г. Химки Московской области 27 января 2014 года
Химкинский городской суд Московской области в составе:
судьи Гирсовой Н.В.,
при секретаре Вишнякове Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воркачева Г. Г.ча к администрации городского округа Химки Московской области о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Воркачев Г.Г. обратился в суд с иском к администрации городского округа Химки Московской области о признании права собственности в порядке приватизации на земельный участок № площадью <данные изъяты> кв.м, находящийся по адресу: <адрес> мотивируя требования тем, что является членом СНТ «<данные изъяты>», пользуется указанным земельным участком и ранее не использовал свое право на однократную бесплатную приватизацию.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик - представитель администрации г.о. Химки в судебном заседании категорически возражал против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, указав, что спорный земельный участок относится ко второй зоне пояса санитарной охраны, а вся территория СНТ «<данные изъяты>» расположена на расстоянии 615 м к югу от реки Клязьма и к западу от канала им. Москвы на расстоянии 135 м.
Третье лицо – представитель СНТ «Отдых Плюс» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил отзыв, которым не возражал против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо – представитель ОАО «Мосводоканал» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв, где указал, что по имеющимся у ОАО «Мосводоканал» топографическим материалам и сведениям электронной публичной кадастровой карты СНТ «Отдых Плюс» и соответственно, расположенный на его территории земельный участок № находится на расстоянии 150-250 м от уреза воды канала им. Москвы, и согласно СП.2.1.4.262510, во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес>. ОАО «Мосводоканал» - организация, несущая ответственность за подачу воды потребителям Москвы и <адрес>, отвечающую всем требованиям сани-тарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». В связи с этим и организуются зоны санитарной охраны (ЗСО), основной целью которых является охрана от загрязнения и истощения источников централизованного питьевого водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей их территории, влияющей на санитарный режим источника водоснабжения. Руководствуясь пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц в порядке п.5 ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу принципа состязательности сторон (ст. 12 ГПК РФ) и требований ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 68 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В случае если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В судебном заседании установлено, истец с 1994 г. является членом СНТ «Отдых Плюс» и в его пользовании находится земельный участок № площадью <данные изъяты> кв.м.
Решением Исполнительного комитета Московского городского совета депутатов трудящихся № от /дата/ разрешено Управлению канала им. Москвы с участием коллектива садоводов организовать в полосе отчуждения канала на отрезке Левобережная-Хлебниково коллективный сад.
Свидетельством о регистрации юридического лица № подтверждается, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридический лиц» в ЕГРЮЛ /дата/ за номером № внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме выделения – Садовое некоммерческое товарищество «<данные изъяты>».
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что СНТ «Отдых Плюс» владеет и пользуется земельным участком согласно генплану садового участка СНТ «<данные изъяты>», расположенным по адресу: <адрес>, на законных основаниях.
Согласно уведомлению руководителя Государственного предприятия Ордена трудового красного Знамени канала им. Москвы № 05-08-132 от 25.12.1992 г., адресованного в Тушинский район гидросооружений согласована передача земельных участков садоводческих товариществ, в том числе «Отдых» (5,54 га), расположенных на западном берегу канала им. Москвы в районе Старбеево-Ивакино в зоне отчуждения канала, в собственность садоводческих товариществ и их членов.
Отказ в предоставлении в собственность истца земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, администрация г.о. Химки Московской области мотивировала тем, что в соответствии с внесенными изменениями в ст.27 ЗК РФ, устанавливающими ограничение в предоставлении земельных участков в частную собственность, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в собственность предоставить испрашиваемый земельный участок не представляется возможным.
В соответствии с п. 14 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.
При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
По смыслу приведенных правовых норм, приватизация земельных участков, ограниченных в обороте, допускается только в том случае, если имеется специальный разрешающий закон федерального уровня.
Такого закона для земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на сегодняшний день не имеется.
Действительно, в соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ и ст. 18 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 32 утверждены Санитарные правила 2.1.4.1075-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», на основании которых должен быть разработан проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Вместе с тем, санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны определены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10, и СанПиН 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 № 45.
В соответствии с п. 1.1.3 и 1.2.3 СанПиН 2.1.4.2625-10 водоснабжение г. Москвы состоит из территории 4 субъектов РФ: г. Москвы, Московской, Тверской и Смоленской областей. При этом согласно пунктам 2.3.4, 3.4.3 СанПиН 2.1.4.2625-10 боковые границы поясов ЗСО устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка, к каковым относится и река Руза.
СанПиН 2.1.4.1110-02 определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п. 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02).
В соответствии с п. 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом, такие же требования к притокам первого порядка.
Согласно п. 3.4.3 СанПиН 2.1.4.2625-10 боковые границы 2 пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.
Пунктом 1.17. СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Таким образом, само по себе отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, не распространяются ограничения, установленные законом.
Согласно пункту 2.2.4. санитарных правила СП. 2.1.4.262510 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» Второй пояс (пояс ограничений) ЗСО станции водоподготовки включает акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка.
Как указал в своем отзыве представитель ОАО «Мосводоканал», основными водотоками в ЗСО станций водоподготовки являются: р. Клязьма (от створа у деревни Клушино до впадения в Клязьминское водохранилище), р. Уча (от створа у деревни Сухареве до впадения в Пяловское водохранилище), а также участки Канала им. Москвы, соединяющие Иваньковское водохранилище с рекой Москвой.
Участниками процесса не оспаривается то обстоятельство, что земельный участок, предоставленный истцу, относится к территории с равнинным рельефом местности и находится на расстоянии менее 500 м от уреза воды канала им. Москвы, а именно 150-250 м, то есть по определению входит во 2 пояс ЗСО.
Указанное обстоятельство подтверждается и позицией контролирующего органа - МГУП «Мосводоканал».
Поскольку спорный земельный участок находится во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, он не может быть предоставлен в собственность истца.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш ИЛ :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░.░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░