№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2021 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Зинкина В.А.,
при помощнике судьи Кулкаеве Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-625/2021 по административному исковому заявлению Лашковой Л. А. к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по <адрес>Е.К., УФССП России по <адрес> о признании постановления незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Лашкова Л. А. обратилась в Красноглинский районный суд <адрес> с указанным административным исковым заявлением, которое мотивировала тем, что <дата> при получении пенсии ей стало известно о списании с ее пенсионного счета денежных средств в сумме 864,9 рублей в пользу МОСП по ИПН по <адрес> по исполнительному производству №-ИП, о возбуждении которого административному истцу не было известно.
<дата> при обращении к банку данных исполнительных производств через сеть Интернет с целью подтверждения сведений об указанном исполнительном производстве административному истцу стало известно, что <дата> судебным приставом-исполнителем МОСП по ИПН по <адрес> Морозовой Е.К. вынесено постановление № о взыскании с нее исполнительского сбора в размере 1000 рублей, возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В связи с действующими на территории <адрес> мерами по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 административный истец, как лицо старше 65 лет, была лишена возможности узнать о ходе исполнительного производства №-ИП, получить постановление о возбуждении исполнительного производства в случае, если оно направлялось в ее адрес, лишена возможности добровольно исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования в предусмотренный законом пятидневный срок или сообщить о невозможности их исполнения для предотвращения взыскания с нее расходов по совершению исполнительских действий.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточненных исковых требований, административный истец просит суд:
1. Восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя.
2. Признать постановление судебного пристава-исполнителя от <дата> № о взыскании с нее исполнительского сбора в размере 1000 рублей в пользу МОСП по ИПН по <адрес> и постановление судебного пристава-исполнителя от <дата> о возбуждении в отношении нее исполнительного производства №-ИП незаконными и отменить.
3. Обязать судебного пристава-исполнителя надлежащим образом уведомить ее о возбуждении исполнительного производства №-ИП (№) от <дата> (или от 04.12.2020г.), доставить ей копию постановления о возбуждении данного исполнительного производства, разъяснить его предмет.
4. Обязать МОСП по ИПН по <адрес> возвратить на ее пенсионный счет в ПАО «Сбербанк России» неправомерно списанные по исполнительному производству от <дата> №-ИП денежные средства в размере 1000 рублей.
Представитель административного истца поддержал заявленные требования с учетом уточнения, просил их удовлетворить.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по <адрес>Е.К. в судебное заседание не явилась, согласно письменному ходатайству просила рассмотреть дело без ее участия. Ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес должника <дата>.
Представитель административного ответчика УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, явку представителей не обеспечили, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
В соответствии с положениями части 6 статьи 226 КАС РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 218, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Условия и порядок принудительного исполнения определен Федеральным законом от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ), согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно частям 1, 11 статьи 30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).
Из материалов дела и копий материалов исполнительных производств установлено, что на исполнении МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по <адрес> находилось исполнительное производство №-ИП, возбужденное постановлением судебного пристава-исполнителя Морозовой Е. К. от <дата> на основании исполнительного листа, выданного Красноглинским районным судом <адрес> по административному делу № 2а-2396/2020, предмет исполнения: взыскание налога в сумме 864,9 руб., должник: Лашкова Л. А..
Установлено, что постановление о возбуждении указанного исполнительного производства направлено в адрес Лашковой Л.А. простой почтой, что следует из списка простых почтовых отправлений от <дата>
<дата>, рассмотрев материалы исполнительного производства №-ИП от <дата>, поскольку исполнительный документ должником не исполнен в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 рублей.
<дата> на основании указанного постановления № от <дата> судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по <адрес> Морозовой Е.К. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 1 000 рублей, должник: Лашкова Л.А.
Сведения о направлении в адрес должника постановления о взыскании исполнительского сбора и постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП в материалы дела не представлены.
Частью 1 статьи 12, статьей 13 Федерального закона от <дата> №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Порядок извещения и вызовов в исполнительном производстве регулируется статьей 24 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Из смысла пункта 1 статьи 24 Закона № 229-ФЗ следует, что лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи.
Согласно пункту 2.4.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных письмом ФССП России от <дата> №, постановление о возбуждении исполнительного производства направляется по адресам, указанным в исполнительном документе. В случае, если постановление о возбуждении исполнительного производства не получено должником при направлении (вручении) указанными способами (например, должник не явился за получением, организация отсутствует и т.д.), должник считается извещенным надлежащим образом, но судебный пристав-исполнитель принимает меры к уведомлению должника по иным адресам (по информации взыскателя, данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ФМС России и т.д.) или иными способами (повторное направление простой почтовой корреспонденцией, СМС-оповещение, автоматический обзвон, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки).
В силу пункта 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от <дата> №, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату направляется должнику постановление о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
По своей правовой природе исполнительский сбор относится к исполнительным действиям, направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований (пункт 13 части 1 статьи 64 Закона № 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3).
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные сроки.
Как следует из руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, для взыскания исполнительского сбора необходима совокупность условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом - исполнителем для его добровольного исполнения, документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем, установлено, подтверждено материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что копия постановления от <дата> о возбуждении исполнительного производства №-ИП направлена в адрес Лашковой Л.А. простой почтой без регистрации и уведомлений о вручении, доказательств свидетельствующих о получении должником указанного постановления материалы дела не содержат, что является основанием для удовлетворения заявленных требований об обязании судебного пристава-исполнителя направить в адрес административного истца копию постановления о возбуждении исполнительного производства в установленном законом порядке.
При указанных обстоятельствах оснований для взыскания с Лашковой Л.А. исполнительского сбора отсутствуют, поскольку ей не была предоставлена возможность исполнить требования исполнительного документа в установленный срок в добровольном порядке.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора № от <дата>, а соответственно и признания незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП от <дата> являются обоснованными и подлежат удовлетворению, что является основанием для возврата взысканной суммы исполнительского сбора в размере 1 000 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено законом (часть 7 статьи 219 КАС РФ).
Как установлено выше, материалы дела не содержат доказательств получения Лашковой Л.А. копии постановления о возбуждении исполнительного производства от <дата> При этом судом установлено, что <дата> административным истцом в ПАО Сбербанк получена информация о наложенных арестах и взысканиях на ее счет, в том числе по исполнительному производству №-ИП, в тот же день получена информация о возбуждении в отношении нее исполнительного производства №-ИП.
<дата>, т.е. в установленный срок, Лашкова Л.А. обратилась в Промышленный районный суд <адрес>, по месту нахождения административного ответчика, с административным исковым заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя.
Определением Промышленного районного суда <адрес> от <дата>, полученным Лашковой Л.А. <дата>, административное исковое заявление возвращено административному истцу, разъяснено право на обращение в Красноглинский районный суд <адрес>, в который административное исковое заявление направлено Лашковой Л.А. почтой <дата>
При указанных обстоятельствах, с учетом ходатайства административного истца о восстановлении срока, суд приходит к выводу, что подача административного искового заявления в Красноглинский районный суд <адрес> по истечении десяти дней со дня получения информации о вынесении оспариваемых постановлений имело место по уважительным причинам, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска срока не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАСРФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Лашковой Л. А. - удовлетворить.
Признать постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по <адрес>Е.К. от <дата> № о взыскании исполнительского сбора и постановление № от 15.12.2020г. о возбуждении исполнительного производства №-ИП незаконными.
Обязать судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по <адрес>Е.К. направить в адрес Лашковой Л. А. постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП.
Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> произвести возврат суммы исполнительского сбора в размере 1000 рублей, взысканной в рамках исполнительного производства №-ИП.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено <дата>.
Судья: В.А. Зинкин