Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-517/2015 ~ М-452/2015 от 13.05.2015

Дело № 2-517/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2015 г. г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Летуновой В.Н.,

при секретаре Павлюченя М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Сортавальского городского поселения к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия о признании недействительными сведений о земельных участках, аннулировании и исключении сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости о земельных участках,

установил:

В рамках реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 года Администрация Сортавальского городского поселения ( далее-АСГП) приступила к формированию земельных участков под строительство многоквартирных жилых домов по ул. <Адрес обезличен> Согласно Программе расселению подлежать жилые дома по ул. <Адрес обезличен>

При проведении работ по формированию земельных участков выявлено, что участки под данными домами поставлены на государственный кадастровый учет с площадью под застройку без учета придомовой территории.

Участкам под жилыми домами присвоены кадастровые номера со следующей площадью: <Номер обезличен>

В настоящее время формирование земельных участков с целью реализации Программы не представляется возможным, так как фактически занимаемая площадь под этими объектами с территорией обслуживания превышает площадь, занесенную в данные Государственного земельного кадастра.

АСГП просит аннулировать и исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенных земельных участках с кадастровыми номерами <Номер обезличен>

В судебном заседании представители истца Подсухова С.Б. и Лабуда О.В., действующие на основании доверенностей, требования поддержали по основаниям, указанным в иске. Лабуда О.В. дополнила, что дома по адресам, указанным в иске подлежат демонтажу и для строительства многоквартирных домов возникнет необходимость формирования одного земельного участка из двух или более участков. Подсухова С.Б. указала, что данные дома являются муниципальной собственностью, дома <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> уже расселены, поэтому в реестре муниципального имущества не числятся.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее, Бурлакова И.Ю., действующая на основании доверенности, поясняла, что разрешение изложенной истцом ситуации возможно на основании решения суда об аннулировании сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости. Управление не наделено полномочиями по принятию решения о незаконности действий по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, признанию недействительным проведенного государственного кадастрового учета. Учитывая, что Управление прав и интересов заявителя не нарушало и участие Управления в данном деле обусловлено отсутствием законодательно установленного механизма решения подобных споров, просит не возлагать на Управление расходы по госпошлине.

Представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Представили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что в настоящее время сведения государственного кадастра недвижимости содержат информацию об указанных в иске земельных участках, местоположение которых определено как <Адрес обезличен> На земельных участках расположены здания жилых домов <Адрес обезличен>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – многоэтажная жилая застройка, площадь каждого участка соответствует площади, указанной в иске. Границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о зарегистрированных правах на указанные земельные участки отсутствуют. Земельные участки являются ранее учтенными, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В государственный реестр земель кадастрового района сведения о земельных участках были внесены на основании инвентаризационной описи, переданной Управлением Роснедвижимости по Республике Карелия в соответствии с п. 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 №П/119, в соответствии с которым внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществлялось на основании инвентаризационной описи (перечня вновь образованных земельных участков).

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что жилые дома <Адрес обезличен> находятся в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из Реестра зданий и помещений. В ЕГРП сведения о зарегистрированных правах на данные объекты недвижимого имущества отсутствуют. В рамках реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 года АСГП приступила к формированию земельных участков под строительство многоквартирных жилых домов по ул. <Адрес обезличен>. Согласно Программе расселению подлежат жилые дома по ул. Пушкина в г. Сортавала под <Адрес обезличен>

При проведении работ по формированию земельных участков выявлено, что участки под данными домами поставлены на государственный кадастровый учет с площадью под застройку без учета придомовой территории.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ) и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

В силу частей 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ, с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 №12-П в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный дом.

Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В настоящее время сведения государственного кадастра недвижимости содержат информацию об указанных в иске земельных участках, местоположение которых определено как <Адрес обезличен>. На земельных участках расположены здания жилых домов <Адрес обезличен> категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – многоэтажная жилая застройка, площадь каждого участка соответствует площади, указанной в иске. Границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о зарегистрированных правах на указанные земельные участки отсутствуют. Земельные участки являются ранее учтенными, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В государственный реестр земель кадастрового района сведения о земельных участках были внесены на основании инвентаризационной описи, переданной Управлением Роснедвижимости по Республике Карелия в соответствии с п. 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 №П/119, в соответствии с которым внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществлялось на основании инвентаризационной описи (перечня вновь образованных земельных участков).

Из письменных пояснений представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия» можно сделать вывод о том, что других документов, которые служили основанием для внесения сведений в государственный реестр земель, не имеется.

Вместе с тем данные земельных участков, в частности их площади, не соответствуют фактическим площадям земельных участков, что подтверждается техническими паспортами на дома.

В силу положений ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).

Предусмотренная ст.ст. 24 и 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» процедура снятия с кадастрового учета объекта недвижимости применима к земельным участкам, которые носят временный характер, а именно к земельным участкам, которые поставлены на кадастровый учет после вступления в силу указанного закона. Отсутствие же установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков представляет собой пробел правового регулирования.

Вместе с тем нахождение спорных земельных участков на государственном кадастровом учете препятствует реализации прав истца на формирование земельных участков, так как фактически занимаемая площадь под объектами недвижимости с территорией обслуживания превышает площадь, занесенную в данные Государственного земельного кадастра.

Согласно разъяснениям Минэкономразвития РФ, изложенным в письмах от 31.03.2011, от 02.06.2011 №Д23-1331, разъяснено Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, что ошибки, допущенные при составлении инвентаризационных или оценочных описей (далее по тексту-описи), могут квалифицироваться как технические при условии несоответствия сведений, содержащихся в описях, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых были составлены такие описи, поскольку описи составлялись на основании документов о правах на земельный участок.

Принимая во внимание, что спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет лишь на основании инвентаризационной описи в границах кадастрового квартала <Номер обезличен>, без документов о правах на земельные участки, в которых бы имелись достоверные сведения о них, признать несоответствие площади ранее учтенных земельных участков фактической - технической ошибкой и осуществить ее исправление в порядке, установленном ч.ч. 2, 3 ст. 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», п.п. 45-50 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 № 42, не представляется возможным.

Оценивая представленные доказательства, суд полагает, что сведения о площади спорных земельных участков отражают площадь застройки без учета используемой площади придомовой территории, то есть данные сведения не отражают фактического землепользования. Данные выводы можно сделать как на основании сведений, содержащихся в технических паспортах на жилые дома, так и из государственного кадастра недвижимости.

В силу статьи 8 ГК РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является, среди прочих, решение суда. Статья 12 ГК РФ среди способов защиты права предусматривает восстановление положения, существовавшего до нарушения права, а также иные способы, предусмотренные законом.

Органы, осуществляющие кадастровый учет, действующим законодательством не уполномочены принимать решения о незаконности действий по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, признавать недействительным проведенный государственный кадастровый учет, отменять решения о государственном кадастровом учете и исключать указанные сведения из государственного кадастра недвижимости.

Таким образом, суд полагает, что сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости относительно земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, расположенных по адресу: <Адрес обезличен>, под многоквартирными жилыми домами <Номер обезличен>, являются недействительными, и указанные сведения о ранее учтенных земельных участках подлежат аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости. Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» не содержит оснований для аннулирования указанных сведений, в связи с чем, аннулированию они подлежат при наличии решения суда о признании недействительными сведений, содержащихся в данных кадастрового учета. Данное решение позволит сформировать новые земельные участки, поставить их на кадастровый учет в тех размерах, которые будут необходимы для эксплуатации многоквартирных домов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенных земельных участках с кадастровыми номерами <Номер обезличен>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья В.Н. Летунова

В окончательной форме решение принято судом 11 июня 2015 года.

на: Судья Копия верна. Судья С.В. Мирошник

2-517/2015 ~ М-452/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АСГП
Ответчики
УФСГРКК по Республике Карелия (ФКП Росреестра)
Другие
филиал ФГБУ "ФКП Росреестра"
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Летунова Вероника Николаевна
Дело на странице суда
sortavalsky--kar.sudrf.ru
13.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2015Передача материалов судье
14.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2015Судебное заседание
10.06.2015Судебное заседание
11.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2015Дело оформлено
01.03.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее