...
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ7 мая 2015 года город Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи НИГМАТУЛЛИНОЙ Д.М.
при секретаре судебного заседания ПЕЧЁРКИНОЙ Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Николаенко РВ к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации города Ноябрьск о признании бездействия незаконным и Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа восстановлении в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество»,
У С Т А Н О В И Л:
Николаенко Р.В. обратилась в суд с иском к НГДИ Администрации г.Ноябрьск и Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО (далее – ДСиЖП) о признании бездействия незаконным и восстановлении в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты по программе «Сотрудничество» исходя из даты постановки на учет. В обоснование иска указала, что была включена в список участников программы «Сотрудничество» для приобретения жилья в городе Тюмени и населенных пунктах юга Тюменской области, а затем исключена из списка в связи с тем, что и в период заявочной кампании 2013 года не представила заявление. О такой необходимости ее не уведомляли. Просила признать незаконным бездействие НГДИ, выразившееся в неуведомлении о необходимости предоставления указанного заявления, и восстановить ее в окружном списке.
В судебное заседание стороны не явились: истец на иске настаивала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие; представитель ответчика НГДИ Администрации Ноябрьска – по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещен, письменные возражений не представлены. Представитель ответчика ДСиЖП ЯНАО с иском не согласился, представил письменные возражения, указав, что участие в программе «Сотрудничество» носит заявительный и добровольный характер, что предполагает обязанность граждан проявлять интерес к изменениям условий реализации программы.
Суд с учетом мнения сторон полагает возможным рассмотреть дело при данной явке и, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, имеющим определенную продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при условии, что они не имеют жилья в других регионах РФ или нуждаются в его улучшении и не получали субсидии на эти цели.
С 17 июля 2011 года действует содержащее аналогичные правила и утвержденное Постановлением Правительства ЯНАО от 27 июня 2011 года № 437-П Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в населенные пункты юга Тюменской области (далее – Положение), согласно п.1.2 которого право на получение упомянутых социальных выплат имеют граждане, постоянно проживающие в ЯНАО и имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет.
Стаж работы истца Николаенко Р.В. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях превышает ..., она постоянно проживает на территории ЯНАО и имеет право на подачу заявления об участии в вышеуказанной программе и реализацию в отношении нее органами власти установленных Положением мероприятий.
Комплекс данных мероприятий, исходя из содержания п.2.1-2.13 Положения (в редакции от 10 июля 2013 года), состоит в том числе из следующего:
- подача гражданином заявления в орган местного самоуправления;
- принятие органом местного самоуправления решения о включении либо об отказе во включении гражданина в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, на основании данных проверки достоверности и полноты представленных гражданином документов и уведомление гражданина о принятом решении;
- формирование и утверждение органом местного самоуправления списков граждан по муниципальному образованию по состоянию на 1 января года, следующего за текущим, их направление в Департамент строительства и жилищной политики автономного округа (далее – ДсиЖП) не позднее 30 января года, следующего за текущим;
- включение ДСиЖП граждан, состоящих в списках по муниципальному образованию, в окружной список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы, по состоянию на 1 января года, следующего за текущим, утверждение этого списка приказом до 15 февраля года, следующего за текущим, и направление выписок из этого окружного списка в органы местного самоуправления;
- уведомление граждан органом местного самоуправления о включении в окружной список не позднее 15 рабочих дней с момента утверждения окружного списка, по установленной форме (приложение № 5 к Положению), содержащей информацию о необходимости ежегодного (с 1 января по 1 июля) представления в органы местного самоуправления заявления (п.2.12) о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы, и предупреждение о возможности исключения из окружного списка по причине непредставления указанного заявления;
- представление гражданами вышеуказанного заявления (по форме согласно Приложению № 6 к Положению, также содержащей информацию о необходимости ежегодного представлении заявления в период заявочной кампании и последствиях неисполнения этого требования).
Пунктом 2.9 Положения предусмотрены полномочия ДСиЖП исключать граждан из окружного списка по основаниям, перечень которых установлен п.2.10 (в том числе в связи с непредставлением в период с 1 января по 1 июля заявления о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты – подп.«ж»). Такое решение принимается в форме приказа ДСиЖП и утверждается до 15 февраля года, следующего за текущим, и направляется в орган местного самоуправления для последующего уведомления об этом исключенных из списка граждан.
Из вышеизложенного следует, что окружной список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках рассматриваемой программы, формируется и утверждается после надлежащего оформления приказа об исключении по тем или иным основаниям граждан из окружного списка, утвержденного в предшествующем году. Даная процедура, исходя из буквального содержания Положения, является ежегодной, а участниками программы граждане становятся после принятия решения об их постановке на учет.
Список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ утвержден приказом ДСиЖП ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №. Истец включена в этот список под №.
Таким образом, у органа местного самоуправления, в роли которого в сложившихся правоотношениях выступает ответчик НГДИ, возникла обязанность в течение 15 рабочих дней, то есть в срок с 11 февраля по 1 марта 2013 года направить в адрес истца персональное письменно уведомление о включении в окружной список, содержащее указание на обязанность представления в период по 1 июля 2013 года заявления о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы, и последствия такого непредставления. Однако такое уведомление в адрес истца НГДИ направлено не было.
Своё бездействие НГДИ, судя по письменным возражениям на исковое заявление, обосновывает тем, что на момент подачи истцом первоначального заявления, действовали отличные от Положения нормативные акты, которыми на НГДИ была возложена обязанность лишь разместить информацию о включении в окружной список в доступных местах, что с ДД.ММ.ГГГГ им исполняется. С указанным согласиться нельзя, поскольку материалами дела подтверждается, что в список участников программы «Сотрудничество» для приобретения жилья в Тюменской области истец была включена в ДД.ММ.ГГГГ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
На тот момент отношения по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в населенные пункты юга Тюменской области, регулировались разработанным в целях реализации мероприятий областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО от 16 августа 2004 года № 150 «Сотрудничество» и утвержденным Постановлением Губернатора ЯНАО от 24 июня 2005 года № 248 Положением о порядке реализации соответствующих мероприятий. Обязанности участников программы проходить ежегодную перерегистрацию Положение не предусматривало. С августа 2011 года оно не подлежит применению, поскольку отменено постановлением Губернатора ЯНАО от 25 июля 2011 года № 121-ПГ, а Правительством ЯНАО принят новый акт, регулирующий те же отношения. Исходя из общих принципов права, к отношениям, возникшим до введения в действие Постановления Правительства ЯНАО от 27 июня 2011 года № 437-П (17 июля 2011 года), это Постановление применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Во взаимосвязи с этим суд полагает необходимым указать и на то, что обязанность по ежегодному участию в заявочной кампании с 1 января по 1 июля для всех без исключения участников программы введена лишь с 1 января 2013 года в связи с принятием Правительством ЯНАО Постановления от 19 июля 2012 года № 560-П, внесшим изменения в Постановление от 27 июля 2011 года № 437-П. До указанной даты подавать такое заявление были обязаны лишь лица, изъявившие желание получить социальную выплату в планируемом году.
Следовательно, нововведения 2011-2012 годов в полной мере распространяются на возникшие между НГДИ, ДСиЖП и истцом правоотношения.
Извещение граждан о начале проведения заявочной кампании путем размещения соответствующей информации в СМИ (сайт Администрации Ноябрьска, газета «Северная вахта», МУ НТИА «Миг», радио «Ноябрьск») в январе 2013 года не является исполнением прямо предусмотренной Положением обязанности по уведомлению участников программы об их включении в окружной список и необходимости личного участия в заявочной кампании, поскольку носит общий характер. Более того, указанные извещения имели место до утверждения окружного списка, хотя извещаться должны были именно участники программы. При таких обстоятельствах ни одно из лиц, получивших эту общую информацию, в силу отсутствия сведений о включении в окружной список по состоянию на 1 января 2013 года не обладало возможностью с достаточной долей вероятности определить, имеется ли у него обязанность принять участие в заявочной кампании 2013 года даже при упомянутом в письменном возражении ДСиЖП самостоятельном отслеживании изменений в условиях программы.
В связи с изложенным исковые требования о признании незаконным выразившегося в неуведомлении истца о необходимости предоставления предусмотренного п.2.12 Положения заявления в период заявочной кампании с 1 января по 1 июля 2013 года бездействия НГДИ Администрации г.Ноябрьска подлежат безусловному удовлетворению.
Факт и основание исключения истца из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, подтверждаются выпиской из приказа ДСиЖП ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №. Доводы вышеобозначенного ответчика о том, что орган местного самоуправления обязан уведомлять граждан только о первоначальном включении гражданина в окружной список и исключении из этого списка, не основаны на нормах права. Судом принимаются во внимание установленные Положением последствия непредставления заявления, о необходимости подачи которого НГДИ истца не уведомил, а также тот факт, что самими ответчиками Положение (в редакции от 19 июля 2012 года) применяется ко всем без исключения гражданам. Основания для применения к истцу Положения в этой редакции лишь в его определенной части отсутствуют.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что исключение истца из окружного списка имело место по причине вызванной бездействием НГДИ неподачи предусмотренного п.2.12 Положения заявления в период заявочной кампании, истец подлежит восстановлению в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» исходя из даты постановки на учет на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ.
Приостановление действия п.2.1-2.8 Положения не может повлиять на существо принятого решения, так как оно осуществлено на основании постановления Правительства ЯНАО от 5 февраля 2014 года № 73-П, которое не может быть применено к отношениям, сложившимся между сторонами до его вступления в силу, и не распространяет своё действие на 2013 год.
Оснований для отказа в удовлетворении иска нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Николаенко РВ удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города Ноябрьск, выразившееся в неуведомлении Николаенко РВ о необходимости предоставления в период с 1 января по 1 июля 2013 года предусмотренного п.2.12 Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 27 июня 2011 года № 437-П, заявления о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество».
Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа восстановить Николаенко РВ в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», исходя из даты ее постановки на учет на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия путём подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
...
...
...
Судья Д.М.Нигматуллина
...