Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3667/2023 ~ М-2128/2023 от 18.04.2023

№ 2-3667/2023

        63RS0038-01-2023-002532-84

        РЕШЕНИЕ

            Именем Российской Федерации

    17.07.2023                                                                                         г. Самара

Кировский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Мучкаевой Н.П.,

при помощнике судьи Солоимовой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                          № 2-3667/2023 по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к Вагапову Р.Х о взыскании задолженности,

    УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с настоящим иском, указав, что 09.04.2003 между ФГУ «Самарский лесхоз» Комитета природных ресурсов по Самарской области и Вагаповым Р.Х. заключен договор аренды земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> площадью 1 500 кв.м, сроком на 49 лет для его использования в целях осуществления следующих видов лесопользования: для культурно-оздоровительных целей в квартале 8 Пригородного лесничества площадью 0,15 га. На основании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 01.06.2018 № 462 «Об определении количества лесопарков на землях населенных пунктов городского округа Самара, занятых городскими лесами, и установлении их границ и внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 № 435 «Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ» между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и природопользования Самарской области и ДУИ г.о. Самара 28.12.2018 подписан акт приема-передачи договоров аренды земельных участков, расположенных в границах городского округа Самара, прошедших процедуру постановки на государственный кадастровый учет с категорией «земли населенных пунктов», договор от 09.04.2003 № передан от Министерства в Департамент. Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0207001:28 не входит в границы Самарского лесопарка. Изменение категории земель отражено в кадастровом паспорте земельного участка. Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа. Постановлением Администрации городского округа Самара № 1 от 11.01.2017 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент управления имуществом г.о. Самара наделен полномочиями по контролю за соблюдением условий договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками для целей не связанных со строительством, взысканию сумм задолженности по арендной плате, процентов, штрафов, пеней, неосновательного обогащения за использование земельных участков для целей, не связанных со строительством, урегулирования разногласий при заключении, исполнении и расторжении договоров аренды, купли - продажи земельных участков, представленных для целей, не связанных со строительством, и освобождению таких земельных участков, аннулирования сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости в судебном порядке. В связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по оплате платежей, у Вагапова Р.Х. образовалась задолженность в размере 1 411 383,41 руб. Претензиями № 15-07-15/43480 от 28.10.2022,                                № 15-07-15/14191 от 11.04.2023 истцом ответчику предложено оплатить задолженность в течение 7 дней с момента получения претензии. Требование Департамента оставлено без ответа, задолженность не погашена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, нормы действующего законодательства истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по договору аренды земельного участка от 09.04.2003 общей площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером 63:01:0207001:28, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, 8 квартал Пригородного лесничества, в размере 1 411 383,41 руб., из которых 1 344 494,61 руб. – долг по арендной плате за период с 01.01.2019 по 30.09.2022, 66 888,80 руб. – пени за несвоевременную оплату за период с 31.01.2019 по 30.09.2022.

Представитель истца Гаврилова Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчика Сорокина Н.А. возражала против удовлетворения иска, пояснила, что между ФГУ «Самарский лесхоз» Комитета природных ресурсов по Самарской области и Вагаповым Р.Х. заключен договор аренды участка лесного фонда от 09.04.2003 , площадью 1 500 кв.м, имеющий местоположение: <адрес>, <адрес> для культурно-оздоровительных целей со сроком использования 49 лет. Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра за                                    от 16.01.2004 года, кадастровый номер земельного участка 63:01:0207001:28, категория земель – земли лесного фонда. На протяжении всего срока действия договора ответчик добросовестно, без нарушения лесного законодательства пользовался арендованным земельным участком лесного фонда, что подтверждается приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № 420 от 16.12.2010 г. «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды участка лесного фонда от 09.04.2003 № 145.

Заявляя настоящие требования о взыскании арендной платы, Департамент основывается на п. 3.1. дополнительного соглашения к договору аренды, которое так и не было заключено. Кроме того, методика расчета арендной платы, примененная истцом к договору аренды № 145 участка лесного фонда от 09.04.2003 г., противоречит действующему законодательству Российской Федерации, поскольку в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 договора аренды от 09.04.2003 арендная плата за пользование участком лесного фонда, передаваемому по настоящему договору Арендатору, исчисляется согласно Методическим рекомендациям по расчету минимальных ставок лесных податей и ставок арендной платы при передаче участков лесного фонда в аренду, Закону Самарской области от 17.03.2000 № 9-ГД «О плате за осуществление отдельных видов лесопользования на территории Самарской области» и на момент заключения договора составляет 2 100 руб. в год, в т.ч. 175 - руб. в месяц. Размер арендной платы изменяется при изменении ставок лесных податей, исчисляемых на основании нормативных актов, указанных в п. 3.1 настоящего договора.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Лесным кодексом РФ ранее был установлен и продолжает действовать запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, по волеизъявлению его участников. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.

Принимая во внимание, что изменение категории земельного участка не было вызвано природными явлениями и не привело к изменению вида использования земельного участка, оснований для изменения договора аренды земельного участка в части размера арендной платы и способа ее исчисления не допускается.

Ответчик Вагапов Р.Х. в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), в порядке, в сроки и в размере, определенном договором.

Согласно п. 2 ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 610 ГК РФ).

В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным.

Размер арендной платы определяется договором аренды (п. 4 ст. 22 ЗК РФ).

В ходе судебного разбирательства установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001                    № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на территории городских округов с 01.03.2015 осуществляется органами местного самоуправления.

Постановлением Администрации городского округа Самара № 1 от 11.01.2017 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент управления имуществом г.о. Самара наделен полномочиями по контролю за соблюдением условий договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками для целей не связанных со строительством, взысканию сумм задолженности по арендной плате, процентов, штрафов, пеней, неосновательного обогащения за использование земельных участков для целей, не связанных со строительством, урегулирования разногласий при заключении, исполнении и расторжении договоров аренды, купли - продажи земельных участков, представленных для целей, не связанных со строительством, и освобождению таких земельных участков, аннулирования сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости в судебном порядке.

09.04.2003 между ФГУ «Самарский лесхоз» Комитета природных ресурсов по Самарской области и Вагаповым Р.Х. заключен договор аренды земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 1 500 кв.м, сроком на 49 лет для его использования в целях осуществления следующих видов лесопользования: для культурно-оздоровительных целей в квартале 8 Пригородного лесничества площадью 0,15 га.

Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра Самарской области ДД.ММ.ГГГГ.

На основании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 01.06.2018 № 462 «Об определении количества лесопарков на землях населенных пунктов городского округа Самара, занятых городскими лесами, и установлении их границ и внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 № 435 «Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ» между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и природопользования Самарской области и ДУИ                         г.о. Самара 28.12.2018 подписан акт приема-передачи договоров аренды земельных участков, расположенных в границах городского округа Самара, прошедших процедуру постановки на государственный кадастровый учет с категорией «земли населенных пунктов», договор от 09.04.2003 передан от Министерства в Департамент. Земельный участок с кадастровым номером не входит в границы Самарского лесопарка. Изменение категории земель отражено в кадастровом паспорте земельного участка.

В силу п. 3.3 договора арендная плата вносится ежемесячно арендатором на расчетный счет арендодателя с момента получения права аренды участка лесного фонда в результате лесного конкурса.

Сроки внесения арендной платы – до 30 числа текущего месяца (п. 3.4 договора).

Согласно п. 4.3 договора арендатор принял на себя обязательство вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные п. 3 договора.

Согласно ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (ст. 329 ГК РФ).

В силу ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Пунктом 7.1 договора предусмотрено, что за несвоевременное исполнение обязательства по уплате арендной платы арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,01% за каждый день просрочки любого платежа, указанного с п. 3 договора.

Претензиями № 15-07-15/43480 от 28.10.2022, № 15-07-15/14191 от 11.04.2023 истцом ответчику предложено оплатить задолженность в размере 1 411 383,41 руб., из которых 1 344 494,61 руб. – долг по арендной плате за период с 01.01.2019 по 30.09.2022, 66 888,80 руб. – пени за несвоевременную оплату за период с 31.01.2019 по 30.09.2022, в течение 7 дней с момента получения претензии. Требование Департамента оставлено без ответа.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что 16.12.2010 Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и природопользования Самарской области издан приказ               № 420 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды участка лесного фонда от 09.04.2003 №145», не выявивший нарушений лесного законодательства.

Кроме того, решением Кировского районного суда г. Самары от 10.11.2020 по гражданскому делу № 2-3192/2020 оставлены без удовлетворения исковые требования ДУИ г.о. Самара к Вагапову Р.Х. об обязании заключить дополнительные соглашения к договорам аренды участков лесного фонда № 145 от 09.04.2003, № 13 от 13.12.2000, № 33 от 01.06.2001.

Установлено, что договор аренды спорного земельного участка заключен сроком на 49 лет на основании протокола о результатах лесного конкурса по приобретению права аренды участков лесного фонда Самарской области от 28.03.2003.

Согласно п. 3.1, п. 3.2 договора аренды от 09.04.2003 арендная плата за пользование участком лесного фонда, передаваемому по настоящему договору арендатору, исчисляется согласно Методическим рекомендациям по расчету минимальных ставок лесных податей и ставок арендной платы при передаче участков лесного фонда в аренду, Закону Самарской области от 17.03.20222 № 9-ГД «О плате за осуществление отдельных видов лесопользования на территории Самарской области» и на момент заключения договора составляет 2 100 руб. в год. Размер арендной платы изменяется при изменении ставок лестных податей, исчисляемых на основании нормативных актов, указанных в п. 3.1 договора.

В силу п.п. 1, 2 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным в пункте 4 настоящей статьи, измене судом по требованию заинтересованной стороны.

Согласно п. 4 ст. 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

В соответствии с ч. 1 ст. 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и ЛК РФ.

При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается (ч. 2 ст. 74 ЛК РФ).

В силу ч.ч. 2, 3 ст. 74.1 ЛК РФ изменений условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Анализ приведенных норм законодательства позволяет прийти к выводу о том, что ЛК РФ установлен и продолжает действовать запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, по волеизъявлению его участников. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законодательством оснований.

В соответствии с п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены – в соответствии с назначением имущества.

В силу п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка в части изменения видов его разрешенного использования не допускается.

Установлено, что по условиям договора аренды от 09.04.2003 земельный участок предоставлен для культурно-оздоровительных целей в квартале 8 Пригородного лесничества. По сведениям ЕГРН, указанный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования (для культурно-оздоровительных целей) не изменен.

Согласно ответу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и природопользования Самарской области от 08.06.2023 на судебный запрос, за период с 01.01.2019 по 30.09.2022 по договору аренды лесного участка от 09.04.2002 поступили платежи в размере 21 227,11 руб. в части минимального размера арендной платы (федеральный бюджет).

Установлено, что за 2019 г. и 2020 г. ответчиком арендные платежи внесены в полном объеме, за 2021 г. и 2022 г. в связи с отсутствием уведомления от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и природопользования Самарской области – по тарифам 2020 г., однако, размер арендной платы по договору аренды № 145 участка лесного фонда от 09.04.2003 г. за 2021 г. составляет 7 565, 37 руб., за              2022 г. составляет 7 855, 11 руб.

Указанные размеры арендной платы определены на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», Постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 1318 «О применении в 2021-2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

На основании указанных нормативно-правовых актов расчет годового размера арендной платы происходит следующим образом:

2021 г. – 5110*3,5*0,8*1,5*0,15*2,35=7 565,37 руб.,

2022 г. – 5110*3,5*0,8*1,5*0,15*2,44=7 855,11 руб.,

где

5 110 руб. за гектар в год – ставка платы, установленная Таблицей 11 «Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности» Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310;

3,5 – коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстоянии от 0 до 1 километра включительно, установленный примечанием к Таблице 11 «Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности» Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310;

0,8 - коэффициент, учитывающий площадь лесного участка свыше 0,1 до 0,3 гектара включительно, установленный примечанием к Таблице 11 «Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности» Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310;

1,5 – коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарковых зон), установленный примечанием к Таблице 11 «Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности» Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310;

0,15 – площадь лесного участка на основании договора аренды участка лесного фонда от 09.04.2003;

2,35 и 2,44 – коэффициенты индексации ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019                   № 1318 «О применении в 2021-2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Согласно представленным чекам от 13.07.2023, ответчиком доплачены арендные платежи за 2021 г. и 2022 г., с учетом изменения соответствующих ставок.

Исходя из вышеуказанных норм права, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований, и об отказе в их удовлетворении.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара (ИНН 6315800001) к Вагапову Р.Х (паспорт ) о взыскании задолженности – оставить без удовлетворения.

    Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.

    Срок изготовления мотивированного решения – 24.07.2023 г.

        Председательствующий                                                        Н.П. Мучкаева

2-3667/2023 ~ М-2128/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчики
Вагапов Р.Х.
Суд
Кировский районный суд г. Самары
Судья
Мучкаева Н. П.
Дело на странице суда
kirovsky--sam.sudrf.ru
18.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2023Передача материалов судье
20.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Судебное заседание
09.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2023Судебное заседание
17.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее