Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ирбейское 11 апреля 2017 года
Ирбейский районный суд Красноярского края, в с. Ирбейском,
в составе председательствующего судьи – Сабаевой В.И.
с участием и.о. прокурора Ирбейского района – Юрьевой А.В.
истцов: Луценко ФИО19,
Колоскова ФИО20,
Колоскова ФИО21,
Луценко ФИО22,
Луценко ФИО23,
представителя ответчика администрации Ирбейского района Красноярского края по доверенности от 11.04.2017 г. № - Будилиной Т.В.,
представителя третьего лица администрации Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края по доверенности от 27.03.2017 г. № - Малетиной Д.В.,
при секретаре – Межовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ирбейского района в интересах Луценко ФИО24, Колоскова ФИО25, Колоскова ФИО26, Колоскова ФИО27, Луценко ФИО28, Луценко ФИО29 к администрации Ирбейского района Красноярского края о возложении обязанности вне очереди предоставить жилое помещение благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в пределах <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. на основании договора социального найма, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ирбейского района в интересах Луценко И.А., Колоскова Ю.Т., Колоскова Д.Ю., Колоскова А.Ю., Луценко С.И., Луценко Р.И. обратился в суд к администрации Ирбейского района с иском о возложении обязанности вне очереди предоставить жилое помещение благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в пределах <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. на основании договора социального найма. Требования свои мотивируя тем, что 01.02.2017 года в прокуратуру района из Ирбейского районного Совета депутатов поступило обращение Луценко И.А. о нарушении ее жилищных прав. В ходе проверки было установлено, что согласно учетного дела № (№) администрации Ирбейского сельсовета в отношении Луценко И.А., она, Луценко, 09.01.2013 года обратилась в администрацию Ирбейского сельсовета с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Основанием обращения послужило проживание в помещении, не отвечающем установленым для жилых помещений требованиям. Членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма являются истцы: Колосков Ю.Т., Колосков Д.Ю., Колосков А.Ю., Луценко С.И., Луценко Р.И.. Сведения о составе семьи подтверждаются выпиской из похозяйственной книги администрации Ирбейского сельсовета от 09.01.2013 года, выпиской из домовой книги, справкой о составе семьи. Истцы Луценко И.А., Колосков Ю.Т., Колосков Д.Ю., Колосков А.Ю., Луценко С.И., Луценко Р.И. проживают по адресу: <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения от 07.11.2006 г. №, заключенного с наймодателем в лице администрации Ирбейского сельсовета. Решение о предоставлении жилого помещения принято 07.11.1997 года. Общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м.. При этом было установлено, что в реестре муниципальной собственности Ирбейского сельсовета указанное жилое помещение отсутствует, жилое помещение является собственностью муниципального образования Ирбейский район. Согласно акта обследования от 28.09.2012 года № межведомственной комиссией администрации Ирбейского района проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Обнаружено: в фундаменте дома наблюдаются трещины, наружные и внутренние капитальные стены - брусчатые, наблюдается поражение грибковым заболеванием, кровля - асбестоцементные листы по деревянной обрешетке, листы старые, наблюдаются ослабления креплений листов по обрешетке, полы из досок по деревянным лагам, имеются механические повреждения, разный уровень. Согласно выводов комиссии, ввиду выявленных вредных факторов, не позволяющих обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения состояния конструктивных элементов, острого поражения грибковым заболеванием, делающим непрочными конструктивные элементы здания, жилой дом был признан непригодным для проживания. Аналогичные акту обследования выводы содержит и Заключение межведомственной комиссии от 28.09.2012 года. Кроме того, в 2016 году в одном из помещений дома произошел пожар, что также делает невозможным проживание истцов в смежном помещении. Таким образом, эксплуатация квартиры по адресу: <адрес>, <адрес> не возможна, а дальнейшее в ней проживание истцов Луценко И.А., Колоскова Ю.Т., Колоскова Д.Ю., Колоскова А.Ю., Луценко С.И., Луценко Р.И. несет угрозу жизни и здоровью. Капитальный ремонт в жилом помещении не производился, в том числе и после обследования дома в 2012 году. В ходе проведенной прокуратурой района проверки сведений о планируемом ремонте помещения также не представлено. А потому просит суд обязать администрацию Ирбейского района Красноярского края вне очереди предоставить Луценко И.А., Колоскову Ю.Т., Колоскову Д.Ю., Колоскову А.Ю., Луценко С.И., Луценко Р.И. жилое помещение благоустроенное применительно к условиям населенного пункта <адрес> в пределах <адрес> отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., на основании договора социального найма жилого помещения.
И.о. прокурора района Юрьева А.В. в настоящем судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что ответчик администрация <адрес> в нарушение законодательства РФ до настоящего времени, более 10 лет, не передала указанную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в собственность поселения администрации Ирбейского сельсовета Ирбейского района для осуществления ими полномочий в сфере жилищных отношений, а потому полагает, что администрация Ирбейского района, как собственник указанной квартиры является надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, пояснила, что в настоящее время администрацией Ирбейского сельсовета установлена постановлением № от 27.02.2017 года, которое представлено в суд, норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере <данные изъяты> кв.м. на каждого члена семьи. В связи с чем, просит суд обязать ответчика администрацию Ирбейского района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу вне очереди предоставить истцам жилое помещение благоустроенное применительно к условиям населенного пункта <адрес> в пределах <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., на основании договора социального найма.
Истец Луценко И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что она с 1997 года по настоящее время со своей семьей из шести человек проживают в указанной спорной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. За время их проживания в указанной квартире наймодателем ремонт ее ни разу не производился. В 2012 году квартира была признана непригодной для проживания, в связи с чем, ей и членам ее семьи обещали предоставить для проживания другое жилое помещение. Однако до настоящего времени вопрос этот не разрешен, она обратилась с жалобой и с заявлением в районный Совет депутатов и в прокуратуру района за оказанием помощи, так как проживать в этой квартире уже опасно для жизни и здоровья. Просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Истцы Колосков Д.Ю., Колосков А.Ю., Луценко С.И., Луценко Р.И. в настоящем судебном заседании исковые требования также поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Истец Колосков Ю.Т., будучи надлежащим образом уведомленным о дате и времени рассмотрения дела, в настоящее судебное заседание не явился, просил исковое заявление рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Ирбейского района Красноярского края по доверенности Будилина Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, полагает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, однако подтвердила суду, что действительно указанная спорная квартира до настоящего времени находится в собственности муниципального образования Ирбейский район. Также пояснила, поддерживая изложенное в возражении, что в соответствии с законодательством РФ вопрос местного значения в сфере жилищных отношений - обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, относится к компетенции администрации Ирбейского сельсовета, в связи с чем, администрация Ирбейского района не является надлежащим ответчиком. Кроме того, полагает, что в случае выселения из занимаемого жилого помещения по договору социального найма, гражданам должно предоставляться жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому.
Представитель третьего лица администрации Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края по доверенности Малетина Д.В. в судебном заседании исковые требования признала частично. Суду пояснила, что указанная квартира, расположенная по адресу: <адрес> в которой истцы проживают по договору социального найма жилого помещения, до настоящего времени находится в собственности муниципального образования Ирбейский район, передана была в 2006 году на праве оперативного управления администрации Ирбейского сельсовета. Администрация сельсовета не имеет возможности предоставить жилое помещение истцам, не согласна она с размером жилой площади, указанной прокурором. Пояснила, что с 09.01.2013 года семья Луценко И.А. из 6 человек поставлена на очередь в качестве нуждающихся в жилом помещении, учетное дело № (вне очереди №).
С учетом мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Колоскова Ю.Т..
Исследовав в судебном заседании все материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу п.п. 42 - 43 указанного Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. п. 49- 51 указанного Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.
Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.
В случае выявления оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния или по основаниям, предусмотренным пунктом 36 настоящего Положения, решение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.
Согласно п.п. 33-41 указанного Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.
Согласно ст. 85 ЖК РФ Граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если в том числе: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Содержащиеся в п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ положения о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенных жилых помещений гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, закрепляют только особенности реализации их жилищных прав не возлагают какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 07 ноября 2006 года истцу Луценко И.А. и членам ее семьи, истцам Колоскову Ю.Т., Колоскову Д.Ю., Колоскову А.Ю., Луценко С.И., Луценко Р.И. была предоставлена администрацией Ирбейского сельсовета Ирбейского района по договору социального найма для проживания квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находящаяся в муниципальной собственности, общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается копией договора социального найма жилого помещения от 07.11.2006 г. №.
Согласно выписки из домовой книги от 21.02.2017 г. № истцы Луценко И.А., Колосков Ю.Т., Колосков Д.Ю., Колосков А.Ю., Луценко С.И., Луценко Р.И. состоят на регистрационном учете в указанной спорной квартире с 05.01.1999 года постоянно, по настоящее время.
В судебном заседании также установлено, что 28 сентября 2012 года на основании заявления администрации Ирбейского сельсовета от 31.08.2012 г. № межведомственной комиссией администрации Ирбейского района было произведено обследование спорной <адрес> в <адрес> и составлен акт обследования помещения №, из которого следует, что в фундаменте дома наблюдаются трещины, наружные и внутренние капитальные стены - брусчатые, наблюдается поражение грибковым заболеванием; кровля - асбестоцементные листы по деревянной обрешетке, листы старые, наблюдаются ослабления креплений листов по обрешетке; полы из досок по деревянным лагам, имеются механические повреждения, разный уровень. Здесь же рекомендации: ввиду выявленных вредных факторов, не позволяющих обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения состояния конструктивных элементов, острого поражения грибковым заболеванием, делающим непрочными конструктивные элементы здания, жилое помещение следует признать непригодным для проживания.
Согласно заключению межведомственной комиссии № от 28.09.2012 года, квартира, расположенная по адресу: <адрес> была признана непригодной для проживания.
В судебном заседании также установлено, что 09.01.2013 года в связи с тем, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> признана непригодной для проживания, истец Луценко И.А. обратилась в администрацию Ирбейского сельсовета Ирбейского района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, указав в качестве членов своей семьи истцов Колоскова Ю.Т., Колоскова Д.Ю., Колоскова А.Ю., Луценко С.И., Луценко Р.И..
Постановлением администрации Ирбейского сельсовета Ирбейского района от 09.01.2013 года № «О признании и постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» истец Луценко И.А., с семьей из 6 человек, зарегистрированных по адресу: <адрес> были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ вне очереди, в связи с тем, что жилое помещение признано непригодным для проживания и было заведено учетное дело № (вне очереди №).
Постановлением администрации Ирбейского сельсовета Ирбейского района от 25.12.2014 года №-пг, четырехквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании технического заключения специализированной организации СК ООО «Холдинг-Центр», признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно п.п. «в» ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в том числе: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу п.п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в том числе: предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 9 Устава Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края, принятого решением Ирбейского сельского Совета депутатов от 29.05.2002 №, к вопросам местного значения поселения относится в том числе: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.
Согласно п. 1, п. 5 ч. 1 ст. 50 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 4 ст. 15 федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно выписки из реестра муниципальной собственности муниципального образования Ирбейский район (казна) от 21.02.2017 года № <адрес> в <адрес> внесена в реестр муниципальной собственности муниципального образования Ирбейский район (казна) на основании государственного акта на право муниципальной собственности от 23.09.1991 года № №. Указанная квартира зарегистрирована в реестре муниципальной собственности за № и передана на праве оперативного управления администрации Ирбейского сельсовета согласно распоряжения администрации Ирбейского района Красноярского края от 25.05.2006 г. №- №
Из чего следует, что именно ответчик администрация Ирбейского района по настоящее время является собственником спорной <адрес> в <адрес>.
А потому, несмотря на представленную ответчиком к возражению на исковое заявление копию соглашения о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования Ирбейский сельсовет органами местного самоуправления муниципального образования Ирбейский район от 02.11.2015 г. №, а также ссылку на ст. 9 Устава Ирбейского района, которая не содержит полномочий в соответствии с жилищным законодательством, -
суд не может признать состоятельными доводы представителя ответчика администрации Ирбейского района, о том, что администрация Ирбейского района является ненадлежащим ответчиком по делу, так как вопросы в сфере жилищных отношений законодательством РФ отнесены к компетенции поселения, а именно администрации Ирбейского сельсовета Ирбейского района, поскольку ответчик администрация Ирбейского района длительное время, в нарушение законодательства РФ, не передает указанную спорную квартиру в собственность администрации Ирбейского сельсовета Ирбейского района, продолжает оставаться собственником спорного жилья.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 16.11.2006 №-О, определении от 28.05.2009 года №-О-О, ст. 89 ЖК РФ не исключает возможность ее применения во взаимосвязи со ст. 57 ЖК РФ при наличии к тому оснований. Положения ч. 1 и 2 ст. 89 ЖК РФ не ограничивают суды в возможности в ходе исследования оценки того или иного варианта предоставления жилого посещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
С учетом изложенного положения ст. 89 ЖК РФ не могут быть истолкованы и применены таким образом, чтобы в результате предоставления жилого помещения гражданам, выселяемым из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, были ухудшены их жилищные условия.
При разрешении настоящего дела имеются основания для применения наряду с положениями статьи 89 Жилищного кодекса РФ общих правил предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленных статьей 57 Жилищного кодекса РФ.
Бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению прав лиц, проживающих в доме, подлежащем фактически сносу, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании факт невозможности проживания истцов Луценко И.А., Колоскова Ю.Т., Колоскова Д.Ю., Колоскова А.Ю., Луценко С.И., Луценко Р.И. в помещении по адресу: <адрес> полностью подтвержден материалами дела, эксплуатация квартиры невозможна, а дальнейшее в ней проживание, несет угрозу жизни и здоровью людей.
Согласно требований ст. 50 ЖК РФ администрацией поселения должна быть установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно постановления администрации Ирбейского сельсовета от 27.02.2017 г. №-пг установлена норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда Ирбейского сельсовета по договору социального найма (норма предоставления) – в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Таким образом, предоставление истцам Луценко И.А., Колоскову Ю.Т., Колоскову Д.Ю., Колоскову А.Ю., Луценко С.И., Луценко Р.И. жилого помещения, равнозначного по площади ранее занимаемого, приведет к ухудшению их жилищных прав, так как общая площадь ранее занимаемого истцами жилого помещения менее нормы предоставления.
А потому, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора района о возложении на администрацию Ирбейского района обязанности вне очереди предоставить истцам Луценко И.А., Колоскову Ю.Т., Колоскову Д.Ю., Колоскову А.Ю., Луценко С.И., Луценко Р.И. жилое помещение благоустроенное применительно к условиям населенного пункта <адрес> в пределах <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 108 кв.м., на основании договора социального найма, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ирбейского района - удовлетворить.
Обязать администрацию Ирбейского района Красноярского края в срок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу вне очереди предоставить Луценко ФИО30, Колоскову ФИО31, Колоскову ФИО32, Колоскову ФИО33, Луценко ФИО34, Луценко ФИО35 жилое помещение благоустроенное применительно к условиям населенного пункта <адрес> в пределах <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 108 кв.м., на основании договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме – 17 апреля 2017 года.
Председательствующий В.И. Сабаева