Решение по делу № 33-13061/2014 от 16.09.2014

Судья Сломова И.В.          Дело № 33-13061/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 сентября 2014 г.                     г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Горбатько Е.Н.,

судей Лукьянова Д.В., Минасян О.К.

при секретаре Резниковой М.Ю.

с участием прокурора Чумикова И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аксайского района Ростовской области в интересах Вербицкой Виты Викторовны к администрации Аксайского района Ростовской области об обязании предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе администрации Аксайского района Ростовской области на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 17 июля 2014 г. Заслушав доклад судьи Горбатько Е.Н., судебная коллегия

установила:

Прокурор Аксайского района Ростовской области в интересах Вербицкой В.В. обратился в суд с иском к администрации Аксайского района Ростовской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, ссылаясь на то, что Вербицкая (Баркова) В.В., (год рождения обезличен), относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители в судебном порядке лишены родительских прав, в связи с чем Вербицкая (Баркова) В.В. подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением главы администрации Аксайского городского поселения Ростовской области от 21 мая 2013г. №505 Вербицкая В.В. поставлена на квартирный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вербицкая В.В. состоит в соответствующем общеобластном списке нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

На основании изложенного прокурор просил обязать администрацию Аксайского района Ростовской области предоставить Вербицкой В.В. жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.

Решением суда от 17 июля 2014г. исковые требования прокурора Аксайского района Ростовской области удовлетворены: на администрацию Аксайского района Ростовской области возложена обязанность по предоставлению Вербицкой В.В., (год рождения обезличен), жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.

Принимая такое решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.40 Конституции РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст.92, 109.1 ЖК РФ, Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 №449-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 №165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» и исходил из того, что Вербицкая В.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилье, в установленном законом порядке была принята на учёт нуждающихся в жилом помещении, состоит в соответствующем общеобластном списке, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, в связи с чем предъявленные в её интересах прокурором требования являются законными и обоснованными.

В апелляционной жалобе администрация Аксайского района Ростовской области просит решение суда отменить, приняв новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

При этом заявитель жалобы считает необоснованным вывод суда о наличии собственных полномочий по решению вопросов местного значения у администрации Аксайского района Ростовской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поскольку данный вывод не соответствует положениям пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления является вопросом местного значения, отнесенным к ведению поселений, в связи с чем разрешение данного вопроса не входит в компетенцию муниципального района.

Податель жалобы указывает на то, что в силу требований части 1 и части 5 статьи 19 указанного Федерального закона полномочия по обеспечению детей-сирот жильем для органов местного самоуправления муниципальных районов являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления и подлежащими исполнению только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Заявитель ссылается на пункт 14.2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Однако, по мнению апеллянта, статьей 12 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, это означает функциональную и компетенционную обособленность органов местного самоуправления в системе органов публичной власти. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, но без разрыва во времени между передачей полномочий и ресурсов.

Администрация Аксайского района Ростовской области считает, что в силу требований части 6 статьи 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ не допускается, указывает на то, что федеральные законы или законы субъекта, устанавливающие случаи исполнения местными бюджетами расходных обязательств субъекта РФ не принимались, указание на них в решении отсутствует.

Прокурором поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых он опровергает доводы жалобы и просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор в своем заключении полагал обжалуемое решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Дело судебной коллегией рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие сторон и представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, Баркова (ныне-Вербицкая) В.В., (год рождения обезличен), относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители были в судебном порядке лишены родительских прав.

20 апреля 2012г. за Барковой В.В. было зарегистрировано право на 1/5 долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 25,9 кв.м, расположенную по адресу: (обезличен), при этом размер площади, приходящейся на долю Вербицкой В.В., значительно меньше, чем установлена учетная норма площади жилого помещения.

29 марта 2012г. Баркова В.В. заключила брак с В., (год и дата рождения обезличены) у Вербицкой В.В. родился сын В.

На основании постановления главы администрации Аксайского городского поселения Ростовской области от 21 мая 2013г. №505 Вербицкая В.В. принята на квартирный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поставлена на льготную очередь с составом семьи 2 человека.

На момент рассмотрения дела истец жилым помещением не обеспечена по причине отсутствия бюджетного финансирования, но состоит в общеобластном списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости восстановления нарушенных прав Вербицкой В.В., удовлетворив предъявленные прокурором Аксайского района Ростовской области в интересах Вербицкой В.В. требования.

Судебная коллегия не может принять во внимание апелляционную жалобу администрации Аксайского района Ростовской области, поскольку жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, доводы жалобы основаны на неправильном толковании заявителем жалобы норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из содержания апелляционной жалобы, администрация Аксайского района Ростовской области не оспаривает право Вербицкой В.В. на получение жилого помещения по основаниям, установленным ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрацией оспаривается правильность вывода суда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения именно на администрацию Аксайского района Ростовской области.

Однако на территории Ростовской области вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) урегулированы Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии со ст.1 которого государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на неопределенный срок переданы исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области.

Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 данного Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении именно на администрацию Аксайского района Ростовской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии полномочий у администрации Аксайского района Ростовской области по обеспечению жильем категории граждан, к которой относится Вербицкая В.В., об отсутствии финансирования из областного и федерального бюджетов указанной социальной программы и невозможности ее реализации органами местного самоуправления по причине отсутствия специально выделенных на эти цели денежных средств основаны на неверном толковании апеллянтом приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем подлежат отклонению.

Действующая система правового регулирования вопросов обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не предполагает зависимость предоставления таких помещений от наличия или отсутствия соответствующего бюджетного финансирования.

Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), установлены постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N539 (ред. от 07.03.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем нормативно установленный действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области не может быть подменен судебным постановлением.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы администрации Аксайского района Ростовской области нет.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Аксайского районного суда Ростовской области от 17 июля 2014г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Аксайского района Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-13061/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Аксайского р-на РО в инт. Вербицкой В.В.
Ответчики
Администрация А.р.
Суд
Ростовский областной суд
Судья
Горбатько Елена Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
30.09.2014Судебное заседание
02.10.2014Дело сдано в канцелярию
03.10.2014Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее