интересах ФИО1 к администрации г.о.Чапаевск об обязывании предоставить благоустроенное жилое помещение,-
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.о.Чапаевск в интересах ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.о.Чапаевск об обязывании предоставить благоустроенное жилое помещение.
В судебном заседании представитель прокурора – Солдатова С.А., иск в интересах ФИО1 поддержала и просила удовлетворить. Она пояснила, что прокуратурой г.о.Чапаевск была проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых истец – ФИО1, <Дата обезличена> года рождения. Прокуратурой города установлено, что ФИО1 является лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением Главы г.о.Чапаевск <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО1 была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности. Согласно ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от <Дата обезличена> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на пять лет и может быть продлен один раз на пять лет в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами договор социального найма в отношении данного жилого помещения. При этом жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются не только детям-сиротам, которые не имеют права пользования другим жилым помещением, но также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателями жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным. Согласно ч.4 ст.3 Закона Самарской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из определенных обстоятельств. В соответствии с ч.1 указанной статьи Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст.2 Закона органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Согласно п.9 ст.3 Закона жилые помещения предоставляются лицам в виде благоустроенных жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту. В соответствии со ст.10 Федерального закона от <Дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Самостоятельное обращение ФИО1 в суд за защитой нарушенных прав затруднительно вследствие нахождения её в сложной жизненной ситуации и отсутствия материальной возможности для оплаты юридических услуг по защите своих прав и законных интересов. Прокурор просил обязать администрацию г.о.Чапаевск предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв.м.
Истец – ФИО1, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Ответчик - представитель администрации г.о.Чапаевск Керженцева Д.А., исковое заявление не признала. Она пояснила, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение за счет субвенций из областного бюджета, в том числе формируемых за счёт поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, на осуществление государственных полномочий. Предоставление ФИО1 жилого помещения ранее лиц, состоящих в списке детей-сирот и лиц из их числа, которые были признаны нуждающимися в жилых помещениях до момента постановки её на учёт, не предоставляется возможным и будет противоречить требованиям действующего законодательства, поскольку ограничивает в правах других лиц, принятых на учёт ранее ФИО1
Муниципальный орган – представитель МКУ «Комитет социального развития, семьи, опеки и попечительства администрации г.о.Чапаевск», в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заедания извещены надлежащим образом, уважительность причин неявки не известна. Суд принял решение о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав мнение сторон, изучив документы, суд считает, что исковое заявление прокурора в интересах ФИО1 к администрации г.о.Чапаевск об обязывании предоставить благоустроенное жилое помещение подлежит удовлетворению. Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.
Согласно постановлению администрации г.о.Чапаевск <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО1, как лицо, оставшееся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда (жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в связи с отсутствие жилого помещения по договору найма или на праве собственности.
Согласно Свидетельству о рождении <Номер обезличен> от <Дата обезличена> усматривается, что ФИО1 родилась <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>, актовая запись <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, и её родителями являются: ФИО2 и ФИО3.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации <Номер обезличен>, выданному Отделением УФМС России по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> <Дата обезличена>, известно, что ФИО1 родилась <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>, и с <Дата обезличена> зарегистрирована по адресу: <Адрес обезличен>.
Из справки ГБОУ школы-интерната <Номер обезличен> г.о.Чапаевск от <Дата обезличена> известно, что ФИО1 действительно обучалась в ГБОУ школе-интернате <Номер обезличен> г.о.Чапаевск и находилась на полном государственном обеспечении с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Согласно Решению от <Дата обезличена> Чапаевского городского суда <Адрес обезличен> известно, что ФИО4 и ФИО2 были лишены родительских прав в отношении троих несовершеннолетних детей, среди которых и ФИО1.
Согласно Акту обследования жилищно-бытовых условий в жилом помещении от <Дата обезличена> известно, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: <Адрес обезличен>. По данному адресу проживает сестра ФИО1 с малолетними детьми. ФИО1 вместе с малолетним сыном проживает по адресу: <Адрес обезличен> (по договору аренды), так как в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, проживание невозможно в виду стесненных жилищных условий.
Постановлением администрации <Адрес обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> над несовершеннолетней ФИО1 была учреждена опека. Обязанности опекуна возложены на специалиста по охране прав детства.
Из уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <Дата обезличена> ФИО1 объектов недвижимости на территории Российской Федерации не имеет.
По сведениям выписки из поквартирной карточки МБУ «МФЦ г.о.Чапаевск» от <Дата обезличена> по адресу: <Адрес обезличен>, зарегистрировано семь человек, среди которых значится ФИО1
Согласно сообщению ГУП СО «ЦТИ» Чапаевский филиал от <Дата обезличена> известно, что ФИО1 строений и жилья в г.о.Чапаевск не имеет, правовая регистрация не осуществлялась, право бесплатной приватизации не исполнено.
Анализируя представленные доказательства, суд исходит из оценки их совокупности, допустимости, относимости и достаточности для принятия судебного решения.
В соответствии со ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ от <Дата обезличена> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении специализированного жилищного фонда лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанных лиц возраста 23 лет.
В соответствии со ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от <Дата обезличена> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч.2 ст.1 Закона Самарской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии со ст.98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 4, 5 ст.2 Закона Самарской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы г.о.Чапаевск <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО1 была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности.
Суд считает, что поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ФИО1 состоит на учете в администрации г.о.Чапаевск как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то муниципальное образование г.о.Чапаевск обязано предоставить ей благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м.
Суд учитывает, что органы местного самоуправления осуществляют переданные им государственные полномочия за счет субвенций из областного бюджета, формируемых за счёт поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, ранее ФИО1 жильем государством не обеспечивалась.
В соответствии с п.9 ст.3 Закона Самарской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в ч.2 статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
С учётом изложенного, суд считает обоснованными требования прокурора об обязывании администрации г.о.Чапаевск предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм в 33 кв.м., поскольку она состоит на учете, как ребенок-сирота в связи с в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности, ранее жильем государством не обеспечивалась. Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, которая не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.
С учётом принципа социальной справедливости суд считает, что жилое помещение ФИО1 должно быть предоставлено в порядке очередности по другим судебным решениям для лиц указанной категории, поскольку они имеют аналогичные права в сфере жилищного законодательства. Суд учитывает, что муниципальные органы г.о.Чапаевск обязаны обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, после поступления субвенций из областного бюджета, при этом учитывается очередность ФИО1 по ранее принятым судебным решениям лиц из числа детей-сирот указанной категории при исполнении настоящего решения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора г.о.Чапаевск в интересах ФИО1 к администрации г.о.Чапаевск об обязывании предоставить благоустроенное жилое помещение - удовлетворить.
Обязать администрацию г.о.Чапаевск Самарской области предоставить ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.
Судья Чапаевского городского суда
Овсянников С.В. Мотивированное Решение изготовлено
<Дата обезличена>.
Подлинник документа находится в Чапаевском городском суде <Адрес обезличен> в гражданском деле <Номер обезличен>
УИД <Номер обезличен>