Дело № 2-171/2014
Мотивированное решение изготовлено 14.04.2014г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красногорское 09 апреля 2014года
Красногорский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Коноваленко Л.В.,
при секретаре Казаниной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Трапезникова Леонида Анатольевича в лице представителя Галицкой Ларисы Анатольевны о признании незаконным отказа начальника Государственной инспекции гостехнадзора Красногорского района Алтайского края в регистрации транспортного средства, возложении обязанности по государственной регистрации транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
Трапезников Л.А., действуя через представителя Галицкую Л.А., обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на государственную инспекцию Гостехнадзора Красногорского района АК по регистрации гусеничного трактора <данные изъяты>
В обоснование заявленного требования Трапезников Л.А. указал, что он "дата". за <данные изъяты> приобрел у Д. вышеуказанный трактор.
"дата" заявитель обратился в государственную инспекцию гостехнадзора Красногорскго района с заявлением о регистрации трактора, однако, в государственной регистрации трактора ему было отказано на основании п.2.1 « Правил государственной регистрации тракторов» № 785 от 27.01.1995г. и п.2.12, 3.22.2 «Положения о паспорте самоходной машины..»№898 от 06.07.1995года, так как истец не вписан в паспорт самоходной машины как новый собственник.
Прежний собственник Д. уклоняется от совершения необходимый действий по государственной регистрации перехода права собственности на указанный трактор, не снимает его с учета.
Договор купли-продажи трактора заключен в простой письменной форме. Условия заключенного договора сторонами соблюдены в полном объеме, продавец передал ему указанный трактор, он товар принял и оплатил, в связи с чем приобрел право собственности в соответствии с законом.
Исходя из порядка регистрации транспортных средств, установленного Приказом МВД РФ от 24.11.2008г. № 1001, новый собственник вправе самостоятельно, при наличии документа, подтверждающего факт совершения сделки в отношении транспортного средства, обратиться в соответствующий орган по месту жительства, осуществляющий государственную регистрацию транспортных средств, для совершения необходимых действий.
Таким образом, по мнению заявителя, у заинтересованного лица не имелось препятствий для совершения действий направленных на регистрацию трактора.
В судебном заседании заявитель Трапезников Л.А., представитель заявителя по доверенности Галицкая Л.А., уточнили заявленные требования и просили признать незаконным отказ начальника Государственной инспекции Гостехнадзора по Красногорскому району Алтайского края в постановке на регистрационный учет гусеничного трактора, обязав последнего произвести действия по регистрации трактора, принадлежащего истцу на праве собственности.
В обоснование своих доводов пояснили, что действиями начальника государственной инспекции Гостехнадзора по Красногорскому району нарушены права истца как собственника, поскольку он лишен возможности распорядиться принадлежащей ему самоходной машиной, полагают, что то обстоятельство, ввиду которого трактор не был снят с учета и истец не вписан в ПСМ как новый собственник не умаляет того, что собственником трактора является именно Трапезников Л.А. Государственная регистрация является лишь допуском транспортного средства к дорожному движению и не регулирует возникновение или лишение права собственности.
Кроме того, заявитель и его представитель просили восстановить срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения по отказу в регистрации транспортного средства. В обоснование указали, что трехмесячный срок ими пропущен по уважительной причине, поскольку Трапезников Л.А. заключил соглашение с представителем Галицкой Л.А. на оказание юридических услуг, которая и должна была подготовить соответствующее заявление в суд. Однако, представителем заявителя в установленный законом срок заявление не было подготовлено и подано в суд, ввиду нахождения ее на стационарном лечении в период с "дата" по конец "дата"
Заинтересованное лицо начальник Государственной инспекции гостехнадзора Красногорского района Алтайского края Майер О.Ф. возражал против удовлетворения требований Трапезникова Л.А. и пояснил, что его действия основаны на законе.
В обоснование возражений по заявленным требованиям Трапезникова Л.А. пояснил, что органы гостехнадзора осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о гостехнадзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.12.1993г. № 1291, Положением об инспекции, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 24.01.2011г. № 24.
Порядок регистрации техники органами гостехнадзора регламентирован постановлением Правительства РФ от 12.08.1994г. № 938 « О государственной регистрации автомоторанспортных средств и других видов техники в РФ»; Правилами государственной регистрации техники, поднадзорной органам гостехнадзора, утвержденными Минсельхозпродом РФ 16.01.1995г.; Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденным Минсельхозпродом РФ 28.06.1995г.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994г. № 938 установлено, что регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют:
-подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ- автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
-органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ- тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним., включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В этой связи ссылка заявителя на приказ МВД РФ от 24.11.2008г. № 1001 « О порядке регистрации транспортных средств» является необоснованной.
В соответствии с п.2.1 Правил государственной регистрации тракторов № 785 от 27.01.1995г. и п. 2.12, п.3.22.2 « Положения о паспорте самоходной машины от 06.07.1995г. № 898 Трапезников Л.А. не был вписан в паспорт самоходной машины как новый собственник, ввиду чего ему и было отказано в регистрации гусеничного трактора.
Полагал, что срок на обращение в суд Трапезниковым Л.А. пропущен по уважительной причине и не возражал против восстановления судом указанного срока.
Заинтересованное лицо Дорохов В.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В телефонограмме, адресованной суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также выразил согласие с заявленными требованиями Трапезникова Л.А.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица Д.
Проверив материалы дела, выслушав Трапезникова Л.А., его представителя по доверенности Галицкую Л.А., начальника государственной инспекции гостехнадзора Красногорского района Майера О.Ф., суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Заявленные Трапезниковым Л.А. требования оформлены в форме искового заявления, однако, по существу сводятся к оспариванию решения начальника государственной инспекции гостехнадзора Красногорского района АК по отказу в регистрации гусеничного трактора, т.е. вытекают из публичных правоотношений.
В судебном заседании установлено, что заявитель "дата" приобрел у Д. за <данные изъяты> трактор <данные изъяты> что подтверждается договором купли-продажи, заключенным в простой письменной форме и подписанным сторонами.
"дата". Трапезников Л.А. обратился в государственную инспекцию гостехнадзора Красногорского района АК с заявлением о регистрации вышеуказанного трактора, предоставив для регистрации договор купли-продажи от "дата"., дубликат паспорта самоходной машины № выданный "дата". Управлением гостехнадзора Администрации Алтайского края Усть-Пристанского района АК, свидетельство о регистрации машины <данные изъяты> от <данные изъяты>
Начальником инспекции гостехнадзора Красногорского района АК Майер О.Ф., уполномоченным в силу своих должностных обязанностей производить регистрацию тракторов, "дата" в регистрации трактора отказано, ввиду отсутствия в паспорте самоходной машины записи о Трапезникове Л.А. как о собственнике самоходной машины, о чем свидетельствует отметка начальника государственной инспекции гостехнадзора Красногорского района Майео Р.Ф., выполненная на оборотной стороне заявления Трапезникова Л.А.
Согласно п. 2-4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ-тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ.
Порядок регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, независимо от принадлежности, а также выдача на машины государственных регистрационных знаков установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно- строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, утвержденными Минсельхозпродом РФ 16.01.1995г.
( зарегистрированными в Минюсте РФ 27.01.1995г. № 785).( далее Правила).
Таким образом, суд признает необоснованной ссылку заявителя и его представителя о применении порядка регистрации транспортных средств, установленных Приказом МВД РФ от 24.11.2008г. № 1001, в соответствии с которым осуществляется регистрация транспортным средств органами ГИБДД., поскольку в подразделениях ГИБДД регистрации подлежат транспортные средства, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Гусеничный трактор к таким транспортным средствам не относится, ввиду чего подлежит регистрации в органах Гостехнадзора.
Согласно п. 1.4. Правил, государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно - строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.
Согласно п. 1.10 Правил регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований.
Согласно п. 2.1 Правил машины регистрируются за юридическим и физическим лицом, указанным в документе, подтверждающим право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники, а снятые с учета в связи с изменением места регистрации- в паспорте машины.
В п. 2.8.6. этих же Правил говорится о том, что Регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете, производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.
В соответствии с п. 1.5. Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Минсельхозпродом 28.06.1995 г. наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации. Согласно пункта 2.12,3.22-3.22.2 этого же положения, при изменении собственника машины в паспорте прежним собственником (владельцем) делается отметка об изменении права собственности, что вместе с другими документами подтверждает факт продажи (передачи) ее в собственность другого лица (лиц).
Раздел паспорта, касающийся изменения собственников, заполняется при перепродаже, продаже (передаче) машин в собственность других юридических или физических лиц прежними их собственниками или владельцами от имени собственников, распоряжающимися на законных основаниях машинами.. При перепродаже, продаже (передаче) машины строки "Наименование (Ф.И.О.) нового собственника", "Адрес", "Дата продажи (передачи)", "Подпись прежнего собственника или владельца", "Место печати" заполняются прежним собственником. При совершении аналогичных действий владельцем от лица собственника дополнительно заполняются строки "Наименование (Ф.И.О.) владельца машины" и "Адрес".Отчуждение машины физическим лицом заверяется печатью организации, оформившей сделку или совершившей иное действие, связанное с изменением собственности на машину, либо государственной инспекции гостехнадзора по месту регистрации машины за прежним собственником.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Договор купли-продажи от "дата". заключенный между Трапезниковым Л.А. и Д. суд определяет как сделку, совершенную в простой письменной форме в соответствии с нормами ст. ст. 160, 161 ГК РФ. Право собственности Трапезникова Л.А. на трактор подтверждается договором купли-продажи. Для постановки на регистрационный учет в органах Гостехнадзора в соответствии с требованиями указанных выше Правил Трапезников Л.А. кроме договора купли-продажи обязан предоставить паспорт транспортного средства, с отметкой об изменении собственника, выполненной организацией оформившей сделку, либо государственной инспекции гостехнадзора по месту регистрации машины за прежним собственником.
Трапезников Л.А. для регистрации трактора предоставил дубликат паспорта самоходной машины, в котором отсутствует отметка об изменении собственника, поэтому действия начальника инспекции Гостехнадзора Красногорского района являются законными.
Согласно п. 24. Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
Как установлено в судебном заседании заявителю Трапезникову Л.А. стало известно о нарушении его прав "дата"., следовательно, началом течения срока на обращение в суд является "дата"., а окончанием -"дата"
Представителем заявителя Трапезникова Л.А.-Галицкой Л.А. предъявлено заявление в суд "дата"., то есть с пропуском установленного законом срока.
В судебном заседании заявитель и его представитель просили восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу заявления в суд, указывая в качестве уважительной причины пропуска установленного законом срока нахождение представителя заявителя Галицкой Л.А. на стационарном лечении в лечебном учреждении в период "дата"
Суд считает, что уважительных причин для восстановления срока для обращения с заявлением в суд не имеется, поскольку нахождение представителя заявителя в лечебном учреждении в указанный период времени ничем не подтверждается, кроме того, как заявитель, так и его представитель имели возможность обратиться с заявлением в суд начиная с "дата" то есть до болезни представителя, а также заявитель не был лищен возможности обратиться за получением юридической помощи к другому представителю, чего им сделано не было.
Таким образом, установлении факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд, исходя из положений части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные Трапезниковым Л.А. требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Трапезникова Леонида Анатольевича о признании незаконным отказа начальника государственной инспекции Гостехнадзора по Красногорскому району Алтайского края в регистрации трактора <данные изъяты>, возложении обязанности по регистрации транспортного средства отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Красногорский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Коноваленко