РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 августа 2011 года п. Арсеньево Тульской области
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Влицкой Л.В.,
при секретаре Овчинниковой Т.С.,
с участием помощника прокурора Арсеньевского района Тульской области Кузиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Арсеньевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области и третьему лицу администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет,
установил:
прокурор Арсеньевского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области и 3-ему лицу администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет, в котором просит обязать администрацию муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области поставить земельный участок, на котором расположено кладбище в п. Центральный, на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тульской области». Свои требования обосновывает тем, что при проведении проверки было установлено, что земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в п. Центральный Арсеньевского района Тульской области, не поставлено на кадастровый учет, не проведено межевание этого участка, не определены его границы. Право собственности на указанный выше земельный участок, на котором находится кладбище, не зарегистрировано в установленном порядке, в результате чего органами местного самоуправления не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержания мест захоронения, что, в свою очередь, ведет к нарушениям прав неопределенного круга лиц. Ссылаясь на ст.6, п.3 ч.1 ст.99 ЗК РФ, ч.13 ст.35 Градостроительного Кодекса РФ, Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прокурор на основании ст.45 ГПК РФ обратился с данным иском в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Арсеньевского района Тульской области Кузина С.В. исковые требования прокурора Арсеньевского района к администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области и 3-ему лицу администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области о возложении обязанности по постановке земельного участка, на котором расположено кладбище в п. Центральный Арсеньевского района Тульской области, на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тульской области» поддержала в полном объеме, и пояснила, что прокуратурой Арсеньевского района в рамках осуществления прокурорского надзора проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего вопросы погребения умерших, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования Манаенское Арсеньевского района находится кладбище в п. Центральный. Земельный участок, на котором расположено кладбище в п. Центральный Арсеньевского района, не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание этого участка и не определены его границы. Право собственности на вышеуказанный земельный участок, на котором находится кладбище, в установленном порядке не зарегистрировано, в результате чего органами местного самоуправления муниципального образования Манаенское Арсеньевского района не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). В силу п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. В соответствии с ч. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах. В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. На основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок. В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 и п. 13 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения; в собственности поселений могут находиться земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Согласно ст. 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления. Статьями 16 и 17 того же Закона установлены санитарные и экологические требования к размещению и содержанию мест погребения. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8.04.2003 г. № 35 с 15 июня 2003 г. введены в действие «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6.04.2003 года. Таким образом, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков. Поскольку администрацией муниципального образования Манаенское Арсеньевского района не выполняются требования действующего законодательства, то прокурор Арсеньевского района в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Ответчик администрация муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще и своевременно, в зал судебного заседания своего представителя не направил, в своем письме исковые требования прокурора признал в полном объеме, возражений не имеет, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо администрация муниципального образования Арсеньевский район Тульской области о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще и своевременно, в зал судебного заседания своего представителя не направил, в своем письме просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. Возражая против привлечения ее в качестве третьего лица, поскольку в соответствии с п.22 ч.1 ст.14 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления поселений, отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; к вопросам местного значения муниципального района отнесено содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения. Из содержания заявления следует, что кладбище расположено в п. Центральный Арсеньевского района, т.е. на территории муниципального образования Манаенское Арсеньевского района и является сельским кладбищем, поэтому администрация муниципального образования Арсеньевский район исходя из ч.3 ст.43 ГПК РФ полагает, что она привлечена необоснованно в качестве 3его лица.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав пом. прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 3. ч. 1 ст. 99 Земельного кодекса РФ, к землям историко-культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений.
Частью 2 ст. 99 Земельного кодекса РФ, земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о местоположении границ земельного участка, его площадь, категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенное использование.
В результате описания и индивидуализации в Едином государственном реестре недвижимости каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 и п. 13 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения; в собственности поселений могут находиться земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
Статьями 16 и 17 того же Закона установлены санитарные и экологические требования к размещению и содержанию мест погребения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8.04.2003 г. № 35 с 15 июня 2003 г. введены в действие «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6.04.2003 года.
Таким образом, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.
Судом установлено, что на территории муниципального образования Манаенское Арсеньевского района расположено кладбище в п. Центральный Арсеньевского района.
Согласно сообщению главы администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района № 617 от 22 апреля 2011 года на территории муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области расположены 4 кладбища: п. Центральный -1,5 га, с. Манаенки – 1,9 га, с. Кузьменки -1,2 га, с. Сороколетово -1,6 га. Земельные участки, на которых расположены кладбища, на кадастровом учете в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тульской области» не состоят, кладбище в п. Центральный расположено на землях запаса.
Из сообщения управления Росреестра по Тульской области сведений о правах на объект - земельный участок в п. Центральный Арсеньевского района Тульской области – отсутствуют.
В соответствии с письмом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области за № НА/02-04/2170 от 7.07.2011 г. сведения о земельном участке, на котором расположено кладбище в п. Центральный Арсеньевского района, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, т.е. земельный участок в соответствии с требованиями ст. 4 ФЗ «О погребении и похоронном деле», не отведен, на кадастровый учет не поставлен, межевание занимаемого кладбищем земельного участка не проведено и его границы не определены в соответствии с действующим законодательством.
В результате администрацией муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области не реализуются закрепленные в законе и Уставе муниципального образования полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельного участка, на котором расположено кладбище, оказывающее экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.
Анализируя и оценивая все исследованные по делу доказательств в их совокупности, учитывая, что ответчик - администрация муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области исковые требования прокурора Арсеньевского района о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет признала в полном объеме, суд считает иск обоснованным, подтвержденным исследованными в суде доказательствами, и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Арсеньевского района Тульской области полностью удовлетворить.
Обязать ответчика администрацию муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области поставить земельный участок, на котором расположено кладбище в п. Центральный Арсеньевского района Тульской области, на кадастровый учет в Федеральном Государственном Учреждении «Земельная кадастровая палата по Тульской области» в срок до 01.01.2012 г.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Одоевский районный суд Тульской области.
Председательствующий