Дело №2а-1870/2021
73RS0013-01-2021-005733-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2021 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Евдокимовой И.В., с участием прокурора Душковой К.Б., при секретаре Хабло А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по уточненному административному иску прокурора г. Димитровграда в защиту прав и законных интересов Стрелкова А. И. к областному государственному казенному учреждению «Кадровый центр Ульяновской области», ведущему инспектору филиала областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» Идиятовой Ю. В. о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве безработного, понуждении к постановке на учет в качестве безработного,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области, действуя в защиту прав и законных интересов Стрелкова А.И., обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование своих требований сославшись на то, что в ходе прокурорской проверки по обращению Стрелкова А.И. установлено, что Стрелков А.И. 16.03.2021 обратился в филиал ОГКУ КЦ Ульяновской области в г. Димитровграде, предоставив сведения о трудовой деятельности, о заработной плате, доходах, на которые начислены страховые взносы по состоянию на 16.03.2021 с января по октябрь 2020 года, сведения о факте осуществления трудовой деятельности с марта по октябрь 2020 года. 17.03.2021 Стрелкову А.И. направлено уведомление о необходимости явиться на личный прием для подбора подходящей работы и 24.03.2021 для принятия решения о признании его безработным.
В ходе личного приема в филиале ОГКУ КЦ Ульяновской области в г. Димитровграде 22.03.2021 установлено, что у Стрелкова А.И. отсутствует регистрация по месту жительства; имеется лишь регистрация по месту пребывания по адресу: <адрес>. Кроме того, должностными лицами филиала ОГКУ КЦ Ульяновской области в г. Димитровграде Стрелкову А.И. даны разъяснения о том, что в связи с отсутствием регистрации по месту жительства он может быть зарегистрирован в службе занятости исключительно в целях поиска подходящей работы. Стрелков А.И. просил осуществить подбор вакансий в городе Димитровграде с учетом трудовых рекомендаций. 24.03.2021 для принятия решения о признании безработным Стрелков А.И. не явился. Ему было отказано в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным в связи с неявкой гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения для признания его безработным. 26.04.2021 Стрелков А.И. повторно обратился с заявлением о признании его безработным и назначении пособия по безработице. 29.04.2021 Стрелкову А.И. отказано в признании его безработным в связи с предоставлением документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представлением других недостоверных данных для признания его безработным. Однако, перечень случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенный в ст. 3 ФЗ «О занятости населения в РФ», не содержит такого основания, как отсутствие регистрации по месту жительства.
Поскольку местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, и законодательство не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания и конкретное место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Кроме того, в соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 года № 19 «О введении режима повышенной готовности» в связи с возможной угрозой распространения в Ульяновской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на территории Ульяновской области введен режим повышенной готовности.
Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
При этом п. 9 Временных правил предусмотрены иные основания для отказа в признании граждан безработными. Потому ОГКУ КЦ Ульяновской области в г. Димитровграде должен был руководствоваться Временными правилами и отказ филиала ОГКУ КЦ Ульяновской области в г. Димитровграде является незаконным.
Просил признать отказ от 29.04.2021 работника филиала ОГКУ КЦ Ульяновской области в г. Димитровграде Идиятовой Ю.В. в постановке на учет в качестве безработного Стрелкова А.И. незаконным и обязать ОГКУ КЦ Ульяновской области в г. Димитровграде зарегистрировать Стрелкова А.И. в качестве безработного с назначением ему пособия по безработице.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Димитровграда Душкова К.Б. административный иск поддержала по доводам, изложенным в иске, уточнив, что не настаивает на требовании о назначении истцу пособия по безработице, т.к. оно вытекает из основного требования и если иск прокурора будет удовлетворен, то для удовлетворения данной части требования отдельного решения не потребуется.
Административный истец Стрелков А.И., находящийся в <данные изъяты>, в судебном заседании не участвовал ввиду отсутствия технической возможности организовать видеоконференцсвязь.
Представитель административного ответчика филиала Областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» в городе Димитровграде Сорокина С.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, и пояснила, что 16.03.2021 Стрелковым А.И. было подано заявление в электронном виде на портал «Работа в России» о признании его безработным и выплате пособия по безработице. На момент обращения были сведения о трудовой деятельности, с датой увольнения – 03.10.2020; имелись сведения о заработной плате по состоянию на 16.03.2021 с января 2020 по октябрь 2020; сведения об осуществлении трудовой деятельности – работал с января по октябрь 2020г. 17.03.2021 Стрелкову на электронную почту было направлено уведомление о необходимости явиться на личный прием 22.03.2021 для подбора подходящей работы и 24.03.2021 –для принятия решения о признании его безработным. На личном приеме выяснилось, что у Стрелкова отсутствует регистрация по месту жительства, в связи с чем ему было разъяснено, что признание гражданина безработным принимается по месту его жительства. Им было предоставлено свидетельства о регистрации по месту пребывания. Ему было разъяснено, что он может быть зарегистрирован в службе занятости исключительно для поиска работы. Стрелкову были предложены к выдаче направления для трудоустройства, которые он не взял, 24.03.2021 для принятия решения о признании его безработным не явился. 21.04.2021 Стрелков был приглашен в филиал ОГКУ КЦ Ульяновской области в г. Димитровграде для оказания содействия в трудоустройстве, получил три направления, по двум из которых вакансия оказалась закрытой, по третьему он не прошел собеседования. 26.04.2021 Стрелков повторно обратился в филиал ОГКУ КЦ Ульяновской области в г. Димитровграде с заявлением в электронной форме о признании его безработным и назначении пособия по безработице. 29.04.2021 ему было отказано в признании его безработным в связи с предоставлением недостоверных сведений для признания безработным(отсутствие регистрации по месту жительства). 29.04.2021 и 05.07.2021 Стрелкову были выданы два направления, по одному из которых он не прошел собеседования, по второму ему отказано по состоянию здоровья. 27.07.2021 он проинформирован об имеющихся вакансиях.
Также указала, что согласно размещенных на официальном сайте Роструда сведений, при отсутствии сведений о регистрации по месту жительства или при регистрации по месту жительства в другом субъекте признание гражданина безработным и назначение пособия является нарушением. Просила в удовлетворении требований отказать.
Административный ответчик ведущий инспектор филиала ОГКУ КЦ Ульяновской области в г. Димитровграде Идиятова Ю.В. в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о слушании дела надлежащим образом.
В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судебной защите, в силу ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее – КАС РФ), подлежит нарушенное либо оспариваемое право.
Согласно ст. ст. 14,62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 26.04.2021 Стрелковым А.И. было подано заявление № 7727336 в электронной форме через личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» о признании его безработным, назначении пособия по безработице.
29.04.2021 Приказом №119Д71/2113 «Об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным» Стрелкову А.И. было отказано в признании его безработным в связи с отсутствием регистрации по месту жительства.
В силу п. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закона о занятости населения).
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Пунктом 2 этой же статьи установлено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Перечень случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенный в ст. 3 ФЗ «О занятости населения в РФ», является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Он не содержит такого основания, позволяющего не признать гражданина безработным, как отсутствие регистрации по месту жительства.
В силу п. 1 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами документов, указанных в пунктах 4 и 5 данных Правил.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи гражданин, являющийся безработным, подлежит постановке на учет при предъявлении пакета необходимых документов органам занятости населения по месту его жительства, которое определяется местом преимущественного проживания.
Эти нормы соответствуют положениям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 ноября 2013 года № 1868-О, закон не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Кроме того, понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в ст. 20 ГК РФ, Законе Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах.
Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Также, среди оснований для отказа лицу в регистрации в качестве безработного отсутствие регистрации по месту жительства не названо, понятие регистрации не совпадает с понятием «место жительства» и само по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, что подтверждается позициями Верховного Суда РФ, а также Конституционного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Стрелков А.И. постоянной регистрации не имеет. Зарегистрирован с 02.03.2021 по 27.08.2021 по месту пребывания по адресу: <адрес>, о чем имеется адресная справка отдела по вопросам миграции МО МВД России «Димитровградский», свидетельство <данные изъяты>
Кроме того, в соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 года № 19 «О введении режима повышенной готовности» в связи с возможной угрозой распространения в Ульяновской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на территории Ульяновской области введен режим повышенной готовности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (далее-Временные правила).
Настоящие Временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
П. 9 Временных правил предусмотрены иные основания для отказа в признании граждан безработными.
Соответственно, в период действия на территории Ульяновской области режима повышенной готовности, ведущий инспектор филиала ОГКУ КЦ Ульяновской области в г. Димитровграде Идиятова Ю.В. на момент принятия 29.04.2021 решения об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, должна была руководствоваться Временными правилами.
Анализируя собранные по делу обстоятельства в их взаимосвязи и в совокупности, суд приходит к выводу о том, что отсутствие у административного истца регистрации по месту жительства при наличии регистрации по месту пребывания (временной регистрации)само по себе не является основанием для отказа в регистрации в качестве безработного.
Ссылка административного ответчика на размещенные на официальном сайте Роструда сведения, согласно которых при отсутствии данных о регистрации по месту жительства или при регистрации по месту жительства в другом субъекте признание гражданина безработным и назначение пособия является нарушением, несостоятельна, и не означает, что учет безработных граждан возможен лишь в районе их регистрации по месту жительства, поскольку такая регистрация не всегда может совпадать с фактическим местом жительства лица.
Стрелков А.И. постоянной регистрации нигде не имеет. Доказательств возможного злоупотребления правом со стороны административного истца в материалах дела не имеется.
Таким образом следует признать незаконным отказ в форме приказа №119Д71/2113 от 29.04.2021 филиала ОГКУ КЦ Ульяновской области в г. Димитровграде об отказе в признании гражданина Стрелкова А.И. безработным, и обязать ОГКУ КЦ Ульяновской области принять решение о признании Стрелкова А.И. безработным.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненный административный иск прокурора г. Димитровграда в защиту прав и законных интересов Стрелкова А. И. удовлетворить.
Признать незаконным отказ в форме приказа №119Д71/2113 от 29.04.2021 филиала областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» в городе Димитровграде об отказе в признании гражданина Стрелкова А. И., зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным.
Обязать областное государственное казенное учреждение «Кадровый центр Ульяновской области» принять решение о признании Стрелкова А. И. безработным.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 13.09.2021 года.
Судья И.В. Евдокимова