Дело № 2-517/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2015 г. г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Летуновой В.Н.,
при секретаре Павлюченя М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Сортавальского городского поселения к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия о признании недействительными сведений о земельных участках, аннулировании и исключении сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости о земельных участках,
установил:
В рамках реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 года Администрация Сортавальского городского поселения ( далее-АСГП) приступила к формированию земельных участков под строительство многоквартирных жилых домов по ул. <Адрес обезличен> Согласно Программе расселению подлежать жилые дома по ул. <Адрес обезличен>
При проведении работ по формированию земельных участков выявлено, что участки под данными домами поставлены на государственный кадастровый учет с площадью под застройку без учета придомовой территории.
Участкам под жилыми домами присвоены кадастровые номера со следующей площадью: <Номер обезличен>
В настоящее время формирование земельных участков с целью реализации Программы не представляется возможным, так как фактически занимаемая площадь под этими объектами с территорией обслуживания превышает площадь, занесенную в данные Государственного земельного кадастра.
АСГП просит аннулировать и исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенных земельных участках с кадастровыми номерами <Номер обезличен>
В судебном заседании представители истца Подсухова С.Б. и Лабуда О.В., действующие на основании доверенностей, требования поддержали по основаниям, указанным в иске. Лабуда О.В. дополнила, что дома по адресам, указанным в иске подлежат демонтажу и для строительства многоквартирных домов возникнет необходимость формирования одного земельного участка из двух или более участков. Подсухова С.Б. указала, что данные дома являются муниципальной собственностью, дома <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> уже расселены, поэтому в реестре муниципального имущества не числятся.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее, Бурлакова И.Ю., действующая на основании доверенности, поясняла, что разрешение изложенной истцом ситуации возможно на основании решения суда об аннулировании сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости. Управление не наделено полномочиями по принятию решения о незаконности действий по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, признанию недействительным проведенного государственного кадастрового учета. Учитывая, что Управление прав и интересов заявителя не нарушало и участие Управления в данном деле обусловлено отсутствием законодательно установленного механизма решения подобных споров, просит не возлагать на Управление расходы по госпошлине.
Представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Представили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что в настоящее время сведения государственного кадастра недвижимости содержат информацию об указанных в иске земельных участках, местоположение которых определено как <Адрес обезличен> На земельных участках расположены здания жилых домов <Адрес обезличен>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – многоэтажная жилая застройка, площадь каждого участка соответствует площади, указанной в иске. Границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о зарегистрированных правах на указанные земельные участки отсутствуют. Земельные участки являются ранее учтенными, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В государственный реестр земель кадастрового района сведения о земельных участках были внесены на основании инвентаризационной описи, переданной Управлением Роснедвижимости по Республике Карелия в соответствии с п. 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 №П/119, в соответствии с которым внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществлялось на основании инвентаризационной описи (перечня вновь образованных земельных участков).
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что жилые дома <Адрес обезличен> находятся в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из Реестра зданий и помещений. В ЕГРП сведения о зарегистрированных правах на данные объекты недвижимого имущества отсутствуют. В рамках реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 года АСГП приступила к формированию земельных участков под строительство многоквартирных жилых домов по ул. <Адрес обезличен>. Согласно Программе расселению подлежат жилые дома по ул. Пушкина в г. Сортавала под <Адрес обезличен>
При проведении работ по формированию земельных участков выявлено, что участки под данными домами поставлены на государственный кадастровый учет с площадью под застройку без учета придомовой территории.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ) и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В силу частей 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ, с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 №12-П в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный дом.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В настоящее время сведения государственного кадастра недвижимости содержат информацию об указанных в иске земельных участках, местоположение которых определено как <Адрес обезличен>. На земельных участках расположены здания жилых домов <Адрес обезличен> категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – многоэтажная жилая застройка, площадь каждого участка соответствует площади, указанной в иске. Границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о зарегистрированных правах на указанные земельные участки отсутствуют. Земельные участки являются ранее учтенными, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В государственный реестр земель кадастрового района сведения о земельных участках были внесены на основании инвентаризационной описи, переданной Управлением Роснедвижимости по Республике Карелия в соответствии с п. 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 №П/119, в соответствии с которым внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществлялось на основании инвентаризационной описи (перечня вновь образованных земельных участков).
Из письменных пояснений представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия» можно сделать вывод о том, что других документов, которые служили основанием для внесения сведений в государственный реестр земель, не имеется.
Вместе с тем данные земельных участков, в частности их площади, не соответствуют фактическим площадям земельных участков, что подтверждается техническими паспортами на дома.
В силу положений ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Предусмотренная ст.ст. 24 и 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» процедура снятия с кадастрового учета объекта недвижимости применима к земельным участкам, которые носят временный характер, а именно к земельным участкам, которые поставлены на кадастровый учет после вступления в силу указанного закона. Отсутствие же установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков представляет собой пробел правового регулирования.
Вместе с тем нахождение спорных земельных участков на государственном кадастровом учете препятствует реализации прав истца на формирование земельных участков, так как фактически занимаемая площадь под объектами недвижимости с территорией обслуживания превышает площадь, занесенную в данные Государственного земельного кадастра.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития РФ, изложенным в письмах от 31.03.2011, от 02.06.2011 №Д23-1331, разъяснено Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, что ошибки, допущенные при составлении инвентаризационных или оценочных описей (далее по тексту-описи), могут квалифицироваться как технические при условии несоответствия сведений, содержащихся в описях, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых были составлены такие описи, поскольку описи составлялись на основании документов о правах на земельный участок.
Принимая во внимание, что спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет лишь на основании инвентаризационной описи в границах кадастрового квартала <Номер обезличен>, без документов о правах на земельные участки, в которых бы имелись достоверные сведения о них, признать несоответствие площади ранее учтенных земельных участков фактической - технической ошибкой и осуществить ее исправление в порядке, установленном ч.ч. 2, 3 ст. 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», п.п. 45-50 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 № 42, не представляется возможным.
Оценивая представленные доказательства, суд полагает, что сведения о площади спорных земельных участков отражают площадь застройки без учета используемой площади придомовой территории, то есть данные сведения не отражают фактического землепользования. Данные выводы можно сделать как на основании сведений, содержащихся в технических паспортах на жилые дома, так и из государственного кадастра недвижимости.
В силу статьи 8 ГК РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является, среди прочих, решение суда. Статья 12 ГК РФ среди способов защиты права предусматривает восстановление положения, существовавшего до нарушения права, а также иные способы, предусмотренные законом.
Органы, осуществляющие кадастровый учет, действующим законодательством не уполномочены принимать решения о незаконности действий по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, признавать недействительным проведенный государственный кадастровый учет, отменять решения о государственном кадастровом учете и исключать указанные сведения из государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, суд полагает, что сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости относительно земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, расположенных по адресу: <Адрес обезличен>, под многоквартирными жилыми домами <Номер обезличен>, являются недействительными, и указанные сведения о ранее учтенных земельных участках подлежат аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости. Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» не содержит оснований для аннулирования указанных сведений, в связи с чем, аннулированию они подлежат при наличии решения суда о признании недействительными сведений, содержащихся в данных кадастрового учета. Данное решение позволит сформировать новые земельные участки, поставить их на кадастровый учет в тех размерах, которые будут необходимы для эксплуатации многоквартирных домов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенных земельных участках с кадастровыми номерами <Номер обезличен>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья В.Н. Летунова
В окончательной форме решение принято судом 11 июня 2015 года.
на: Судья Копия верна. Судья С.В. Мирошник