Петрозаводский городской суд Дело № 12-574/16-7
(г. Петрозаводск, ул.Красная, 33)
Р Е Ш Е Н И Е
21 июня 2016 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Деготь Наталия Евгеньевна при секретаре Соснович С.В., рассмотрев жалобу Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы» на постановление Административной комиссии Петрозаводского городского округа от 27 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года №1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» в отношении
Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы» (далее – АО «ПКС», Общество), <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Постановлением Административной комиссии Петрозаводского округа от 27 апреля 2016 года АО «ПКС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях», и подвергнуто наказанию виде штрафа в размере 50000 рублей.
Защитник АО «ПКС» Макарова М.В., действующая на основании доверенности, с указанным постановлением не согласна, обратилась в суд с жалобой, согласно которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку в действиях Общества отсутствует вина и событие вменяемого правонарушения, здание, расположенное по адресу: г. Петрозаводск, пр. Комсомольский, д.17-А, находится во временном пользовании и владении на основании договора аренды у выделенного в результате реорганизации ОАО «Петрозаводские коммунальные системы – Тепловые сети», которое соответственно и несет обязанность по содержанию прилегающей территории.
В судебном заседании защитник АО «ПКС» Макарова М.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным.
Представитель Административной комиссии Петрозаводского городского округа Конжезерова А.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против доводов жалобы возражала, полагая постановление законным и обоснованным.
Исследовав доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив дело, прихожу к следующим выводам.
В силу ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом, учитывается, что жалоба подана в срок, предусмотренный КоАП РФ.
Частью 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за повторное нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территорий муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных иными статьями настоящего Закона, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пункт 1 статьи 4 ПРАВИЛ БЛАГОУСТРОЙСТВА, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА В ПЕТРОЗАВОДСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ, утвержденных Решением Петрозаводского городского Совета от 3 июня 2014 г. N 27/27-414 (далее - Правила) гласит, что организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов.
Организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами (п.2 ст. 4 Правил).
Организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в т.ч. уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами (п.3 ст.4 Правил).
В соответствии с п.7.1 Правил на территории округа не допускается несанкционированный сброс и складирование отходов и снега.
Согласно п.2 ст. 5 Правил организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков, а при наличии договора о закреплении территории для уборки также и уборку прилегающих территорий, с учетом требований о размере территорий, установленных пунктами 9, 10, 13, 15, 16 статьи 5, пунктом 6 статьи 21 настоящих Правил. Определение границ прилегающих территорий для уборки оформляется путем заключения между организациями, физическими лицами и Администрацией Петрозаводского городского округа договора о закреплении территории для уборки с составлением схематической карты уборки, один экземпляр которой хранится в Администрации Петрозаводского городского округа, а второй у организации и физического лица. Определение границ территории для уборки по улично-дорожной сети осуществляется при заключении договоров на содержание между Администрацией Петрозаводского городского округа и организациями, за которыми закрепляются для содержания указанные объекты.
Уборка территорий округа проводится ежедневно в течение дня. Уборка мест массового пребывания людей (в том числе подходы к вокзалам, территории рынков, торговых зон) производится в течение всего рабочего дня соответствующих организаций постоянно (п.3 ст. 5 Правил).
Согласно статье 25 Правил собственники зданий, сооружений, строений, а в том случае, если здание, сооружение или строение передано в пользование иному лицу - данные лица, обязаны обеспечить производство работ по надлежащему содержанию зданий, строений и сооружений и иных объектов на земельных участках в соответствии с градостроительной и проектной документацией, градостроительными нормативами и правилами, экологическими, санитарными, противопожарными и иными специальными нормативами, в том числе, по проведению ремонта, реставрации, покраске фасадов и их отдельных элементов (пункт 1).
Фасады зданий (включая жилые дома), сооружений не должны иметь видимых загрязнений, повреждений водосточных труб, воронок или выпусков, разрушений их конструктивных элементов (карнизов, фризов, фронтонов), а также отделочного слоя, в том числе в виде не предусмотренных проектной документацией изменений его цветового тона и декоративных деталей, на фасаде не должно быть надписей и граффити (пункт 2).
Из постановления по делу следует, что АО «ПКС», являясь ответственным юридическим лицом за надлежащее содержание и обслуживание земельного участка прилегающего к зданию, расположенному по адресу: г. Петрозаводск, пр. Комсомольский, д.17-А, 31 марта 2016 года не обеспечило соблюдение чистоты и поддержание порядка на территории данного земельного участка, а именно: не очистило от мусора газоны с торцов здания и проезд, имеющий асфальтобетонное покрытие (газоны с торцов здания и проезд загрязнены мелким мусором, на газоне со стороны заднего фасада здания наблюдается захламление мелким бытовым мусором и предметами мебели (столы, стулья, двери, тряпки, ведра)); не устранило несанкционированные записи на фасаде здания, чем нарушило пункты 1, 2, 3, 7.1 статьи 4, пункты 2, 3 статьи 5, пункты 1, 2 статьи 25 Правил.
Ранее 24.06.2015 в отношении АО «ПКС» по делу №1.11.3.-03/314 было вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа за административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.2.14 ЗРК «Об административных правонарушениях», которое вступило в законную силу 14.07.2015 года.
В связи с этим бездействие, допущенное АО «ПКС», квалифицировано по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях».
В силу п.1 ст.4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ» от 21июля1997года N122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
В силу ч.1, 2 ст. 651 Гражданского кодекса РФ договор аренды здания или сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434). Несоблюдение формы договора аренды здания или сооружения влечет его недействительность. Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Согласно п. 6.5.3.2.1 Правил распределения имущества, прав и обязанностей между ОАО «ПКС» и выделяемыми обществами в период реорганизации ОАО «ПКС» в форме выделения после завершения реорганизации в отношении аренды объекта недвижимости, используемого одним из выделяемых обществ, ОАО «ПКС» совместно с арендодателем заключает дополнительное соглашение к договору аренды, отражающее изменение лица в договоре на стороне арендатора, причем такое дополнительное соглашение подлежит государственной регистрации за счет соответствующего выделяемого общества, если необходимость государственной регистрации такого дополнительного соглашения предусмотрена законодательством (а), если договором аренды земельного участка не предусмотрена необходимость получения согласия собственника на передачу земельного участка в субаренду и при невозможности переоформления договора аренды на выделяемое общество, которым такой земельный участок используется или к которому такой земельный участок относится, то ОАО «ПКС» передает такой земельный участок в субаренду выделяемому обществу(б), во всех остальных случаях объект недвижимости или земельный участок до истечения срока аренды, а равно связанные с таким объектом обязательства, остаются за ОАО «ПКС» (в настоящее время АО «ПКС») (г).
В соответствии с дополнительным соглашением №1152 от 31.01.2006 г. к договору аренды земельного участка №3283 от 15.01.1999 г. ОАО «ПКС» (арендатор) обязано соблюдать государственные стандарты и нормы качества окружающей среды (п.4.2.5), приводить в порядок фасад (часть здания) в соответствии с рекомендациями Управления архитектуры и градостроительства (п.4.2.6), содержать арендуемый земельный участок и прилегающую территорию в нормальном санитарном состоянии, производить уборку мусора, снега в местах прохода и проезда, проводить уход за газонами (перекопка, посев трав), в том числе на прилегающей территории, обозначенной на плане земельного участка (п.4.2.16). При этом согласно акту приема-передачи земельного участка арендодатель (Администрация г. Петрозаводска) передает арендатору (ОАО «ПКС») земельный участок площадью 166 кв.м., расположенный в кадастровом квартале 10:01:140169:003, по пр. Комсомольскому, д.17-а. Согласно плану участка, где в качестве арендатора указан МПП Тепловых сетей, общая площадь земельного участка 693 кв.м., в т.ч. площадь земельного участка МПП Тепловых сетей – 166 кв.м (под пятном здания), при этом на плане отмечена зона уборки прилегающей территории согласно п.5.2 договора аренды в качестве пунктира. Зона уборки охватывает частично территорию вдоль фасадов и один из торцов здания. Право аренды земельного участка под кадастровым номером 10:01:0140169:3 площадью 693 кв.м зарегистрировано за ОАО «ПКС» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
Согласно договору аренды недвижимого имущества от 23.07.2005 г. его предметом является в том числе мастерский участок по пр. Комсомольскому, д.17а, в г. Петрозаводске, ОАО «ПКС» его является арендатором. При этом из материалов дела не следует, что договор аренды помещения прошел государственную регистрацию.
Из акта осмотра с фототаблицами, протокола и постановления следует, что нарушения выявлены у обоих торцов и на протяжении фасадов здания, тогда как для уборки юридическому лицу передана часть территории.
В силу ч.ч.1,4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Однако из представленных материалов дела с учетом того, что юридическому лицу передана прилегающая к д.17-а по пр. Комсомольскому в г. Петрозаводске территория для уборки частично, невозможно достоверно установить, где находился мусор, предметы мебели, ведра, тряпки, металлический объект, несанкционированные надписи. Достаточные доказательства, однозначно свидетельствующие о том, что указанные объекты находятся на прилегающей территории, переданной для уборки АО «ПКС», в материалах дела отсутствуют, не представлены в судебное заседание.
При этом судья принимает во внимание положения ч.ч. 1.3 ст.603 Гражданского кодекса РФ, согласно которым в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Кроме того, по смыслу п.3 ст.1 Федерального закона «О государственном кадастре» 24июля2007года №221-ФЗ в случае, если земельный участок не прошел кадастровый учет, то отсутствуют характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи. С учетом того, что согласно договору аренды земельного участка переданный ОАО «ПКС» земельный участок площадью 166 кв.м на местности не определен, то есть передан не весь земельный участок с конкретным кадастровым номером, а его часть, мусор находится на различных участках местности, всего лишь часть которой передана Обществу, у судьи имеются неустранимые сомнения в виновности юридического лица.
При таких обстоятельствах с учетом положений ст.1.5 КоАП РФ судья приходит к выводу об отмене постановления, прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено, на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление Административной комиссии Петрозаводского городского округа от 27 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года №1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» в отношении Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы» отменить, производство по делу - прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Н.Е.Деготь