36RS0020-01-2019-001029-47
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Лиски 23 августа 2019 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
судьи Калугиной С.В.,
при секретаре Дубачевой Е.А.,
с участием
истца Перкулимова И.Ю,
представителя ответчика – ГУ-УПФ РФ
по Лискинскому району (межрайонному) Калининой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перкулимова И.Ю, к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФпо Лискинскому району Воронежской области(межрайонному)о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении отдельных периодов в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии и досрочном назначении трудовой пенсии по старости, назначении дополнительного социального обеспечения,
у с т а н о в и л :
Перкулимов И.Ю. работал в должности механика рефрижераторного поезда в различных организациях.
03.04.2019 года истец полагая, что имеет необходимый стаж для назначения пенсии за выслугу лет, обратился в ГУ УПФ РФ по Лискинскому району с заявлением о назначении такой пенсии.
Решением ГУ УПФ России по Лискинскому району от 15.04.2019 в назначении пенсии досрочно ему отказано.
Истец Перкулимов И.Ю. обратился в суд с иском о признании решения ГУ УПФ РФ по Лискинскому району об отказе в назначении пенсии незаконным, просит также обязать ответчика назначить ему пенсию досрочно со дня обращения с заявлением о назначении пенсии.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, пояснил, что он работал в должности механика рефрижераторного поезда эксплуатации вагонных секций в различных организациях: в период с 03.01.2002 года по 08.07.2002 года в <данные изъяты>, с 01.01.2003 года по 05.06.2003 года в <данные изъяты>, с 06.06.2003 года по 31.12.2005 года в <данные изъяты>, с 03.11.2016 года по 30.12.2016 года в <данные изъяты>, с 09.01.2017 года по 09.01.2018 года в <данные изъяты> Полагает, что отказ в назначении пенсии является незаконным, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика – ГУ УПФ России по Лискинскому району полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку отсутствуют сведения, подтверждающие льготный характер работы истца, все предприятия ликвидированы, документы не переданы в государственные архивы, в представленных истцом документах так же отсутствуют сведения о льготном характере его работы. Кроме того, работодатели в спорные периоды работы не отчитались о периодах работы истца как о льготных. Просила в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы отказного пенсионного дела №, материалы дела, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные доказательства, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требовании и возражений. При этом истцу надлежало представить доказательства наличия у него специального стажа, а ответчику представить доказательства отсутствия у истца такого стажа.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 16.07.2014 принято Постановление № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление № 665 от 16.07.2014).
Согласно подпункту "г" пункта 1 Постановления № 665 от 16.07.2014 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Так, указанным Списком предусмотрены, например, "механики рефрижераторных поездов (секций)".
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно пункту 4 статьи 30 вышеназванного закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Разделом XXX "Транспорт", подразделом 1 "Железнодорожный транспорт и метрополитен" Списка № 2 от 1956 года предусмотрены: "машинисты (механики) рефрижераторных поездов".
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 665 от 16.07.2014 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 (далее - Правила N 516 от 11.07.2002).
В судебном заседании установлено, не оспаривается сторонами и подтверждено имеющимися в деле доказательствами: копией трудовой книжки, справкой, уточняющей льготных характер работы, что истец имеет специальный стаж работы 9 лет 4 месяца 1 день. (л.д.8-9, 10-13)
В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены "Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Согласно статье 14 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьей 12 "Перечня документов, необходимых, для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 958н от 28 ноября 2014 года для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно статье 28 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В стаж, дающий право истцу на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", не могут быть включены периоды: с 03.01.2002 года по 08.07.2002 года в <данные изъяты>, с 01.01.2003 года по 05.06.2003 года в <данные изъяты>, с 06.06.2003 года по 31.12.2005 года в <данные изъяты>, с 03.11.2016 года по 30.12.2016 года в <данные изъяты> с 09.01.2017 года по 09.01.2018 года в <данные изъяты>, так как периоды работы подтверждены работодателем как обычная работа, которая отражена в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица без льготы, подтверждающей особые условия труда.
Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29).
При разрешении спора о страховом стаже, в том числе стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) и после такой регистрации.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен:
постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, которым определено, что основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца;
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", которым установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 4 раздела II).
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, условиями, при которых истцу может быть включен в специальный стаж спорный период работы, имевший место после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, являются занятость истца в течение полного рабочего дня в качестве механика, подтвержденная документами, выданными работодателем и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, содержащими указание на льготный характер такой работы.
Согласно трудовой книжке истца в период с 03.01.2002 по 31.12.2005 года, 01.01.2010 по 20.07.2010 года и с 03.11.2016 года по 09.01.2018 осуществлял трудовую деятельность в должности механика рефрижераторного поезда в различных организациях, которая предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Из материалов следует, что спорный период трудовой деятельности истца имел место после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца за спорные периоды, предоставлены работодателем в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льготных условий.
Каких-либо письменных доказательств, подтверждающих, что работая в не зачтенный ответчиком период, в должности механика рефрижераторного поезда истец был занят полный рабочий, материалы дела не содержат.
В трудовой книжке истца содержатся лишь записи о должности, занимаемой им в спорный период, без указания на вид работ либо занятости работника в течение полного рабочего дня.
Доказательств, бесспорно подтверждающих характер работы истца и его полную занятость, в спорный период трудовой деятельности в материалы дела не представлены.
Так из отказного пенсионного дела № следует, что справки, подтверждающие льготный характер работы истца в спорные периоды не представлены в связи с ликвидацией организаций, работодатели документы, подтверждающие характер работы истца, в архив не переданы.
Из трудового договора с ООО «Транспортная группа «Объединенная Рефрижераторная Компания», представленного истцом, следует, что труд работника по должности осуществляется в нормальных условия. (л.д.19-20)
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Каких-либо доказательств того, что в спорные периоды истец работал в тяжелых условиях не представлено.
В соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
При этом, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения, исключающие возможность подтверждения характера работы лица, претендующего на досрочное пенсионное обеспечение, на основании свидетельских показаний, содержатся в разъяснениях, изложенных в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Вместе с тем, к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы в специальных условиях, определяющих ее характер и влияющих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, могут быть отнесены иные доказательства, предусмотренные ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказы, расчетные книжки, наряды и т.п.).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на страховые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем или государственными (муниципальными) органами, подтверждающие, что истец в спорный период, имел право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
С учетом продолжительности периодов, включенных в специальный стаж работы истца, оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии, до возникновения у него права на пенсионное обеспечение, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р ЕШИЛ:
в удовлетворении иска Перкулимова И.Ю, к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФпо Лискинскому району Воронежской области(межрайонному)о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении отдельных периодов в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии и досрочном назначении трудовой пенсии по старости, назначении дополнительного социального обеспечения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с мотивированным решением можно ознакомиться 28.08.2019 года.
Судья
36RS0020-01-2019-001029-47
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Лиски 23 августа 2019 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
судьи Калугиной С.В.,
при секретаре Дубачевой Е.А.,
с участием
истца Перкулимова И.Ю,
представителя ответчика – ГУ-УПФ РФ
по Лискинскому району (межрайонному) Калининой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перкулимова И.Ю, к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФпо Лискинскому району Воронежской области(межрайонному)о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении отдельных периодов в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии и досрочном назначении трудовой пенсии по старости, назначении дополнительного социального обеспечения,
у с т а н о в и л :
Перкулимов И.Ю. работал в должности механика рефрижераторного поезда в различных организациях.
03.04.2019 года истец полагая, что имеет необходимый стаж для назначения пенсии за выслугу лет, обратился в ГУ УПФ РФ по Лискинскому району с заявлением о назначении такой пенсии.
Решением ГУ УПФ России по Лискинскому району от 15.04.2019 в назначении пенсии досрочно ему отказано.
Истец Перкулимов И.Ю. обратился в суд с иском о признании решения ГУ УПФ РФ по Лискинскому району об отказе в назначении пенсии незаконным, просит также обязать ответчика назначить ему пенсию досрочно со дня обращения с заявлением о назначении пенсии.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, пояснил, что он работал в должности механика рефрижераторного поезда эксплуатации вагонных секций в различных организациях: в период с 03.01.2002 года по 08.07.2002 года в <данные изъяты>, с 01.01.2003 года по 05.06.2003 года в <данные изъяты>, с 06.06.2003 года по 31.12.2005 года в <данные изъяты>, с 03.11.2016 года по 30.12.2016 года в <данные изъяты>, с 09.01.2017 года по 09.01.2018 года в <данные изъяты> Полагает, что отказ в назначении пенсии является незаконным, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика – ГУ УПФ России по Лискинскому району полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку отсутствуют сведения, подтверждающие льготный характер работы истца, все предприятия ликвидированы, документы не переданы в государственные архивы, в представленных истцом документах так же отсутствуют сведения о льготном характере его работы. Кроме того, работодатели в спорные периоды работы не отчитались о периодах работы истца как о льготных. Просила в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы отказного пенсионного дела №, материалы дела, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные доказательства, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требовании и возражений. При этом истцу надлежало представить доказательства наличия у него специального стажа, а ответчику представить доказательства отсутствия у истца такого стажа.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 16.07.2014 принято Постановление № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление № 665 от 16.07.2014).
Согласно подпункту "г" пункта 1 Постановления № 665 от 16.07.2014 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Так, указанным Списком предусмотрены, например, "механики рефрижераторных поездов (секций)".
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно пункту 4 статьи 30 вышеназванного закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Разделом XXX "Транспорт", подразделом 1 "Железнодорожный транспорт и метрополитен" Списка № 2 от 1956 года предусмотрены: "машинисты (механики) рефрижераторных поездов".
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 665 от 16.07.2014 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 (далее - Правила N 516 от 11.07.2002).
В судебном заседании установлено, не оспаривается сторонами и подтверждено имеющимися в деле доказательствами: копией трудовой книжки, справкой, уточняющей льготных характер работы, что истец имеет специальный стаж работы 9 лет 4 месяца 1 день. (л.д.8-9, 10-13)
В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены "Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Согласно статье 14 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьей 12 "Перечня документов, необходимых, для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 958н от 28 ноября 2014 года для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно статье 28 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В стаж, дающий право истцу на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", не могут быть включены периоды: с 03.01.2002 года по 08.07.2002 года в <данные изъяты>, с 01.01.2003 года по 05.06.2003 года в <данные изъяты>, с 06.06.2003 года по 31.12.2005 года в <данные изъяты>, с 03.11.2016 года по 30.12.2016 года в <данные изъяты> с 09.01.2017 года по 09.01.2018 года в <данные изъяты>, так как периоды работы подтверждены работодателем как обычная работа, которая отражена в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица без льготы, подтверждающей особые условия труда.
Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29).
При разрешении спора о страховом стаже, в том числе стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) и после такой регистрации.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен:
постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, которым определено, что основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца;
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", которым установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 4 раздела II).
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, условиями, при которых истцу может быть включен в специальный стаж спорный период работы, имевший место после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, являются занятость истца в течение полного рабочего дня в качестве механика, подтвержденная документами, выданными работодателем и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, содержащими указание на льготный характер такой работы.
Согласно трудовой книжке истца в период с 03.01.2002 по 31.12.2005 года, 01.01.2010 по 20.07.2010 года и с 03.11.2016 года по 09.01.2018 осуществлял трудовую деятельность в должности механика рефрижераторного поезда в различных организациях, которая предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Из материалов следует, что спорный период трудовой деятельности истца имел место после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца за спорные периоды, предоставлены работодателем в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льготных условий.
Каких-либо письменных доказательств, подтверждающих, что работая в не зачтенный ответчиком период, в должности механика рефрижераторного поезда истец был занят полный рабочий, материалы дела не содержат.
В трудовой книжке истца содержатся лишь записи о должности, занимаемой им в спорный период, без указания на вид работ либо занятости работника в течение полного рабочего дня.
Доказательств, бесспорно подтверждающих характер работы истца и его полную занятость, в спорный период трудовой деятельности в материалы дела не представлены.
Так из отказного пенсионного дела № следует, что справки, подтверждающие льготный характер работы истца в спорные периоды не представлены в связи с ликвидацией организаций, работодатели документы, подтверждающие характер работы истца, в архив не переданы.
Из трудового договора с ООО «Транспортная группа «Объединенная Рефрижераторная Компания», представленного истцом, следует, что труд работника по должности осуществляется в нормальных условия. (л.д.19-20)
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Каких-либо доказательств того, что в спорные периоды истец работал в тяжелых условиях не представлено.
В соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
При этом, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения, исключающие возможность подтверждения характера работы лица, претендующего на досрочное пенсионное обеспечение, на основании свидетельских показаний, содержатся в разъяснениях, изложенных в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Вместе с тем, к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы в специальных условиях, определяющих ее характер и влияющих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, могут быть отнесены иные доказательства, предусмотренные ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказы, расчетные книжки, наряды и т.п.).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на страховые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем или государственными (муниципальными) органами, подтверждающие, что истец в спорный период, имел право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
С учетом продолжительности периодов, включенных в специальный стаж работы истца, оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии, до возникновения у него права на пенсионное обеспечение, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р ЕШИЛ:
в удовлетворении иска Перкулимова И.Ю, к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФпо Лискинскому району Воронежской области(межрайонному)о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении отдельных периодов в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии и досрочном назначении трудовой пенсии по старости, назначении дополнительного социального обеспечения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с мотивированным решением можно ознакомиться 28.08.2019 года.
Судья