Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-1058
Именем Российской Федерации
28 августа 2014 года в городе Кингисеппе
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Заплоховой И.Е.,
При секретаре Васильевой С.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании
С участием истца Вахромеева В.М.,
гражданское дело по иску Вахромеева ФИО1 к Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» и Администрации МО «Кингисеппское городское поселение» об обязании изменить вид разрешенного использовании земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Вахромеев В.М. обратился с иском к Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» и Администрацию МО «Кингисеппское городское поселение» об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка (л.д.28-31, 40).
В обоснование требований указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером <адрес> Земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным видом использования под ДОТ. Истец обратился в районную администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на «индивидуальное жилищное строительство», однако администрация в удовлетворении заявления отказала. Поскольку земельный участок находится в функциональной зоне «Ж-3» - зоне застройки индивидуальными жилыми домами, существующее разрешенное использование не соответствует ни территориальному зонированию, ни классификатору видов разрешенного использования земельных участков. На части земельного участка расположен ДОТ. Истец благоустроил участок. К землям историко-культурного назначения относятся только территории, на которых непосредственно расположен объект культурного наследия. ДОТ не внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Просил удовлетворить исковые требования.
Представители ответчиков Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» и Администрации МО «Кингисеппское городское поселение» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Районная администрация возражала против удовлетворения исковых требований (л.д.52, 64-72).
Представитель третьего лица на стороне ответчиков Департамента государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом (л.д.67, 70-72).
Выслушав истца, проверив материалы дела, суд находит, что исковые требования не основаны на законе и удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по договору № КУМИ МО «<адрес>» Вахромееву В.М. был предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов (поселений) с кадастровым номером <адрес>. сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-19). Как указал Вахромеев В.М., земельный участок – смежный с земельным участком, принадлежащем ему на праве собственности с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, на нем расположен жилой дом истца. На арендованном земельном участке истец возвел баню, зарегистрировал право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.20).
ДД.ММ.ГГГГ Вахромеев В.М. обратился в Администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» об изменении разрешенного использования арендованного земельного участка на индивидуальное жилищное строительство в соответствии с функциональной зоной Ж-3 – зоной застройки индивидуальными жилыми домами Правил землепользования и застройки МО «Кингисеппское городское поселение», утвержденными решением Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.7).
В связи с обращением Вахрамеева В.М. Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» обратилась в Комитет по культуре Ленинградской области о согласовании или отказа в согласовании изменения вида разрешенного использования (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ Департамент государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Ленинградской области в ответе на обращение районной администрации указали о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, так как на участке выявлен объект культурного наследия ДОТ (акт постановки на учет от ДД.ММ.ГГГГ), с собственником земельного участка заключено охранное обязательство № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» отказала Вахромееву В.М. в удовлетворении заявления, сослалась на отказ Департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Ленинградской области в изменении вида разрешенного использования, так как на испрашиваемом земельном участке расположен ДОТ - выявленный объект культурного наследия (л.д.10).
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований (статья 30 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний.
Статьей 85 ЗК РФ установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут используются в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство осуществляется в ином порядке - через аукцион. Таким образом, пытаясь изменить вид разрешенного использования земельного участка на «индивидуальное жилищное строительство» без разрешения и согласования соответствующего уполномоченного органа, Вахромеев В.М. преследует цель получения земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство без прохождения установленной законом процедуры.
Нахождение земельного участка в зоне застройки индивидуальными жилыми домами само по себе не означает, что любое лицо, получившее участок в аренду с одним видом разрешенного использования (под ДОТ), может по своему усмотрению выбрать другой вид разрешенного использования (индивидуальное жилищное строительство), изменить его, использовать по своему усмотрению без решения соответствующего уполномоченного органа. Иное привело бы к грубым нарушениям норм земельного и градостроительного законодательства РФ.
При указанных обстоятельствах отказ Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» в изменении разрешенного вида использования земельного участка на основании ответа Департамента государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия Ленинградской области является правомерным.
В соответствии со статьями 3, 5 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В силу положений статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли: историко-культурного назначения.
В обоснование исковых требований Вахромеев В.М. ссылался, что ДОТ как объект культурного наследия был выявлен ДД.ММ.ГГГГ, но до настоящего времени не внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ и для земельного участка не установлена категория – земли особо охраняемых территорий и объектов.
Однако указанные обстоятельства не влияют на выводы суда о наличии у районной администрации оснований для отказа в изменении разрешенного использования земельного участка.
Следует отметить, что оспариваемый отказ не нарушает права истца, поскольку не препятствует обращению с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░