Дело №12-154/2019
УИД 24RS0032-01-2019-002893-36
РЕШЕНИЕ
город Красноярск 25 октября 2019 года
Судья Ленинского районного суда г. Красноярска Сакович Светлана Сергеевна, рассмотрев жалобу защитника администрации Ленинского района г. Красноярска ФИО6 на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ФИО3 от 20 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1,2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении администрации Ленинского района г. Красноярска,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ФИО3 № от 20 июня 2019 года администрация Ленинского района г. Красноярска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1,2 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 201000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник ФИО4 обратилась в суд с жалобой и дополнением к жалобе, в которых, выражая несогласие с принятым постановлением, просит его отменить. В обоснование жалобы указано на то, что при вынесении постановления должностным лицом не учтено, что администрация Ленинского района г. Красноярска не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку осуществляя деятельность на основании Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 г. № 46-р, не наделена полномочиями в части озеленения территории района и осуществления агротехнических мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы), отсутствует и соответствующая статья расходов у администрации района. Органом администрации г. Красноярска, созданным в целях обеспечения экономического развития и устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса города, является Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска, который является главным распорядителем бюджетных средств жилищно-коммунального хозяйства, и координирует деятельность МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», созданного, в том числе, для осуществления благоустройства и озеленения на территории города. Противопожарный режим был введен с 19.04.2019 года Правительством Красноярского края, администрацией города был утвержден план противопожарных мероприятий, согласно которому поручено организовать проведение работ по очистке от сухой травянистой растительности и мусора в местах наиболее подверженных возникновению пожаров в весенне-летний период, в том числе на земельных участках собственность на которые не разграничена до 10.04.2019. Ответственным исполнителем назначены три структурных подразделения: ДГХ, ДМИиЗО, администрации района, т.е. каждый в рамках полномочий. Администрация в рамках возложенных полномочий сообщала в Департамент городского хозяйства информацию о земельных участках, необходимых для внесения в план по покосу травы и уборке сухой травянистой растительности. Указала, что администрация района правообладателем земельных участков не является, полномочий по благоустройству земельных участков, неразграниченной государственной собственности не имеет. Земельные участки, указанные в постановлении должностного лица, относятся к территории неразграниченной государственной собственности, распорядителем которых является – Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, а ответственным за благоустройство и содержание – Департамент городского хозяйства. Кроме того, в постановлении не указаны границы и координаты земельных участков, на которых выявлены вменяемые администрации района правонарушения: не указано конкретное место совершения, и правообладатель земельного участка.
В судебном заседании защитник ФИО7 доводы жалобы и дополнения к ней поддержала в полном объеме, просит постановление отменить.
Государственный инспектор г. Красноярска по пожарному надзору ФИО5 в судебном заседании полагал, что постановление должностного лица является законным и обоснованным и основания для его отмены, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Выслушав участников процесса, проанализировав доводы жалобы, исследовав, проверив и оценив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений ст. 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, что также соответствует положению части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ФИО3 от 20 июня 2019 года администрация Ленинского района г. Красноярска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 201000 рублей за то, что, в нарушении требований п. 17.1 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», в условиях особого противопожарного режима, введенного постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2019 г. № 177-п на землях, расположенных в границах Ленинского района г. Красноярска, государственная собственность на которые не разграничена, не обеспечила очистку от сухой травянистой растительности, что привело к возникновению пожаров.
Так из материалов дела следует, что 10.04.2019 года произошел пожар сухой травянистой растительности на пустыре напротив жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проведения предварительной проверки по пожару установлено нарушение требований п. 17.1 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме». В отношении администрации Ленинского района в г. Красноярске 15.04.2019 г. по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении №547 с проведением административного расследования. В рамках проведения административного расследования опрошены должностные лица ФГКУ «30 отряд ФПС по Красноярскому краю», осуществляющие тушение пожара, у администрации Ленинского района в г. Красноярске истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, также проведен осмотр земельного участка, расположенного на косогоре напротив жилого дома по адресу: <адрес>. В ходе проведения административного расследования установлено, что земельный участок имеет кадастровый номер №. В границах данного кадастрового квартала выявлено нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012. № 390 «О противопожарном режиме» на землях, государственная собственность на которые не разграничена, а именно: не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности земельного участка, расположенного на косогоре напротив жилого дома по адресу: <адрес>.
Кроме того, 19.04.2019 года произошел пожар сухой травянистой растительности на пустыре (горе) напротив жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (вдоль СНТ «Химик»). В ходе проведения предварительной проверки по пожару установлено нарушение требований п. 17.1 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме», в условиях особого противопожарного режима, введенного Постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2019 года №177-п «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края». В отношении администрации Ленинского района в г. Красноярске 24.04.2019 г. по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении №648 с проведением административного расследования. В рамках проведения административного расследования опрошены должностные лица ФГКУ «30 отряд ФПС по Красноярскому краю», осуществляющие тушение пожара, у администрации Ленинского района в г. Красноярске истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, также проведен осмотр земельного участка, расположенного на косогоре напротив жилого дома по адресу: <адрес> (вдоль СНТ «Химик»). В ходе проведения административного расследования установлено, что земельный участок имеет кадастровый номер № и №. В границах данного кадастрового квартала выявлено нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012. № 390 «О противопожарном режиме» в условиях особого противопожарного режима, введенного Постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2019 года №177-п «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края», на землях, государственная собственность на которые не разграничена, а именно: не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности земельного участка, расположенного на косогоре напротив жилого дома по адресу: <адрес> (вдоль СНТ «Химик»).
Кроме того, 06.05.2019 года произошел пожар сухой травянистой растительности на пустыре (горе) напротив жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проведения предварительной проверки по пожару установлено нарушение требований п. 17.1 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме», в условиях особого противопожарного режима, введенного Постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2019 года №177-п «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края». В отношении администрации Ленинского района в г. Красноярске 16.05.2019 г. по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении №821 с проведением административного расследования. В рамках проведения административного расследования опрошены должностные лица ФГКУ «30 отряд ФПС по Красноярскому краю», осуществляющие тушение пожара, у администрации Ленинского района в г. Красноярске истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, а также проведен осмотр земельного участка, расположенного на косогоре напротив жилого дома по адресу: <адрес>. В ходе проведения административного расследования установлено, что земельный участок имеет кадастровый номер №. В границах данного кадастрового квартала выявлено нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012. № 390 «О противопожарном режиме» в условиях особого противопожарного режима, введенного Постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2019 года №177-п «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края», на землях, государственная собственность на которые не разграничена, а именно: не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности земельного участка, расположенного на косогоре напротив жилого дома по адресу: <адрес>.
09.05.2019 года произошел пожар сухой травянистой растительности на пустыре напротив жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> В ходе проведения предварительной проверки по пожару установлено нарушение требований п. 17.1 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме», в условиях особого противопожарного режима, введенного Постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2019 года №177-п «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края». В отношении администрации Ленинского района в г. Красноярске 16.05.2019 г. по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении №822 с проведением административного расследования. В рамках проведения административного расследования опрошены должностные лица ФГКУ «30 отряд ФПС по Красноярскому краю», осуществляющие тушение пожара, у администрации Ленинского района в г. Красноярске истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, а также проведен осмотр земельного участка, расположенного на пустыре напротив жилого дома по адресу: <адрес> «А». В ходе проведения административного расследования установлено, что земельный участок имеет кадастровый номер №. В границах данного кадастрового квартала выявлено нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012. № 390 «О противопожарном режиме» в условиях особого противопожарного режима, введенного Постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2019 года №177-п «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края», на землях, государственная собственность на которые не разграничена, а именно: не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности земельного участка, расположенного на пустыре напротив жилого дома по адресу: <адрес>
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности, ответственность за которые установлена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Администрация Ленинского района г.Красноярска привлечена к административной ответственности на основании указанных норм в связи с несоблюдением положений п. 17.1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, в условиях особого противопожарного режима, введенного Постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2019 года №177-п «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края», выразившемся в неочистке от сухой травы земельных участков г.Красноярска, перечень которых приведен выше.
Как установлено п. 17.1 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы. Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Таким образом, указанным нормативным актом соответствующая обязанность возлагается на конкретную категорию субъектов - правообладателей земельных участков - их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.
Согласно ст. 5 Земельного Кодекса РФ: собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р утверждено Положение об администрации района в г.Красноярске, которое определяет задачи, функции и полномочия районных администраций.
Согласно п.1.1 названного Положения администрация района в городе Красноярске является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города.
В соответствии с п.2.2.2 названного Положения, в сфере землепользования районная администрация:
- обеспечивает работу по подготовке документов, подтверждающих факт создания объектов гаражного строительства и овощехранилищ, возведенных до 2005 года;
- выявляет самовольные постройки и временные сооружения, размещенные с нарушением требований установленного законодательством порядка либо срок размещения которых истек;
- согласовывает схемы размещения рекламных конструкций;
- в установленном порядке принимает меры, направленные на освобождение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от самовольных построек, самовольно установленных временных сооружений (за исключением сноса самовольных построек в случае создания или возведения их на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, если земельные участки расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения).
В материалах дела нет сведений о том, что администрация Ленинского района г. Красноярска наделена полномочиями собственника в отношении перечисленных в постановлении по делу об административном правонарушении земельных участков, вправе ими распоряжаться, является правообладателем по отношению к ним.
В соответствии со ст. 26 Устава "Устав города Красноярска" (принят Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62) - администрация города Красноярска - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления. К вопросам городского значения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города /п. 10 ст. 7 Устава/.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 01.07.2011 N 84-р "Об утверждении Положения о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска" определены Задачи данного органа, в числе которых - организация благоустройства и озеленения территории города /п. 2.6 Положения/.
Руководитель департамента городского хозяйства ведет вопросы руководства разработкой планов администрации города и контроля за их реализацией в области жилищного хозяйства, функционирования и развития систем энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, дорожного хозяйства, зеленого строительства, благоустройства, санитарной очистки города, инженерного обеспечения жилищного хозяйства /п. 3.1.2 Распоряжения администрации г. Красноярска от 22.12.2006 N 270-р «Об утверждении должностных обязанностей заместителей Главы города Красноярска»/.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 N В-378 утверждены «Правила благоустройства территории города Красноярска», п. 6.3 которых определено, что лица, ответственные за благоустройство, обязаны обеспечить своевременное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы).
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками, а также распоряжение земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, в соответствии с Положением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденным Распоряжением администрации г. Красноярска от 23.05.2013 N 110-р.
Таким образом, довод защитника, что Положением администрации района в городе Красноярске /утв. Распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р/ установлен перечень полномочия администрации района, как органа местного самоуправления, к полномочиям которого исполнение указанных в постановлении должностного лица пунктов Правил не относится, поскольку созданы соответствующие подразделения /Департаменты/ с правами юридического лица, заслуживает внимания.
Земельные участки по <адрес> (пустырь напротив дома), <адрес> (пустырь /гора/ напротив жилого дома расположенного вдоль СНТ «Химик»), <адрес> (пустырь /гора/ напротив жилого дома), <адрес> «А» (пустырь напротив жилого дома) относятся к территории неразграниченной государственной собственности, распорядителем которых является Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, а ответственным за благоустройство и содержание - Департамент городского хозяйства администрации <адрес>.
Районная администрация в данном случае не входит в круг лиц, перечисленных в п. 17.1 Правил противопожарного режима, на которых возложена установленная данной нормой обязанность, а, следовательно, субъектом вменяемого правонарушения не является.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что материалы дела об административном правонарушении в отношении администрации Ленинского района в г. Красноярске - не содержат безусловных доказательств, подтверждающих виновность в инкриминируемых правонарушениях, предусмотренных ч.1, ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку изложенные в обжалуемом постановлении выводы, не соответствуют фактическим обстоятельствам.
При таком положении, постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ФИО3 № от 20 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении администрации Ленинского района в г. Красноярске подлежит отмене, а производство по делу, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ФИО3 № от 20 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении администрации Ленинского района в г. Красноярске – отменить и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием в действиях администрации Ленинского района в г. Красноярске состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения копии решения с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска.
Судья С.С. Сакович