Уникальный идентификатор дела
19RS0002-01-2019-001195-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Черногорск
18 июня 2019 года Дело № 2-1009/2019
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи И.Р. Коголовского,
при секретаре Н.В. Поляковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волченковой Е.В. к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия о включении периодов работы в специальный трудовой стаж,
при участии в судебном заседании истца Волченковой Е.В. , представителя ответчика – Пениоза Е.В. на основании доверенности от ***,
У С Т А Н О В И Л:
Волченковой Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия о включении в специальный страховой стаж следующих периодов работы:
- с *** по *** в должности воспитателя в дошкольном лицее «Гнездышко» комбината «Залив»;
- с *** по *** в должности инспектора отделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних Отдела внутренних дел г. Черногорска;
- с *** по *** в должности педагога дополнительного образования по совместительству в муниципальном учреждении дополнительного образования «Дворец творчества детей и юношества»;
- с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, ***, ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, а также с *** по *** в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад общеразвивающего вида «Чайка»;
- с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, а также с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, ***, ***, ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка – детский сад «Журавушка».
Исковые требования мотивированы тем, что *** истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от *** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением, от *** *** ей отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа. С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным, просит включить спорные периоды в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В судебном заседании истец поддержала заявленные исковые требования с учетом уточнения по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в решении об отказе в досрочном назначении пенсии, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав устные пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно части 2 статьи 39 Конституции РФ государственные пенсии и пособия устанавливаются законом. Статьей 19 Конституции РФ гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 названной статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечении» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Таким образом, для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости необходимым условием является: соответствие наименования профессии по трудовой книжке наименованию профессии по Спискам; соответствие организации предусмотренным Списком, занятость в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявления Волченковой Е.В. о назначении пенсии, ГУ – УФП России в г. Черногорске Республике Хакасия *** вынесло решение *** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специально стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда.
Согласно выводов по представленным документам специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии Волченковой Е.В. составляет 19 лет 6 месяцев 12 дней.
Не засчитано в специальный страховой стаж 5 лет 8 месяцев 2 дня, в том числе:
1. с *** по *** – 5 месяцев 22 дня, в должности воспитателя в дошкольном лицее «Гнездышко» комбината «Залив». Основанием для отказа включения данного периода в специальный стаж явилось то, что в Списке профессий и должностей работников народного образования от *** ***, применяемого по отношению к периодам работы с *** по ***, наименование учреждения «дошкольный лицей» не предусмотрено.
Во время спорного периода исчисления стажа действовал Закон РФ от *** *** «О государственных пенсиях в Российской Федерации»». Условия, дающие право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, определялись статьей 80 названного закона, согласно которой пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (утв. постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 № 463), указано, что в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях), предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчинённости учреждений (организаций), при этом право на льготное пенсионное обеспечение дает работа в дошкольных образовательных учреждениях всех наименований.
Вместе с этим положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Из трудовой книжки истца следует, что она принята на работу в дошкольный лицей «Гнездышко» воспитателем для детей немецкой национальности. Согласно справке ФГКУ комбинат «Залив» Росрезерва от *** *** истец работала на комбинате «Залив» в детском саду «Гнездышко». Сведений о переименовании детского сада «Гнездышко» в дошкольный лицей «Гнездышко» не имеется.
Таким образом, несмотря на то, что наименование учреждения, в котором истица работала не соответствуют наименованиям учреждений, указанных в Списке, деятельность этого учреждения связана с воспитательно-образовательными функциями.
Указанное согласуются с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которому в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Таким образом, спорный период работы подлежит включению в стаж работы дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лица, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
2. с *** по *** (8 месяцев 1 день) в должности педагога дополнительного образования по совместительству в муниципальном учреждении дополнительного образования «Дворец творчества и юношества», в связи с тем, что для включения в специальный стаж периода работы по совместительству необходимо документальное подтверждение занятия штатной должности, предусмотренной списками, тогда как справка в подтверждение стажа работы не содержит сведений о занятии штатной должности в спорный период.
В спорный период работы действовало Положение об условиях работы по совместительству, утвержденное постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, министерства юстиции СССР и ВУСЖ от *** № Постановление Госкомтруда СССР, Минюста СССР и ВЦСПС от 09.03.1989 N 81/604-К-3/6-84. Приложение к Положению предусматривало перечень работ, которые не считаются совместительством. При этом ни пенсионное законодательство, ни указанное положение об условиях работы по совместительству не предусматривали каких-либо ограничений в пенсионных правах в связи с выполнением педагогической работы без занятия штатной единицы.
Пункт 2 раздела «Наименование учреждений» Списка *** к учреждениям, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относит, в частности, учреждения дополнительного образования детей. Пунктом 2 раздела «Наименование должностей» Списка *** предусмотрена такая должность как педагог дополнительного образования.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, условием включения в стаж педагогической деятельности периодов работы, выполнявшейся после ***, является выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной) нагрузки, установленной за ставку заработной платы.
Поскольку истец в спорный период выполняла работу в должности, указанной в Списке с педагогической нагрузкой, то, учитывая, что в силу положений пункта 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от *** ***, выполнение нормы педагогической нагрузки в период до *** обязательным не является, указанный период подлежит включению в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии.
Истолкование действующих норм, как позволяющих не включать спорный период в стаж, на соответствующем виде работ на изложенных пенсионным органом основаниях, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч. ч. 1, 2 ст. 19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).
3. с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, ***, ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с 300.7.2009 по ***, ***, с *** по *** (общей продолжительностью 29 дней) в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад общеразвивающего вида «Чайка», а также с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, ***, ***, ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** (общей продолжительностью 3 месяца 4 дня) в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка – детский сад «Журавушка». Основанием для отказа включения данных периодов в специальный стаж явилось то, что в указанные периоды истец не работала по причине приостановок функционирования учреждений, связанных с отключением водоснабжения, проведением ремонта в учреждении и т.п., при этом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочную пенсию по старости, утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, не предусмотрено включение в специальный страховой стаж периодов приостановок работы учреждений.
В материалах дела имеются справки данных учреждений, согласно которым приостанавливалось функционирование учреждения в указанные периоды с сохранением заработной платы.
В соответствии с п. 5.1 приказа Минобразования и науки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» периоды отмены учебных занятий для обучающихся воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.
В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке и на условиях, предусмотренных режимом рабочего времени работников образовательных учреждений в каникулярный период (пункт 5.2 Положения). При этом в соответствии с пунктом 4.2 Положения они осуществляют работу в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, с сохранением заработной платы в установленном порядке.
Аналогичные положения установлены в приказе Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536, который начал действовать с ***.
При таких обстоятельствах, поскольку в периоды ремонта учреждения и иного приостановления работы дошкольных образовательных учреждений истец продолжала работать полный рабочий день, исполняя свои должностные обязанности, в частности, писала рабочую программу воспитательной работы, составляла календарные и тематические планы работы, участвовала в подготовке материала к педагогическим советам, к проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, готовила методические пособия и дидактические материалы для занятий с воспитанниками, писала доклады и консультации в родительский уголок, оформляла наглядно-дидактические пособия, раздаточный и демонстрационный материал в помещении группы для работы с воспитанниками, оформляла игровые зоны для воспитанников, готовила различную документацию, доказательств обратного не представлено, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж дающий право на назначение досрочной пенсии.
4. с *** по *** (22 дня) в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад общеразвивающего вида «Чайка», а также с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** (общей продолжительностью 2 месяца 10 дней), в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка – детский сад «Журавушка» в связи с тем, что в указанный период истец не работала по причине нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от педагогической деятельности, что не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации – обязательное условие выполнения работы.
Из материалов дела усматривается, что истец направлялась работодателем на курсы повышения квалификации, при этом за спорные периоды за истцом сохранялось место работы в должности и учреждении, подлежащих включению в стаж педагогической деятельности, за истцом сохранялась заработная плата, с которой производились соответствующие отчисления в Пенсионный фон, обратного в материалы дела не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что решение пенсионного органа в части не включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации являются незаконными и данные периоды подлежат включению в указанный стаж.
5. с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** (1 месяц 21 день) в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка – детский сад «Журавушка», в связи с тем, что в указанные периоды истец не работала по причине нахождения в учебных отпусках, что не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, утв. постановлением Правительства РФ от *** *** (п. 5).
Согласно диплому ПП *** истец в период с *** по *** прошла профессиональную переподготовку в ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» по программе «Логопедическая работа с детьми с речевыми нарушениями».
*** Правительством РФ издано постановление, которым внесено изменение в текст постановления Правительства от 11.07.2002 № 516: «…в абзаце втором п. 5 слова «оплачиваемых отпусков, включая дополнительные» заменить словами «основного и дополнительных оплачиваемых отпусков». Это свидетельствует о том, что дополнительные оплачиваемые отпуска в обязательном порядке должны включаться в специальный стаж работника, обратившегося за назначением досрочной трудовой пенсии.
В соответствии со статьей 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении, и законодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе. Данные отпуска оплачиваются из расчета среднемесячной заработной платы.
Поскольку трудовые отношения работника в периоды учебных отпусков с образовательным учреждением не прерывались, отпуска предоставлялись как дополнительные согласно трудовому законодательству РФ, суд приходит к выводу, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
6. с *** по *** (1 год 6 месяцев 21 день) в должности инспектора отделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних Отдела внутренних дел г. Черногорска, в связи с тем, что данные наименования должности и учреждения не предусмотрены в писке профессий и должностей работников народного образования от *** ***, с чем соглашается суд и не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части включения указанного периода в специальный страховой стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Ссылка истца на постановление Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397 является необоснованной в связи со следующим.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ***, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»).
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившим силу с 01 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Подпунктом «г» пункта 1 Положения от 17.12.1959 № 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в органах Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17.12.1959 № 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до *** в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от *** ***.
В силу подпункта «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от *** *** «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до ***
Как следует из материалов дела, начало педагогической деятельности истца имело место с ***, следовательно, в силу приведенного выше правового регулирования, нормы Положения от 17.12.1959 № 1397, утратившего силу с ***, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного положения у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности.
Ссылка истца на приказ Минпроса СССР от 16.05.1985 № 94 и письмо Минобрнауки РФ от 26.10.2004 является необоснованной, поскольку указанные нормативные акты регулируют иные правоотношения и не могут служить основанием для включения спорного периода в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. суд на основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 193 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1. Удовлетворить частично исковые требования:
обязать государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия включить следующие периоды в специальный страховой стаж Волченковой Е.В. , дающий право на досрочное назначение страховой пенсии:
- с *** по *** – 0 лет 5 месяцев 22 дня в должности воспитателя в дошкольном лицее «Гнездышко» комбината «Залив»;
- с *** по *** – 0 лет 8 месяцев 1 день в должности педагога дополнительного образования (по совместительству) в муниципальном учреждении дополнительного образования «Дворец творчества детей и юношества»;
- с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, ***, ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, с *** по *** – 0 лет 0 месяцев 29 дней в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад общеразвивающего вида «Чайка»;
- с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** – 0 лет 2 месяца 10 дней;
с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, ***, ***, ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** – 0 лет 3 месяца 4 дня
и с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** – 0 лет 1 месяц 21 день в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка – детский сад «Журавушка», переименованном на основании постановления администрации г. Черногорска от *** ***-П в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Журавушка».
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
2. Взыскать с государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия в пользу Волченковой Е.В. 300 (триста) руб. расходов по государственной пошлине.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, в Верховный суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Р. Коголовский
Мотивированное решение изготовлено 21.06.2019.