Производство 5-170/2020
УИД 64RS0027-01-2020-000735-68
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 октября 2020 года г. Петровск
Судья Петровского городского суда Саратовской области Чинченко О.В., изучив материал об административном правонарушении отношении Винокуровой Н.В.,
установил:
22 октября 2020 года полицейским-кинологом ОВ ППСп ОМВД РФ по Петровскому району Костенко Т.И. в отношении Винокуровой Н.В. составлен протокол об административном правонарушении АМ № 1507510.
Определением начальника отдела МВД России по Петровскому району Саратовской области Жуклина А.А. от 23 октября 2020 года дело об административном правонарушении в отношении Винокуровой Н.В. передано на рассмотрение в Петровский городской суд Саратовской области.
26 октября 2020 года указанное дело об административном правонарушении в отношении Винокуровой Н.В. поступило в суд.
Изучив материал об административном правонарушении в отношении Винокуровой Н.В. представленный в Петровский городской суд Саратовской области, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 указанного Кодекса следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечиваются правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него.
В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.
Из представленных материалов дела усматривается, что в составленный в отношении Винокуровой Н.В. протокол об административном правонарушении от 22 октября 2020 года внесены изменения, а именно: исправлена часть статьи, по которой квалифицированы должностным лицом действия Винокуровой Н.В., за совершение которых составлен протокол об административном правонарушении в отношении последней (ч. 1 исправлена на ч. 2) (л.д. 1).
Данные обстоятельства подтверждаются фотоматериалом (на фотографии, представленной в материале указано (ст. 20.6.1 ч. 1 КоАП РФ), а также другими материалами, в том числе и определением о передаче дела по подведомственности от 23 октября 2020 года, в содержание которых также внесены изменения в этой части, что свидетельствует о том, что исправления в протокол об административном правонарушении были внесены после его составления.
Вместе с тем в материалах дела не имеется данных, свидетельствующих о том, что изменения в протокол об административном правонарушении были внесены при составлении указанного процессуального акта в присутствии Винокуровой Н.В. Подписи названного лица об ознакомлении с внесенными изменениями не имеется. Отсутствуют и сведения об извещении Винокуровой Н.В. о необходимости явки в подразделение ОМВД России по Петровскому району Саратовской области для внесения изменений в названный протокол.
Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенных изменений в процессуальный акт.
Кроме того, из представленного материала следует, что Винокурора Н.В. ранее привлекалась к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Согласно протоколу об административном правонарушении Винокуровой Н.В. вменяется повторное совершение административного правонарушения, вместе с тем, в поступившем материале отсутствует копия вступившего в законную силу постановления о привлечении последней к административной ответственности по указанной статье.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4. КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов либо неполноты представленных материалов.
При указанных обстоятельствах, протокол об административном правонарушении и приложенный к нему материал подлежит возврату должностному лицу, составившему протокол, для устранения изложенных выше нарушений.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
определил:
протокол об административном правонарушении серии АМ № 1507510, составленный 22 октября 2020 года в отношении Винокуровой Н.В., с приложенными к нему материалами возвратить в ОМВД России по Петровскому району Саратовской области.
Судья подпись О.В. Чинченко
Верно
Судья О.В. Чинченко
28.10.2020