РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 августа 2021 года п. Каменный Бор Сегежского района
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тугоревой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Медведевой О.Г.,
с участием прокурора Артемьева А.А.,
представителя административного истца Мартынова К.Б.,
административного ответчика Андреева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Федерального казённого учреждения Лечебное исправительное учреждение № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия к Андрееву А.В. об установлении административного надзора,
установил:
ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК (далее – ЛИУ-4) обратилось с иском об установлении административного надзора в отношении Андреева А.В. по тем основаниям, что Андреев А.В., отбывающий в настоящее время наказание в виде лишения свободы по приговору Суоярвского районного суда РК от 23.03.2018, 25.10.2021 подлежит освобождению из мест лишения свободы. Указанное преступление совершено Андреевым А.В. в период административного надзора, установленного решением Суоярвского районного суда РК от 30.11.2017. Указывая на данные обстоятельства, а также ссылаясь на положения п. 4 ч. 2 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», администрация ЛИУ-4 просит установить в отношении Андреева А.В. административный надзор сроком на 1 год за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и возложить на него административные ограничения в виде: явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток – с 22 час. до 06 час..
В судебном заседании представитель ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК исковые требования поддержал по доводам административного искового заявления. Дополнительно указал на наличие опечатки в заявлении в истребуемом сроке надзора, который должен быть равен сроку погашения судимости, а также в дате приговора.
Административный ответчик Андреев А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что он ему не нужен. Однако, при установлении надзора просил срок надзора определить равным одному году, не вменять ограничение в виде запрета нахождения в ночное время вне дома, и установить только одну явку на регистрацию.
Прокурор в своём заключении считал иск ФКУ ЛИУ-4 подлежащим удовлетворению в полном объеме по доводам административного искового заявления, установив срок надзора равным сроку погашения судимости.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Вопросы применения административного надзора, регламентированы положениями Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (далее по тексту – ФЗ № 64-ФЗ).
Административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 1, 2 ФЗ № 64-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В судебном заседании установлено следующее.
В настоящее время Андреев А.В., являясь совершеннолетним лицом, отбывает наказание в исправительном учреждении в виде лишения свободы по приговору Суоярвского районного суда РК от 23.03.2018 (с учетом постановления Суоярвского районного суда РК от 26.09.2019) за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 161 УК РФ (дата совершения преступления – 19.01.2018). К наказанию по данному приговору присоединено наказание по приговору Суоярвского районного суда РК от 13.02.2018 в порядке ч. 5 ст. 69 УК РФ (постановление Суоярвского районного суда РК от 13.11.2019).
Решением Суоярвского районного суда Республики Карелия от 30.11.2017, вступившим в законную силу 12.12.2017, в отношении Андреева А.В. был установлен административный надзор сроком на 1 год. Дело административного надзора заведено 12.12.2017.
Таким образом, вышеуказанное преступление было совершено Андреевым А.В. в период административного надзора, установленного решением Суоярвского районного суда Республики Карелия от 30.11.2017, за совершение данного преступления Андреев А.В. осужден к наказанию в виде лишения свободы и направлен для отбывания наказания в исправительное учреждение, что является основанием для установления в отношении него административного надзора по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ № 64-ФЗ.
Таким образом, административный надзор подлежит установлению по приговору Суоярвского районного суда Республики Карелия от 23.03.2018.
При таких обстоятельствах суд находит ответчика объективно являющимся субъектом правоотношений, регулируемых п. 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ № 64-ФЗ, и нуждающимся в установлении административного надзора в силу требований закона.
Из характеристики ФКУ ЛИУ-4 на Андреева А.В. следует, что он в целом характеризуется удовлетворительно: на мероприятия воспитательного характера реагирует правильно; режимные требования выполняет, правила внутреннего распорядка не нарушает; трудоустроен на оплачиваемую работу; имеет 7 поощрений, взысканий не имеет; на профучете не состоит; социально-полезные связи поддерживает; вину по приговору суда признал.
При разрешении вопроса о сроке административного надзора и о конкретных административных ограничениях, подлежащих установлению в отношении административного ответчика в рамках административного надзора, суд учитывает данные о личности Андреева А.В., обстоятельства совершения им преступления, характеризующие данные при отбытии наказания, положения ч.ч. 1, 2 ст. 4 ФЗ №-64, ч. 8 ст. 272 КАС РФ и иные значимые для дела обстоятельства.
Согласно п. «в» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ (в редакции на дату совершения преступления) срок погашения судимости по приговору от 23.03.2018 составляет 3 года.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ № 64-ФЗ, срок надзора, необходимый для установления Андрееву А.В., соответствует сроку погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Часть 1 статьи 4 ФЗ № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При этом, установление судом административного ограничения в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч. 2 ст. 4 ФЗ № 64-ФЗ).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, личность административного ответчика, суд полагает необходимым установить Андрееву А.В. две явки в орган внутренних дел для регистрации.
В судебном заседании установлено, что Андреев А.В. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <...>
Одним из видов административных ограничений, является запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток (п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 64-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ № 5242-1 от 25.06.1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободы передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Учитывая, что Андреев А.В. имеет место жительства, а также то обстоятельство, что преступление совершено им вне его места жительства, обстоятельства совершения преступления, суд усматривает наличие оснований для установления ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов.
При этом суд учитывает, что в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений при изменении обстоятельств.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Федерального казённого учреждения Лечебное исправительное учреждение № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия удовлетворить.
Установить в отношении Андреева А.В., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, административный надзор по приговору Суоярвского районного суда Республики Карелия от 23.03.2018 сроком на 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок исчислять со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения с установлением следующих ограничений:
- явка в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации два раза в месяц,
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня принятия решения судом.
Судья А.В. Тугорева
Мотивированное решение составлено 13.08.2021.