Производство № 2-2257/2022
УИД28RS0004-01-2022-001672-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2022 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Щедриной О.С.,
при секретаре Голова М.А.,
с участием и.о. зам. Прокурора Благовещенского района – Кузьмина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Благовещенского района, действующего в интересах Яровенко Романа Михайловича к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области о взыскании социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Амурской области действующий в интересах Яровенко Р.М. обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Благовещенского района по поручению прокуратуры Амурской области проведена проверка по обращению уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка МА в интересах Яровенко Г.Ю. и ее семьи по вопросу получения выплат в результате чрезвычайной ситуации 2013 года.
Жилой дом, расположенный по адресу: Амурская ***, на день введения режима чрезвычайной ситуации 05.08.2013 года и по настоящее время принадлежит на праве собственности ТН *** гр. Актом обследования жилого помещения установлено, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации в 2013 году в данном жилом помещении проживали члены семьи Яровенко Р.М. В соответствии с актом от 11.10.2013 года № 368 указанный жилой дом пострадал в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего в августе 2013 года, и признан подлежащим капитальному ремонту. Яровенко Г.Ю. действующая в интересах Яровенко Р.М. обратилась с заилением о предоставлении выплаты на капитальный ремонт в администрацию Благовещенского района. Получив отказ от 17.03.2014 года от администрации Благовещенского района, Яровенко Г.Ю. обратилась с исковым заявлением в Благовещенский городской суд. Решением Благовещенского районного суда от 20.05.2014 года в заявлены требованиях было отказано.Апелляционным определением Амурского областного суда от 29.07.2014 года решение Благовещенского районного суда отменено, по делу принято новое решение, в котором признано право за Яровенко Р.М. на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта указанного жилого помещения, на администрацию Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района возложена обязанность включить Яровенко Р.М. в списки граждан получателей социальной выплаты на цели капитального ремонта.Во исполнение решения суда администрацией г. Благовещенска принят решение о включение Яровенко Р.М. в указанные списки. 16.11.2014 года администрацией Благовещенского района в министерство строительства и архитектуры Амурской области направлен список граждан для включения в соглашение о предоставлении субвенций из областного бюджета бюджету Благовещенского района Амурской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на проведение капитального ремонта, в который включен и несовершеннолетний Яровенко Р.М. по номером 26. Письмом министерства строительства и архитектуры Амурской области от 15.04.2015 года № 02-1223 главе администрации Благовещенского района сообщено, что Яровенко Р.М. в список не включен. 16.12.2015 администрацией Благовещенского района в адрес министерства строительства и архитектуры Амурской области направлен список граждан для включения в список, в котором Яровенко Р.М. числился под № 11. Министерством строительства и архитектуры Амурской области направлено письмо в администрацию Благовещенского района от 24.12.2015 года № 3950-11 о том, что в связи с принятыми судебными решениями включить в список не представляется возможным. Законом Амурской области от 24.12.2014 года № 472-ОЗ Закон Амурской области от 28.10.2013 года № 257-ОЗ с 01.01.2015 года признан утратившим силу. До настоящего времени право Яровенко Р.М. не реализовано, выплаты в размере 390500 рублей на капитальный ремонт не произведены.
На основании изложенного, просит взыскать с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области в пользу несовершеннолетнего Яровенко Романа Михайловича, *** г.р. социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в размере 390500 рублей. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании и.о. заместителя прокурора Благовещенского района – Кузьмин А.С., поддержал исковое заявление по изложенным в нем доводам и настаивал на его удовлетворении.
Представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Правительством Амурской области представлен письменный отзыв, из которого следует, что произвести выплату не представляется возможным, поскольку судом не определен ее размер, полагают возможным рассмотреть дело по имеющимся документам.
Определением Благовещенского городского суда от 17 февраля 2022 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены министерство строительства и архитектуры Амурской области, министерство транспортаи строительства Амурской области.
Истец Яровенко Р.М., законный представитель истца Яровенко Г.Ю., представитель ответчика Амурской области в лице министерства финансов Амурской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Правительства Амурской области, администрации Благовещенского района, министерства строительства и архитектуры Амурской области, министерства транспорта и строительства Амурской области, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались в соответствии с требованиями ст. 113, 116, 118 ГПК РФ, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ. О причинах неявки не сообщили.
Представителем ответчика министерством финансов Амурской области, представителями третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Правительством Амурской области, администрацией Благовещенского района, министерством строительства и архитектуры Амурской области заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь ч. 3 с. 167 ГПК РФ, учитывая положения ст. 154 ГПК РФ, обязывающей суд рассмотреть спор в разумный срок, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав доводы представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23.07.2013 № 123-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 20.00 22 июля 2013 года на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации.
Судом установлено подтверждается актом обследования помещения от 11.10.2013 года № 368, что в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в период с 05 по 16 августа 2013 года, в жилом доме ***, расположенном по адресу: Амурская ***, необходимо проведение капитального ремонта подвала и первого этажа площадью 200 кв.м двухэтажного одноквартирного жилого дома.
Заключением межведомственной комиссии от 11.10.2013 года №368 установлен факт необходимости проведения капитального ремонта с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
Согласно свидетельству о государственной регистрации *** от 29.10.2010 года жилой дом, расположенный по адресу: *** принадлежит на праве собственности ТН
В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь наусловиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Частями 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
При этом данный Федеральный закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, предусматривая в пункте 2 статьи 18, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Решением Благовещенского районного суда от 10.09.2013 года по делу № 2-992/2013 ТН, ЮА, АП, Яровенко Г.Ю., Яровенко Р.М., СтадникМ.Л., ЕВ, ПогребнякО.Ю., АЕ, ПогребнякЕ.В., ПогребнякС.Е. признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации наводнениях на территории Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области вавгусте 2013 года. ТН, ЮА, АП, Яровенко Г.Ю., Яровенко Р.М., СтадникМ.Л., ЕВ, ПогребнякО.Ю., АЕ, ПогребнякЕ.В., ПогребнякС.Е. включены в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области в августе 2013 года.
В соответствии со п. «л» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно подпункту "а" статьи 8 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения и области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президент Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, издал Указ от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» и связи с крупномасштабным наводнением на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации.
В целях реализации указанных положений в Амурской области был принят Закон Амурской области от 28.01.2013 года № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта».
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Амурской области от 28.01.2013 года № 257-ОЗ право на социальную выплату на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений имели граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (пострадавшие граждане). Члены семьи, совместно проживающие с собственником поврежденного жилого помещения определяются в соответствии со ст. 2 СК РФ.
Яровенко Г.Ю. являясь законным представителем Яровенко Р.М. 19.02.2014 года обратилась с заявлением в администрацию Благовещенского района Амурской области о предоставлении социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого дома.
Администрацией Благовещенского района Амурской области законному представителю Яровенко Р.М. было отказано в предоставлении социальной выплаты, поскольку не установлен факт постоянного проживания Яровенко Р.М., также истец не определен как член семьи собственника в соответствии со ст. 31 ЖК РФ.
Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства *** Яровенко Р.М. *** гр. зарегистрирован в жилом ***, расположенном по адресу: Амурская ***, дата выдачи свидетельства 12.08.2013 года.
В федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за Яровенко Р.М. отсутствуют.
На момент введения чрезвычайной ситуации в жилом доме постоянно проживали ТН – собственник и члены ее семьи Яровенко Г.Ю., Яровенко Р.М.
Не согласившись с отказом администрации Благовещенского района Амурской области Яровенко Г.Ю. действуя в интересах Яровенко Р.М. обратилась с исковым заявлением в Благовещенский районный суд.
Решением Благовещенского районного суда от 20.05.2014 по делу № 2-610/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебной коллегией по гражданским делам Амурского областного суда 29.07.2014 года рассмотрена апелляционная жалоба законного представителя Яровенко Р.М. – Яровенко Г.Ю. на решение Благовещенского районного суда от 20.05.2014 года. По результатам рассмотрения принято апелляционное определение об отмене решения Благовещенского районного суда от 20.05.2014 года, по делу принято новое решение о признании права Яровенко Р.М. на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения по адресу: ***. На администрацию Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района включить Яровенко Р.М. в списки граждан-получателей социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения по адресу: ***.
Во исполнение решения суда администрацией Благовещенского района направлено письмо от 27.11.2014 года № 01-11/6826 в министерство строительства и архитектуры Амурской области о включении граждан в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года, для включения в соглашение на предоставление субвенций из областного бюджета бюджету Благовещенского района Амурской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на проведение капитального ремонта в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, в количестве 72 жилых помещений на суму 21784, 824 тыс. руб. Яровенко Р.М. в указанном списке числился под номером 26.
Министерство строительства и архитектуры Амурской области в письме от 15.04.2015 года № 02-1223 указало, что несовершеннолетний Яровенко Р.М. в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, для получения социальный выплаты на капитальный ремонт не включен.
16.12.2015 года главой администрации Благовещенского района в адрес министерства строительства и архитектуры Амурской области направлен список граждан для включения в список в соглашение о предоставлении субвенций из областного бюджета бюджету Благовещенского района Амурской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на проведение капитального ремонта, в который включен и несовершеннолетний Яровенко Р.М. (п/п № 11).
Письмом министерства строительства и архитектуры Амурской области от 24.12.2015 № 3950-11 главе администрации Благовещенского района сообщено, что решить вопрос о включении в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации в 2013 году, в соответствии с судебными решениями не представляется возможным.
Согласно п. 3.1 определения Конституционного Суда РФ от 31 марта 2016 г. N 449-О-Р "О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2014 года N 33-П по делу о проверке конституционности ряда положений пунктов 17 и 18 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частей 3и 4 статьи 89 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" реализация конституционных целей правосудия, включая защиту нарушенных прав, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть достигнута, а сама судебная защита не может признаваться действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; соответственно, исполнение судебного решения, по смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод.
Конкретизирующая названные конституционные положения статья 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" предусматривает, в частности, что вступившие в законную силу акты федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а их неисполнение, равно как и иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (части 1 и 2). Из этого же исходит статья 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", закрепляющая обязательность вступивших в законную силу судебных актов судов общей юрисдикции в качестве одного из принципов их деятельности (часть 8).
Неукоснительное исполнение актов правосудия, обязательных в равной мере для органов всех ветвей государственной власти, приобретает значение императива правового государства, в котором любые споры о праве разрешаются правовыми средствами. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение судебных решений не только наносит ущерб интересам правосудия, но и подрывает доверие граждан к судам и в целом - к государству, обязанному признавать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Вместе с тем, с учетом изложенных обстоятельств признанное за Яровенко Р.М. апелляционным определением Амурского областного суда от 29.07.2014 года право на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта до настоящего времени не исполнено, выплата в размере 390500 рублей не произведена.
Мера социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в виде социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в соответствии с пп. «л» ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» является обязательством субъекта Российской Федерации.
Осуществление правового регулирования отношений по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъекта - Амурской области.К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе меры поддержки на цели капитального ремонта за счёт средств федерального бюджета.При этом наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.
На территории Амурской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г., в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт повреждённых жилых помещений регламентировались Законом Амурской области от 28 октября 2013 г. № 257-ОЗ "О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта", который утратил силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Закона Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 472-ОЗ "О признании утратившим силу Закона Амурской области "О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта".
Таким образом, с 1 января 2015 г. отсутствует утверждённый нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья.
Вместе с тем, предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, является обязательством Амурской области. Доказательств принятия мер по достаточному и полному финансированию субъекта путем предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на оказание социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшим в результате паводка в августе-сентябре 2013 года, на основании судебных решений, вступивших в законную силу, не представлено.
Реализация права граждан на получение социальной выплаты не может быть поставлена в зависимость от неисполнения субъектом Российской Федерацией своих расходных обязательств на оказание социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате паводка в августе-сентябре 2013 года.
Завершение финансирования также не может служить основанием и препятствием к реализации имеющихся у истца прав на получение социальной выплаты, поскольку государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по оказанию социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате паводка в августе-сентябре 2013 года, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
В соответствии с Положением о министерстве финансов Амурской области, утвержденным постановлением Губернатора Амурской области от 03.08.2007 года № 461основной задачей министерства является обеспечение реализации единой финансовой и бюджетной политики в Амурской области.
Согласно п. 3.1.48 Положения о министерстве финансов Амурской области исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства областного бюджета, а также организует исполнение судебных актов, решений налогового органа по денежным обязательствам областных учреждений, лицевые счета которым открыты в министерстве.
Таким образом, реализация права Яровенко Р.М. на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в размере 390500 рублей возложена на субъект Российской Федерации – Амурскую область в лице министерства финансов Амурской области деятельность которого связана с обеспечением реализации единой финансовой и бюджетной политики в Амурской области.
С учетом изложенных обстоятельств, в целях восстановления нарушенных прав несовершеннолетнего Яровенко Р.М. суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исполняющим обязанности прокурора Благовещенского района, действующего в интересах несовершеннолетнего Яровенко Р.М.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление и.о. прокурора Благовещенского района, действующего в интересах несовершеннолетнего Яровенко Романа Михайловича – удовлетворить.
Взыскать с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области в пользу несовершеннолетнего Яровенко Романа Михайловича, *** г.р. в лице его законного представителя Яровенко Галины Юрьевны социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в размере 390500 рублей.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд, через Благовещенский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Щедрина О.С.
Решение в окончательной форме составлено 04.03.2022 года