Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-391/2022 (2а-3354/2021;) ~ М-3110/2021 от 10.12.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2022 года г. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Безденежного Д.В.,

с участием представителя административного истца Ковригина А.А. по доверенности с дипломом о высшем юридическом образовании,

при секретаре Дзанаевой З.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-391/2022 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к Григорян Вардуи Сергеевне о взыскании недоимки по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная ИФНС России №15 по Самарской области обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением, в котором просит взыскать Григорян Вардуи Сергеевне недоимку по транспортному налогу пеня в размере 336,47 рублей, за периоды:

-2015 год пеня в размере 5190,43 рублей;

-2016 год пеня в размере 2600,82 рубль;

-2017 год пеня в размере 747,54 рублей;

Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за периоды:

- 2015 год пеня в размере 147,30 рублей;

- 2016 год пеня в размере 79,37 рублей;

- 2017 год пеня в размере 26,03 рублей.

Всего на общую сумму 9127,96 рублей.

Заявленные требования мотивированы тем, что Григорян В.С. в рассматриваемых налоговых периодах являлась налогоплательщиком транспортного налога и земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений. В установленный срок Григорян В.С. своевременно и в полном объеме не уплатил указанные налоги. В установленные законом сроки налоговый орган направил ответчику налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате налога, которое оставлено ответчиком также без исполнения, также в адрес ответчика было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога. Которое ответчиком также оставлено без исполнения.

Налоговый орган обратился к мировому судье. 27.12.2019 года был вынесен судебный приказ № 2а-3817/2019 о взыскании недоимки по налогам и пеням. 04.10.2021 г. судебный приказ по заявлению должника был отменен.

Представитель административного истца Ковригин А.А. в судебном заседании административные исковые требования подержал и просил их удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил. Отзыв относительно заявленных требований суду не представил. Ходатайств об отложении разбирательства суду не представил.

Представитель административного ответчика по доверенности Петросян Г.Ф. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, прислал в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, просил применить срок исковой давности и отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного административного ответчика.

Суд, исследовав письменные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования обоснованными, но подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).

К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).

Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, указанном в абз. 2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.

Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 4 ст. 52 НК РФ).

Датой получения налогоплательщиком налогового уведомления в электронном виде является дата, указанная в подтверждении о получении налогоплательщиком налогового уведомления с использованием Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» (п. 4 ст. 31 НК РФ, Приказ ФНС РФ № ММВ-7-11/324@ от 23.05.2011г. «Об утверждении форматов и порядка направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи").

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 6 ст. 69 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, а также пени, начисленной за каждый календарный день просрочки.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено, что Григорян В.С. в 2015 году (весь год), в 2016 году (весь год), в 2017 году (весь год) на праве собственности принадлежало транспортное средство:

- НЕФАЗ-5299, государственный регистрационный знак

Григорян В.С. в 2015 году (весь год) на праве собственности принадлежал земельный участок с КН расположенный по адресу: <адрес>

В 2016 году 5 месяцев на праве собственности принадлежал земельный участок с КН , расположенный по адресу: <адрес> и 7 месяцев земельный участок с КН , расположенный по адресу: <адрес>.

В 2017 году (весь год) на праве собственности принадлежал земельный участок с КН , расположенный по адресу: <адрес>.

Соответственно у административного ответчика возникла обязанность уплаты транспортного налога и налога на земельный участок, расположенный в границах сельских поселений.

Сведения о наличии в собственности Григоряна В.С. указанного имущества административным истцом подтверждены документально и не оспорено ответчиком.

Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" установлено, что налогоплательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (ст.ст.1-2 Закона).

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК Российской Федерации) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.

В соответствии с ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 399 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налог - необходимое условие существования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе могут быть нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Согласно ст. ст. 363, 397, 409 НК Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 статьи 52 НК Российской Федерации).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 70 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно пункту 6 статьи 69 НК Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Судом установлено, что Григорян В.С. ранее направлялось налоговое уведомление уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате налога, которое оставлено ответчиком также без исполнения, также в адрес ответчика было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога. Которое ответчиком также оставлено без исполнения.

Однако, налоги Григорян В.С. не оплатил в полном объеме и в срок вышеуказанные налоги и доказательств обратного суду не представлено.

Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии со ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств в банке наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Из представленного налогового уведомления и требования об уплате налога, суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания земельного налога и налога на имущество физических лиц, а также пеней соблюдена.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 08 марта 2015 года N 23-ФЗ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога, а также пеней Межрайонный ИФНС №15 по Самарской области обратилась к мировому судье 27.12.2019 года, то есть в течение 6 месяцев с даты указанной в налоговом требовании (до 01.11.2019 года), в соответствии с требованием ст.48 НК РФ. (срок по требованию на ДД.ММ.ГГГГ).

04.10.2021 года определением мирового судьи судебного участка № 155 Ставропольского судебного района Самарской области судебный приказ по заявлению должника, вынесенный в отношении Григоряна В.С. отменен.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела №2а-3817/2019, истребованного у мирового судьи судебного участка № 155 Ставропольского судебного района Самарской области.

Обращение в суд с настоящим административным иском последовало в пределах шести месяцев, что позволяет суду сделать вывод, что в рассмотренном деле сроки обращения в суд соблюдены.

С учетом того, что ответчиком не представлены в суд доказательства об отсутствии у него задолженности по обязательным платежам, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в части взыскания с Григоряна В.С. недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 73446 рублей и пени в размере 864 рубля 82 копейки, недоимки по земельному налогу за 2018 год в размере 546 рублей и пени в размере 6 рублей 46 копеек.

Однако, в части требования о взыскании с Григоряна В.С. пени в размере 336,47 рублей следует отказать, поскольку налоговым органом не предоставлено доказательств за какой налоговый период и по какому транспортному налогу была начислена указанная пени, о чем прямо заявлено представителем административного истца, и подтверждается КРСБ.

Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

В связи с несвоевременной уплатой налога в соответствии со ст. 75 НК РФ начисляются пени. Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку ответчик своевременно недоимку по транспортному налогу и земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, своевременно не оплатил, а также не представил в суд доказательства об отсутствии у него задолженности в связи с чем требования административного истца в части взыскания с Григоряна В.С. недоимки в виде:

- пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 20.12.2016 по 10.07.2019 в размере 5190,43 рубля;

- пени по транспортному налогу за 2016 год за период с 19.12.2017 по 10.07.2019 в размере 2600,82 рубля;

-пени по транспортному налогу за 2017 год за период с 09.01.2019 по 10.07.019 (на сумму 15294 рубля) и с 29.01.2019 по 10.07.2019 (на сумму 5098 рублей) в размере 747,54 рубля;

-пени по земельному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 по 10.07.2019 в размере 147,30 рублей;

-пени по земельному налогу за 2016 год за период с 02.12.2017 по 10.07.2019 в размере 79,37 рублей;

пени по земельному налогу за 2017 год за период с 04.12.2018 по 10.07.2019 в размере 26,03 рубля,

а всего в сумму 8791,49 рублей, подлежат удовлетворению.

Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства представителя административного ответчика о применении срока исковой давности по следующим основаниям.

Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права

В соответствии о ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, в данном случае к возникшим правоотношениям подлежат применению не общие нормы по срокам давности заявления требований предусмотренных Гражданским законодательством РФ, а специальные нормы предусмотренные Налоговым законодательством РФ, и в частности ст.48 НК РФ.

Налоговый орган направил Григоряну В.С. требование от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, таким образом срок исковой данности необходимо исчислять с 01.11.2019 года, то есть 02.05.2021 года. С заявлением о принудительном взыскании недоимки по налогу ФНС №15 по Самарской области, обратилось к мировому судье 27.12.2019 года, то есть в установленный шестимесячный срок. Также судом установлено, что с административным исковым заявлением ФНС №15 по Самарской области обратилось в Ставропольский районный суд Самарской области 10.12.2021 года, то есть в течение шести месяцев с момента отмены 04.10.2019 судебного приказа №2а-3817/2019. С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что административным истцом не пропущен срок для обращения в суд для принудительного взыскания недоимки.

В связи с тем, что истец на основании п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, последняя, в размере 400 рублей подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требование МИФНС России №15 по Самарской области удовлетворить частично.

Взыскать с Григорян Вардуи Сергеевны, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России №15 по Самарской области:

- пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 20.12.2016 по 10.07.2019 в размере 5190,43 рубля, пени по транспортному налогу за 2016 год за период с 19.12.2017 по 10.07.2019 в размере 2600,82 рублей, пени по транспортном налогу за 2017 год за период с 09.01.2019 по 10.07.2019 в размере 747,54 рублей;

- пени по земельному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 по 10.07.2019 в размере 147,30 рублей, пени по земельному налогу за 2016 год за период с 02.12.2017 по 10.07.2019 в размере 79,37 рублей, пени по земельному налогу за 2017 год за период с 04.12.2018 по 10.07.2019 в размере 26,03 рублей,

а всего на общую сумму 8791 рубль 49 копеек.

В удовлетворении требований истца о взыскании недоимки по пеням по транспортному налогу в размере 336,47 рублей– отказать.

Взыскать с Григорян Вардуи Сергеевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд в Самарский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 22.02.2022 г.

Судья Д.В. Безденежный

УИД: 63RS0027-01-2021-004817-85

2а-391/2022 (2а-3354/2021;) ~ М-3110/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15
Ответчики
Григорян В.С.
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Безденежный Д.В.
Дело на странице суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
10.12.2021Регистрация административного искового заявления
13.12.2021Передача материалов судье
15.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2022Судебное заседание
08.02.2022Судебное заседание
22.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее