Дело № 2а-1-374/2020г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
22 июля 2020 года город Людиново
Людиновский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Ковалевой М.В.
при секретаре Яшиной А.А.
с участием представителя административного истца Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Калужской области» Кудиновой А.В.
административного ответчика судебного пристава-исполнителя Каневской И.В.
представителя административного ответчика Людиновского районного отделения судебных приставов УФССП по Калужской области Грибченковой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Калужской области» о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Людиновского районного отделения судебных приставов УФССП по Калужской области,
У С Т А Н О В И Л :
09 апреля 2020 года административный истец Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Калужской области» (далее военный комиссариат Калужской области) обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя, связанные с вынесением постановления о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указано, что оспариваемое постановление судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ было направлено в военный комиссариат г.Людиново, Людиновского и Жиздринского районов, который в свою очередь перенаправил его в военный комиссариат Калужской области ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Калужской области была подана кассационная жалоба на решение Людиновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Калужского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, кроме того сначала в Людиновский районный суд, а затем в суд кассационной инстанции направлялись заявления о приостановлении исполнительного производства, вина военного комиссариата в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа отсутствует, в связи с чем отсутствуют и основания для взыскания исполнительского сбора и установления нового срока исполнения.
В судебном заседании представитель административного истца Кудинова А.В. требования административного иска поддержала, дала объяснения аналогичные изложенному в иске.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Каневская И.В., представитель административного ответчика начальник Людиновского районного отделения судебных приставов Грибченкова И.А. иск не признали, суду дали объяснения аналогичные изложенному в возражениях на иск от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов России по Калужской области, о времени о месте слушания дела извещенный надлежащим образом, представителя в суд не направил.
Выслушав объяснения представителя административного истца Кудиновой А.В., ответчика судебного пристава-исполнителя Каневской И.В., представителя Людиновского районного отделения судебных приставов Грибченковой И.А., исследовав материалы дела, суд находит необходимым в удовлетворении административного иска отказать.
В суде установлено: на исполнении судебного пристава-исполнителя Людиновского РОСП УФССП России по Калужской области (в настоящее время Людиновского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области) находится исполнительное производство №, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является исполнение решения Людиновского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии г.Людиново, Людиновского и Жиздринского районов Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ о признании Филатова Д.Н. не прошедшим военную службу по призыву, не имея законных оснований, а также возложении на призывную комиссию г.Людиново, Людиновского и Жиздринского районов Калужской области обязанности принять решение в отношении Филатова Д.Н. в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства военному комиссариату г.Людиново, Людиновского и Жиздринского районов установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Указанное постановление получено должником ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Калужской области в Первый кассационный суд общей юрисдикции направлена кассационная жалоба на решение Людиновского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Калужского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному иску Филатова Д.Н. о признании незаконным решения призывной комиссии.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Людиновский районный суд подано заявление о приостановлении исполнительного производства в связи с подачей кассационной жалобы.
Определением Людиновского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ указанное заявление было возвращено военному комиссариату в связи с неподсудностью Людиновскому районному суду.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом заявление о приостановлении исполнительного производства подано в Первый кассационный суд общей юрисдикции, определением которого от ДД.ММ.ГГГГ постановлено исполнительное производство приостановить.
С заявлением об отложении исполнительных действий должник к судебному приставу-исполнителю не обращался, о невозможности исполнения требований исполнительного документа не заявлял.
В связи с неисполнением должником в установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем Людиновского РОСП УФССП по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с военного комиссариата г.Людиново, Людиновского и Жиздринского районов Калужской области исполнительского сбора 50000 рублей, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ. Копия указанного постановления направлена в адрес должника ДД.ММ.ГГГГ и получена им ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждаются: объяснениями представителей сторон, копиями: материалов исполнительного производства (л.д.7-10, 34-58, определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, кассационной жалобы, иными исследованными судом материалами дела.
Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (части 2, 3 статьи 13 ГПК РФ).
В силу ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Приставы осуществляют арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества, совершают иные действия, предусмотренные Федеральным законом.
Таким законом в настоящее время является Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" предусмотрено, что судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статье 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор представляет собой денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 этой статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Согласно Методическим рекомендациям о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденным ФССП России 7 июня 2014 года, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
В силу требований Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Судом установлено, что оспариваемое постановление от 25 марта 2020 года было вынесено судебным приставом-исполнителем после истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, который был установлен в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 12 марта 2020 года, полученном должником 16 марта 2020 года. В установленный для добровольного исполнения пятидневный срок требование исполнительного документа должником не исполнено.
Суд полагает, что должник не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру лежащей на нем обязанности, не принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, о невозможности исполнения требований исполнительного документа судебному приставу-исполнителю не заявлял. В период с ДД.ММ.ГГГГ административный истец не лишен был возможности исполнить в добровольном порядке требования исполнительного документа.
При таких обстоятельствах основания для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения у суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 27 ░░░░ 2020 ░░░░.