РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2016 года город Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Курченко И.В.,
при секретаре Грачиковой М.А.,
с участием представителя истца АО «ТНС энерго Тула» по доверенности Грачевой О.А.,
представителя ответчика Гладких Н.А. в порядке ст. 53 ГПК РФ Сдобниковой Е.О.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования АО «Тульские городские электрические сети» по доверенности Орловой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-100/2016 по иску АО «ТНС энерго Тула» к Гладких Н.А. о взыскании задолженности по договору энергоснабжения, пени и судебных расходов,
установил:
ранее открытое акционерное общество «Тульская энергосбытовая компания» (далее по тексту - ОАО «ТЭК», ныне АО «ТНС энерго Тула») обратилось в суд с иском к В.А..А., Гладких Н.А. о взыскании задолженности по договору энергоснабжения. В обоснование заявленных требований истец указал, что ОАО «ТЭК» с 1 июля 2007 года осуществляет энергоснабжение физических лиц. Право ведения расчетов по физическим лицам было передано ОАО «ТЭК» от МУП «Тулгорэлектросети» в связи со вступлением в силу Федерального закона от 26.03.2003 года № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период...», в соответствии с которым с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а также на основании Постановления главы администрации города Тулы № 968 от 19.03.2007 года, в соответствии с которым МУП «Тулгорэлеткросети» было предписано до 01 января 2008 года передать ОАО «ТЭК» функции по осуществлению деятельности по приобретению и продаже электрической энергии. Лицевой счет № по адресу: <адрес>, открыт на абонента В.А..А. АО «ТНС энерго Тула» производит отпуск электроэнергии по данному адресу на основании сложившихся договорных отношений. Ответчики не заявляли о намерении прекратить или изменить договор энергоснабжения. У абонента за период с ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность по индивидуальному электропотреблению в сумме <данные изъяты> На основании изложенного, истец просил суд взыскать с ответчиков солидарно в пользу ОАО «ТЭК» сумму задолженности по оплате потребленной электроэнергии в размере <данные изъяты>., пени в сумме <данные изъяты>., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Пролетарским районным судом г. Тулы постановлено заочное решение, которым исковые требования были удовлетворены.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Гладких Н.А. заочное решение было отменено, производство по делу возобновлено.
Представитель истца АО «ТНС энерго Тула» (ранее ОАО «Тульская энергосбытовая компания») по доверенности Грачева О.А. заявленные требования уточнила и окончательно просила взыскать с Гладких Н.А. сумму задолженности по оплате потребленной электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>., пени в размере <данные изъяты>., расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>., подтвердив доводы, изложенные в первоначальном исковом заявлении.
Ответчик Гладких Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила.
Представитель ответчика Гладких Н.А. по письменному заявлению в порядке ст. 53 ГПК РФ Сдобникова Е.О. возражала против удовлетворения заявленных требований, обосновывая свои возражения тем, что п. 82 Правил коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила) на исполнителя возложены определенные обязательства. Пунктом 85 Правил предусмотрено, что проверка, указанная в пункте 82 Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в определенном порядке. Однако АО «ТГЭС» представило в материалы дела Акты контрольного снятия показаний приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые не соответствуют требованиям указанных выше Правил, а именно экземпляр Акта проверки прибора учета потребителю не был передан, в актах отсутствует подпись исполнителя, а также в актах от ДД.ММ.ГГГГ и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется подписи потребителя. Кроме того, неясно каким образом Акт проверки приборов учета мог составляться в течение 5 дней и в какую именно дату должны были быть сняты показания в спорном доме. В нарушении пп. «г» п. 82 Правил исполнителем не составлен Акт с участием 2 незаинтересованных лиц, свидетельствующий о достоверности снятых показаний. В Акте за период с ДД.ММ.ГГГГ отсутствует расшифровка подписи потребителя, что не позволяет однозначно утверждать, что данная подпись принадлежит кому-либо из ответчиков. Таким образом, указанные выше Акты снятия показаний не имеют доказательной силы и не могут быть признаны судом достоверными, поскольку составлены с нарушением закона. Применение в расчетах пункта 61 Правил, где исполнителю коммунальной услуги предоставлено право производить доначисления по действующему на дату доначисления тарифу. Полагала, что в данном случае нарушаются права ответчика на определение периода образования задолженности и, соответственно, на заявление о применении последствий срока исковой давности. Представленная истцом в судебном заседании справка-расчет по начислению и оплате электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ составлена за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, предъявляя ответчику к оплате задолженность за указанный период, истец вышел за срок исковой давности, в связи с чем просила применить последствия пропуска истцом срока исковой давности.
Также указала, что поскольку Феофилова А.П. является сособственником жилого помещения, то она в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ обязана нести расходы по содержанию жилого помещения. Феофиловой А.П. не доказан факт не проживания в жилом доме, а также не доказан факт не предоставления ею возможности проживать в данном доме кому-либо из своих родственников, знакомых, квартирантов. Полагает, что оплата за электроэнергию должна была осуществляться всеми сособственниками.
Кроме того, учитывая показания ответчика Гладких Н.А., согласно которым она обращалась к третьему лицу (ОАО «ТГЭС») с заявлением о проверки правильности работы прибора учета электроэнергии в период с ДД.ММ.ГГГГ., однако третье лицо проигнорировало данное заявление и не осуществило проверку работоспособности прибора учета, полагала, что прибор учета находится в ненадлежащем техническом состоянии и, следовательно, начисления за электроэнергию должны были производиться с применением норматива.
Полагала, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата проверки) ввиду не проставления показаний учета потребителем, а также вследствие невозможности достоверно (не расчетным путем) установить среднее потребление, начисления должны были производиться энергоснабжающей организацией по нормативу потребления с последующим перерасчетом по снятым показаниям.
Дополнительно указала, что в случае, если судом будет принято решение об удовлетворении заявленных и уточненных истцом требований, просит применить срок исковой давности, произвести расчет задолженности, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а также при расчете пени применить положения ст. 333 ГК РФ и снизить их размер до минимально возможного.
Ответчик Фиофилова А.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила. Ранее в ходе рассмотрения дела по существу пояснила, что исковые требования не признает, полагает, что надлежащим ответчиком по делу является именно Гладких Н.А., которая постоянно проживает в данном доме и пользуется им по своему усмотрению. Ей (ответчику) на праве собственности принадлежит 1/3 доли <адрес>, однако с ДД.ММ.ГГГГ она фактически проживает по иному адресу. В данный дом она приходит крайне редко, реже чем 1 раз в месяц. Просила в удовлетворении требований к ней отказать.
Представитель третьего лица АО «ТГЭС» по доверенности Орлова Т.С. поддержала заявленные и уточненные исковые требования, просила суд их удовлетворить, в обоснование своих доводов указала, что ответчик ссылается на п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, из которых следует, что исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета. Ответчик в своих доводах указывает на несоответствие актов контрольного снятия показаний с приборов учета требованиям вышеуказанных Правил. Однако, АО «ТГЭС» считает вышеуказанный довод несостоятельным, ввиду того, что составленные акты контрольного снятия показаний с приборов учета, предусмотрены Правилами №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии», утвержденными Постановлением Правительства от 04.05.2012. В соответствии с пунктами 169, 171 Правил №442 проверка правильности снятия показаний расчетных приборов учета (контрольное снятие показаний) осуществляется не чаще 1 раза в месяц сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства, которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей, в отношении которых установлены указанные расчетные приборы учета. Результаты контрольного снятия показаний сетевая организация оформляет актом контрольного снятия показаний, который подписывается сетевой организацией, гарантирующим поставщиком и потребителем - в случае их присутствия. В то же время пунктом 172 Правил №442 определено, что проверки расчетных приборов учета включает визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета, проверку состояния прибора учета, наличия сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводится не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки. Таким образом, АО «ТГЭС» вправе осуществлять проверки приборов учета в виде инструментальной проверки и составлять акты снятия контрольных показаний прибора учета. Таким образом, полагала, что предоставленные в материалы дела акты контрольного снятия показаний с приборов учета являются законными, достоверными, составленными в соответствии с вышеуказанными Правилами и являются доказательством потребления ответчиком электрической энергии.
Довод ответчика, о том, что подпись абонента, указанного в акте от ДД.ММ.ГГГГ не принадлежит ответчику, является несостоятельным, ввиду не предоставления в материалы дела законного обоснования данного факта.
Также дополнительно указала, что в период с 01.09.2012 (с момента вступления в силу Правил) по 01.06.2013 (вступление в силу «Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344, которые отменяют подпункт «в») действовал подпункт «в» п. 34(потребитель обязан):
в) при наличии индивидуального прибора учета снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с настоящими Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, действия по снятию показаний приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация.
Ответчиком в нарушение п. 1 ст. 153 ЖК РФ и п. 34 Правил, а также п.1 ст. 155 ЖК РФ за все время с момента установки прибора учета не вносилась плата за электроэнергию по договору энергоснабжения, а также никогда не передавались показания индивидуального прибора учета.
Кроме того, довод ответчика о том, что Гладких Н.А. обращалась в АО «ТГЭС» с заявлением о проведении проверки правильности работы прибора учета электроэнергии по адресу: <адрес>, за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а АО «ТГЭС» проигнорировало данное заявление и не осуществило проверку работоспособности прибора учета, является не состоятельным, поскольку не было предоставлено документов, подтверждающих обращение абонента Гладких Н.А. в АО «ТГЭС» по данному вопросу. Счет на оплату услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленный ответчиком, выставлен по другому адресу и не является первичным документом, подтверждающим факт оплаты абонентом оказанной услуги.
Также представитель АО «ТГЭС» указал, что в доме по адресу: <адрес>, отсутствует газоснабжение. В связи с этим, расход электроэнергии в отопительный сезон (с октября по апрель) составляет в среднем в сутки 39 кВт, а в летний период (с мая по сентябрь) составляет в среднем в сутки 6 кВт. Таким образом, заявленное потребление электрической энергии соответствует расходу потребления и не может свидетельствовать о нарушении в работе прибора учета.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле: ответчиков Гладких Н.А. и Феофиловой А.П..
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ, граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии со статьей 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 6 Федерального закона РФ от 26.03.2003 года № 36-ФЗ (в ред. от 26.07.2010 года) «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» с 01.04.2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещено совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.
На основании Постановления главы администрации города Тулы № 968 от 19.03.2007 года МУП «Тулгорэлектросети» было предписано до 01.01.2008 года передать ОАО «Тульская энергосбытовая компания» функции по осуществлению деятельности по приобретению и продаже электрической энергии.
В связи с этим все абоненты - физические лица были переданы ОАО «Тульская энергосбытовая компания» от МУП «Тулгорэлектросети».
ОАО «Тульская энергосбытовая компания» с 01.07.2007 года осуществляет энергоснабжение физических лиц. В настоящее время ОАО «Тульская энергосбытовая компания» переименовано в АО «ТНС энерго Тула».
Согласно статье 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ, а именно гражданин, использующий электроэнергию для бытового потребления, вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется производить её оплату.
Судом установлено, что Гладких Н.А. и Феофилова А.П. являются сособственниками данного дома по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство нашло свое должное подтверждение письменными доказательствами по делу.
Однако из пояснений сторон достоверно установлено, что исключительно Гладких Н.А. проживает по данному адресу. Феофилова А.П. приходит в данный дом изредка, что не свидетельствует о постоянном ее проживании в данном жилом доме.
Анализируя вышеизложенные обстоятельства, суд находит состоятельными доводы представителя истца и подлежащими отклонению в данной части доводы представителя ответчика Гладких Н.А. в порядке ст. 53 ГПК РФ Сдобниковой Е.О. в части указания надлежащего ответчика Гладких Н.А.
По сообщению ОАО «ТЭК» (ныне АО «ТНС энерго Тула») по вышеназванному адресу открыт лицевой счет № на абонента В.А..А.
В.А..А. умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ). Лицевой счет на кого- либо из сособственников до настоящего времени не переоформлен. Доказательств обратного суду не представлено.
В ходе рассмотрения дела по существу установлено, что в спорный период никто из потребителей электроэнергии не заявлял о намерении прекратить или изменить договор энергоснабжения и не представлял ранее в ОАО «ТЭК», а ныне АО «ТНС энерго Тула», информацию о каких-либо изменениях. Данные обстоятельства свидетельствует о том, что конечный потребитель является абонентом по договору энергоснабжения.
Истец надлежащим образом выполнял договорные обязанности, обеспечивая в установленном порядке подачу энергии в жилой <адрес>.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Плата за коммунальные услуги в соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Решением Тульской городской Думы от 15.07.1999 года № 21/382 (в ред. от 25.04.2007 года) «О порядке оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» предусмотрено, что оплату жилья и централизованное отопление производят граждане, зарегистрированные в государственном, муниципальном, частном и общественном жилищном фонде.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как указано в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05 2006 года № 307 (в ред. от 21.07.2008 года), действовавших на момент возникновения спорных отношений, коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, размер платы за холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 35 вышеуказанных Правил предусматривалось, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.
Положениями Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В настоящее время п.п. «и» п. 34 Постановления Правительства от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» на потребителя возложена обязанность своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно статье 155 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Из материалов дела следует, что ответчик Гладких Н.А. ненадлежащим образом исполняла обязанность по оплате потребленной электроэнергии.
Из расчета задолженности по оплате элетроэнергии, следует, что задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>
Оснований не доверять расчету суммы задолженности по оплате за электроэнергию у суда не имеется, поскольку данный расчет составлен в соответствии с нормативными актами, регулирующими тарифы оплаты за электроэнергию и устанавливающими нормативы ее потребления.
Кроме того, из письменных доказательств по делу усматривается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ показания счетчика составляют – <данные изъяты>, ранее ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, а по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты>. Начальные и конечные показания прибора учета сторонами не оспаривались. Доказательств обратного суду не представлено.
Оценивая доводы ответчика Гладких Н.А. и ее представителя по письменному заявлению в порядке ст. 53 ГПК РФ Сдобниковой Е.А. о представлении АО «ТГЭС» актов контрольного снятия показаний приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые не соответствуют требованиям Правил, а именно экземпляр Акта проверки прибора учета потребителю не был передан, в актах отсутствует подпись исполнителя, а также в актах от ДД.ММ.ГГГГ и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется подписи потребителя, а также о том, что в нарушении пп. «г» п. 82 Правил исполнителем не составлен Акт с участием 2 незаинтересованных лиц, свидетельствующий о достоверности снятых показаний, в акте за период с ДД.ММ.ГГГГ отсутствует расшифровка подписи потребителя, что не позволяет однозначно утверждать, что данная подпись принадлежит кому-либо из ответчиков, а также о применении в расчетах пункта 61 Правил, где исполнителю коммунальной услуги предоставлено право производить доначисления по действующему на дату доначисления тарифу, как нарушающие права ответчика на определение периода образования задолженности и, соответственно, на заявление о применении последствий срока исковой давности, суд находит несостоятельными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Нормами действующего законодательства закреплены не только права и обязанности потребителя, но и исполнителя непосредственно.
Одними из обязанностей исполнителя согласно п. 31 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 являются следующие:
е(1)) осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В случаях, установленных настоящими Правилами, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Положениями Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" регламентировано следующее.
П.159 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что обмен показаниями расчетных и контрольных приборов учета, включая предоставление удаленного доступа для получения данных систем учета, осуществляется без взимания платы между субъектами розничного рынка в рамках заключенных ими договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и соглашений о технологическом взаимодействии с системным оператором в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России, а также в случаях, установленных в настоящем разделе.
Если иное не установлено в настоящем разделе или в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, договоре оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и соглашении о технологическом взаимодействии с системным оператором в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России, собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обеспечивают снятие показаний такого прибора учета и предоставление его показаний другой стороне договора (далее - лицо, ответственное за снятие показаний прибора учета) в сроки, предусмотренные настоящим документом и (или) таким договором.
Снятие показаний расчетного прибора учета оформляется актом снятия показаний расчетного прибора учета и подписывается лицом, ответственным за снятие показаний прибора учета, а также представителями сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в случае, если в соответствии с условиями договора ими осуществляется совместное снятие показаний расчетного прибора учета (п. 165 Постановления).
П. 166 Постановления предусмотрено, что в случае непредставления потребителем показаний расчетного прибора учета в сроки, установленные в настоящем разделе или в договоре (далее - непредставление показаний расчетного прибора учета в установленные сроки), для целей определения объема потребления электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии за расчетный период при наличии контрольного прибора учета используются его показания, при этом:
показания контрольного прибора учета используются при определении объема потребления электрической энергии (мощности) за расчетный период в отношении потребителя, осуществляющего расчеты за электрическую энергию (мощность) с применением цены (тарифа), дифференцированной по зонам суток, только в том случае, если контрольный прибор учета позволяет измерять объемы потребления электрической энергии по зонам суток;
показания контрольного прибора учета используются при определении объема потребления электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии за расчетный период в отношении потребителя, осуществляющего расчеты за электрическую энергию (мощность) с использованием ставки за мощность нерегулируемой цены в ценовых зонах (регулируемой цены (тарифа) для территорий, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка) и (или) за услуги по передаче электрической энергии с использованием ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, тарифа на услуги по передаче электрической энергии (далее - потребитель, при осуществлении расчетов за электрическую энергию с которым используется ставка за мощность), с учетом следующих требований:
если контрольный прибор учета позволяет измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, то такие объемы в соответствующей точке поставки определяются исходя из показаний указанного контрольного прибора учета;
если контрольный прибор учета является интегральным, то почасовые объемы потребления электрической энергии в соответствующей точке поставки определяются следующим образом:
для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии, определенный на основании показаний контрольного прибора учета за расчетный период, распределяется по часам расчетного периода пропорционально почасовым объемам потребления электрической энергии в той же точке поставки на основании показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены;
для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, почасовые объемы потребления электрической энергии в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки в рабочие дни расчетного периода определяются как минимальное значение из объема потребления электрической энергии, определенного на основании показаний контрольного прибора учета за расчетный период, распределенного равномерно по указанным часам, и объема электрической энергии, соответствующего величине максимальной мощности энергопринимающих устройств этого потребителя в соответствующей точке поставки, а почасовые объемы потребления электрической энергии в остальные часы расчетного периода определяются исходя из равномерного распределения по этим часам объема электрической энергии, не распределенного на плановые часы пиковой нагрузки. Если определенные таким образом почасовые объемы потребления электрической энергии в плановые часы пиковой нагрузки в рабочие дни расчетного периода, установленные системным оператором, оказываются меньше, чем объем электрической энергии, соответствующий величине мощности, рассчитанной в порядке, предусмотренном пунктом 95 настоящего документа, в ценовых зонах (пунктом 111 настоящего документа - для территорий субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка) для расчета фактической величины мощности, приобретаемой потребителем (покупателем) на розничном рынке, исходя из определенных в соответствии с абзацем шестым настоящего пункта почасовых объемов потребления электрической энергии, то почасовые объемы потребления электрической энергии в этой точке рассчитываются в соответствии с абзацем шестым настоящего пункта.
При этом в случае если к энергопринимающим устройствам потребителя, не представившего показания расчетного прибора учета, технологически присоединены энергопринимающие устройства смежных субъектов электроэнергетики, а также в случае если объем потребления электрической энергии (мощности) энергопринимающими устройствами такого потребителя в соответствии с договорами энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), оказания услуг по передаче электрической энергии определяется за вычетом объема электрической энергии (мощности), отпущенной в энергопринимающие устройства смежных субъектов электроэнергетики, то объем потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами такого потребителя, подлежащий распределению по часам суток в порядке, установленном настоящим пунктом, определяется как разность объема электрической энергии, определенного на основании показаний контрольного прибора учета потребителя за расчетный период, и объема электрической энергии, отпущенной в энергопринимающие устройства смежных субъектов электроэнергетики за соответствующий расчетный период.
В случае отсутствия показаний расчетного прибора учета для определения объема электрической энергии (мощности), отпущенной в энергопринимающие устройства смежных субъектов электроэнергетики за соответствующий расчетный период, указанный объем для целей определения объема потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами такого потребителя определяется исходя из показаний контрольного прибора учета, а в случае его отсутствия объем электрической энергии (мощности), отпущенной в энергопринимающие устройства смежных субъектов электроэнергетики за соответствующий расчетный период, для целей определения объема потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами такого потребителя, подлежащий распределению по часам суток, принимается равным нулю.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии (п. 167 Постановления).
Проверка соблюдения сетевой организацией требований настоящего документа, определяющих порядок учета передаваемой электрической энергии, в том числе проведение проверок приборов учета, принадлежащих сетевой организации и установленных в границах объектов электросетевого хозяйства такой сетевой организации, осуществляется смежными сетевыми организациями, потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства таких сетевых организаций, и (или) представляющими их интересы гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями), производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объекты по производству электрической энергии (мощности) которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства таких сетевых организаций. Условия и порядок проведения таких проверок определяются соглашением с указанной сетевой организацией (п. 168 Постановления).
Положениями п. 169 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что проверка правильности снятия показания расчетных приборов учета (далее - контрольное снятие показаний) осуществляется не чаще 1 раза в месяц сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей (объекты по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), в отношении которых установлены указанные расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.
Контрольное снятие показаний расчетных приборов учета, используемых для определения объемов потребления электрической энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов для снятия показаний приборов учета исполнителем коммунальных услуг, кроме случаев, когда в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном в отношении такого многоквартирного дома, определено, что сетевая организация проводит контрольное снятие показаний в присутствии исполнителя коммунальных услуг.
Для проведения контрольного снятия показаний сетевая организация вправе привлекать третьих лиц, в этом случае ответственность за действия таких третьих лиц, в том числе перед гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), несет сетевая организация.
Сетевая организация проводит контрольное снятие показаний в соответствии с разработанным ею планом-графиком проведения контрольного снятия показаний. Такой план-график сетевая организация составляет в отношении точек поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которых присоединены, в том числе опосредованно, к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации. План-график проведения контрольного снятия показаний сетевая организация доводит до сведения гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в отношении тех точек поставки потребителей, обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация).
В случае если в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены контрольные снятия показаний в соответствии с планом-графиком проведения контрольного снятия показаний, контрольные снятия показаний в отношении соответствующих точек поставки вправе осуществить гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), который в отношении таких точек поставки осуществляет продажу электрической энергии.
Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что контрольное снятие показаний осуществляет гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в отношении всех или части точек поставки.
В указанных случаях гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) осуществляет контрольное снятие показаний в порядке, аналогичном установленному в настоящем разделе порядку для его проведения сетевой организацией.
В силу п. 170 данного Постановления в случае если для проведения контрольного снятия показаний сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам (энергетическим установкам, объектам электросетевого хозяйства), в границах которых установлен расчетный прибор учета, то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты его проведения направляет их собственнику уведомление о необходимости обеспечения допуска, содержащее дату и время проведения контрольного снятия показаний, указанные в плане-графике проведения контрольного снятия показаний, а также информацию о последствиях недопуска.
В случае недопуска сетевой организации к приборам учета в указанные в уведомлении дату и время сетевая организация составляет акт о недопуске к приборам учета, в котором указывает дату и время, когда произошел факт недопуска, адрес энергопринимающих устройств (энергетических установок, объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, допуск к которому не был обеспечен, и обоснования необходимости такого допуска. Указанный акт составляется в количестве экземпляров по числу участвующих лиц и подписывается уполномоченными представителями сетевой организации и гарантирующего поставщика (энергоснабжающей, энергосбытовой организации), а в случае отсутствия последнего - двумя незаинтересованными лицами.
После этого сетевая организация повторно направляет потребителю (производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) указанное уведомление. При повторном недопуске сетевой организации к проведению контрольного снятия показаний применяется порядок определения объемов потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии, предусмотренный пунктом 178 настоящего документа.
Для участия в проведении контрольного снятия показаний приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств (энергетических установок), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, такая сетевая организация приглашает лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (энергетические установки).
Результаты контрольного снятия показаний сетевая организация оформляет актом контрольного снятия показаний, который подписывается сетевой организацией, а гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) - в случае их присутствия. При отказе потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) от подписания акта в нем указывается причина такого отказа. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, участвовавших в проведении контрольного снятия показаний.
В случае когда для проведения контрольного снятия показаний не требуется допуск к энергопринимающим устройствам (объектам по производству электрической энергии (мощности)) и такое контрольное снятие показаний проводилось в отсутствие потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), акт контрольного снятия показаний подписывается сетевой организацией, а также гарантирующим поставщиком (энергосбытовой энергоснабжающей организацией) в случае его присутствия.
Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал при проведении контрольного снятия показаний, копии актов контрольного снятия показаний в течение 3 рабочих дней после их составления.
В данном рассматриваемом случае факт не допуска представителей проверяющих организаций со стороны Гладких Н.А. для проведения контрольного снятия показаний не установлено. Доказательств обратного суду не представлено.
Показания расчетных приборов учета, полученные в ходе контрольного снятия показаний, могут быть использованы для определения объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) и для расчета стоимости электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии за тот расчетный период, в котором такое контрольное снятие показаний проводилось. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), который не участвовал в контрольном снятии показаний, с показаниями расчетного прибора учета, указанными в акте контрольного снятия, такой потребитель вправе обратиться к гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) и (или) сетевой организации с требованием о проведении повторного контрольного снятия показаний в его присутствии и (или) присутствии гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) (п. 171 Постановления).
Подобного обращения со стороны ответчика Гладких Н.А. не было. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно п. 172 вышеуказанного Постановления проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.
Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.
Что и имело место в данном конкретном случае, проверки были проведены сетевой организацией в виде инструментальных проверок.
Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в отношении всех или части точек поставки.
Положениями п. 173 Постановления закреплено проведение проверки расчетных приборов учета в плановом и внеплановом порядке.
Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 настоящего документа.
В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.
Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является:
полученное от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего точки поставки, расположенные в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки, но не более чем 10 процентов точек поставки, планируемых сетевой организацией к проверке в соответствии с указанным планом-графиком в этом же расчетном периоде;
полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки;
выявление факта нарушения сохранности пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим разделом.
Сетевая организация уведомляет ежемесячно, до 25-го числа текущего месяца, гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о включенных в разработанный ею план-график проведения проверок расчетных приборов учета на следующий месяц точках поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) и которые расположены в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления.
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в течение 2 рабочих дней обязан направить сетевой организации ответ, содержащий:
согласие с планом-графиком проведения проверок расчетных приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках) либо предложение об изменении состава планируемых к проверке обслуживаемых им точек поставки, но не более чем на 20 процентов точек поставки, планируемых к проверке в соответствии с этим планом-графиком, а также перечень обслуживаемых им точек поставки из числа точек поставки, согласованных для включения в указанный план-график для проведения инструментальной проверки;
перечень точек поставки, при проведении проверки в отношении которых планируется участие представителей гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) (п. 174 Постановления).
Положениями п. 175 данного Постановления закреплено следующее: сетевая организация при получении указанного в пункте 173 настоящего документа заявления о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета, если такое заявление содержит описание причин, обусловивших проведение такой проверки, обязана не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления организовать проведение внеплановой проверки приборов учета с приглашением ее инициатора и заинтересованных сторон.
Форму внеплановой проверки приборов учета в этом случае выбирает сетевая организация исходя из описанных в заявлении причин, обусловивших ее проведение.
В случае если внеплановая проверка приборов учета проводится по заявлению потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), то сетевая организация обязана пригласить гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию), обслуживающего этого потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) для участия в такой проверке.
Результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.
Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления (п. 176 Постановления).
Фактов обращения потребителя Гладких Н.А. с подобными заявлениями не установлено. Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, анализируя все вышеизложенное, суд полагает необходимым указать, что вне зависимости от наличия договора между потребителем и сетевой организацией последняя имела право проверять соблюдение потребителями требований законодательства о порядке учета электроэнергии на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии и составлять по результатам акты проверки расчетных приборов учета (пункты 167, 172, 176 Основных положений N 442, пункты 151, 152 действовавших ранее Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530).
Отклоняя доводы ответчика Гладких Н.А. о ненадлежащем исполнение истцом установленной пунктами 82, 83 постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" от 06 мая 2011 года N 354 обязанности по проверке достоверности предоставляемых потребителем сведений о показаниях индивидуального прибора учета потребления электрической энергии, суд считает необходимым отметить следующее.
П. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность абонента оплатить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В данном случае иного не предусмотрено ни законом, ни соглашением сторон, следовательно, Гладких Н.А. обязана произвести оплату за фактически принятое ей количество электроэнергии в соответствии с данными ее учета, который согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определяется на основании показаний приборов учета.
Суд принимает во внимание, что начальные и конечные показания прибора учета сторонами по делу не оспаривались.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были проведены проверки прибора учета.
Пунктом 176 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442, предусмотрено, что результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке.
В материалах дела имеются соответствующие акты.
Пунктом 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, предусмотрено, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Установленные в ходе проверок в вышеуказанные даты факты, что схема подключения выполнена верно, счетчик работает в классе точности, корпус и пломбы не повреждены, ответчик в ходе судебного разбирательства не оспаривала.
Поскольку задолженность образовалась вследствие занижения показаний расхода электроэнергии, то отсутствие расшифровок в актах и отсутствие подписи в одном их актов по проверке достоверности предоставляемых Гладких Н.А. сведений о показаниях индивидуального прибора учета потребления электрической энергии не может служить основанием для освобождения ее от оплаты потребленной электроэнергии.
Доводы ответчика Гладких Н.А. и ее представителя в порядке ст. 53 ГПК РФ о том, что при проведении проверки не были привлечены свидетели, также не являются основанием для признания данного акта незаконным, поскольку указанными нормативными актами не предусмотрен опрос или допрос каких-либо лиц в качестве свидетелей.
То обстоятельство, что в оспариваемом акте в графе "представитель потребителя" отсутствует подпись ответчика Гладких Н.А. не свидетельствует о том, что она не была с ним ознакомлена, поскольку сторонами по делу не оспаривались начальные и конечные показания прибора учета, а указанные в акте сведения, по мнению суда, являются промежуточными, установленными в ходе инструментальной проверки, при этом каких-либо отметок о несогласии с результатами проверки акт не содержит.
Доводы ответчика о том, что копия акта не была ей вручена не могут служить основанием для признания его недействительным, поскольку данное нарушение не свидетельствует об отсутствии или неустранимых сомнениях в факте потребления электроэнергии ответчиком.
Суд находит также несостоятельными доводы ответчика Гладких Н.А. и ее представителя в порядке ст. 53 ГПК РФ Сдобниковой Е.О. о необходимости применения принципа расчета исходя их помесячного потребления, как основанные на неверном и субъективном трактовании норм действующего законодательства по следующим основаниям.
В жилом или нежилом помещении плата за коммунальную услугу будет определяться исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
- в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки. Перерасчет производится с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно - начиная с расчетного периода, в котором эти события наступили, до даты введения в эксплуатацию соответствующего прибора учета. Такой расчет может производиться не более трех расчетных периодов (месяцев) подряд для жилого помещения и не более двух расчетных периодов (месяцев) подряд для нежилого помещения;
- в случае, если потребитель не предоставил показания прибора учета за расчетный период. Перерасчет будет произведен начиная с месяца, за который показания прибора учета не были представлены, до месяца (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета. Такой способ расчета может использоваться не более шести расчетных периодов (месяцев) подряд;
- в случае, если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо два и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные с потребителем дату и время для проверки приборов учета. Перерасчет будет произведен, начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, до даты проведения проверки (но не более трех расчетных периодов подряд).
Среднемесячный объем потребления коммунального ресурса определяется по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее шести месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше шести месяцев - за фактический период работы прибора учета, но не менее трех месяцев (для отопления - не менее трех месяцев отопительного периода).
После окончания предельного количества указанных выше расчетных периодов (месяцев), за которые плата за коммунальную услугу определяется на основании среднемесячного объема потребления, плата за коммунальную услугу будет рассчитываться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В данном конкретном рассматриваемом случае имели место контрольные снятия показаний, проведенные в виде инструментальных проверок. Достаточных и достоверных оснований ставить под сомнение достоверность указанных показаний у суда отсутствуют.
Также в ходе рассмотрения дела по существу не нашли своего должного подтверждения доводы ответчика Гладких Н.А. и ее представителя в порядке ст. 53 ГПК РФ Сдобниковой Е.О. по факту обращения Гладких в АО «ТГЭС» с заявлением о проверки правильности работы прибора учета электроэнергии в период с ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем у суда отсутствуют основания принять во внимание правовую позицию ответчика о необходимости начисления платежей за электроэнергию с применением норматива. Иных доказательств того, что прибор учета является нерасчетным сторонами в ходе рассмотрения дела по существу не представлено.
Не нашли своего должного подтверждения также доводы ответчика Гладких Н.А. и ее представителя в порядке ст. 53 ГПК РФ Сдобниковой Е.О. о том, что подписи в актах не принадлежат ответчику Гладких Н.А. В ходе рассмотрения дела по существу представителю ответчика Гладких Н.А. было предложено представить суду относимые и допустимые доказательства данного довода, а также предложено назначить по делу почерковедческую экспертизу. Допустимых и достоверных доказательств данному обстоятельству стороной ответчика суду не представлено, от проведения соответствующий экспертизы представитель ответчика в порядке ст. 53 ГПК РФ Сдобникова Е.О. отказалась.
Исходя из совокупной оценки доказательств по делу, суд приходит к выводу о правомерном характере требований истца и необходимости взыскания с ответчика в пользу АО «ТНС энерго Тула» задолженности по оплате за электроэнергию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 547 ГК РФ, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Однако при определении размера суммы задолженности и пени суд считает необходимым отметить следующее.
Представитель ответчика Гадких Н.А. в порядке ст. 53 ГПК РФ Сдобникова Е.О. заявила о пропуске истцом срока исковой давности.
На основании ст.196 ГК РФ суд применяет к исковым требованиям исковую давность и взыскивает задолженность за 3 года, предшествующих дате подачи иска.
В соответствии с п.п. 24, 25 Постановления Пленума ВС от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности» по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки (статья 330 ГК РФ) или процентов, подлежащих уплате по правилам статьи 395 ГК РФ, исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу, определяемому применительно к каждому дню просрочки.
Жилищно-коммунальные услуги должны выплачиваться ежемесячно, следовательно, данные платежи являются периодическими (повременными).
Иск подан ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, периодом взыскания задолженности является период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с применением судом исковой давности общая сумма долга за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ будет составлять <данные изъяты>.
Истцом заявлено исковое требование о взыскании с ответчика Гладких Н.А. пени в размере <данные изъяты>.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, применяя положения ст. 196 ГК РФ, размер пени составит <данные изъяты>.
Суд полагает, что вышеуказанная сумма также подлежат частичному взысканию по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.01.2006 № 9-О, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной. Возложение законодателем на суды общей юрисдикции решения вопроса об уменьшении размера неустойки при ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств вытекает из конституционных прерогатив правосудия, которое по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости (ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).
При разрешении требований АО «ТНС энерго Тула» о взыскании с Гладких Н.А. неустойки за просрочку обязательства, суд учитывает характер обязательств, последствия их нарушения, сумму договора, и, исходя из принципа разумности, соразмерности и справедливости, считает правильным снизить размер неустойки до <данные изъяты>.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно ст. 88 ГПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины являются составной частью судебных расходов.
Исходя из смысла ст. 98 ГПК РФ, расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию в пользу истца с ответчика в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах уточненных и поддержанных исковых требований, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования АО «ТНС энерго Тула» удовлетворить частично.
Взыскать в пользу АО «ТНС энерго Тула» с Гладких Н.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>, задолженность по договору энергоснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., пени в размере <данные изъяты>., расходы по оплате государственной пошлине в размере <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>.
В удовлетворении остальных требований АО «ТНС энерго Тула» отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления в Пролетарский районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись)
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-100/2016 в Пролетарским районном суде г. Тулы.