П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Нерюнгри
06 октября 2016 г.
Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Терешкина Е.Г., с участием Васильевой М.А., в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, рассмотрев административный материал по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении
Васильевой М.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>, гражданки <адрес>, неработающей, проживающей по <адрес>, пребывающей на территории <адрес>, временно проживающей по <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Васильева М.А., являясь иностранным гражданином, совершила административное правонарушение, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации и, в уклонении от выезда за пределы РФ по истечении срока пребывания, при следующих обстоятельствах.
Так, Васильевой М.А., прибывшей на территорию Российской Федерации 11.08.2014 года, было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации сроком до 16.09.2016 года, однако в нарушение требований ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и п.1 и п. 2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002г. № 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» по окончанию срока временного убежища Васильева М.А. не оформила продление срока временного убежища, в связи с чем с 17.09.2016 года находится на территории РФ без документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание в РФ, а так же уклоняется от выезда за пределы РФ по истечении определенного срока пребывания.
Васильева М.А. свою вину в совершении данного административного правонарушения признала частично, пояснив, что в связи с боевыми действиями в Украине она выехала в Российскую Федерацию, где получила временное убежище, и в настоящее время проживает в Нерюнгринском районе. Возвращаться в Республику Украину она не планирует, так как опасается за свою жизнь по причине военных действий, происходящих на территории Украины. О том, что срок предоставления временного убежища необходимо продлить она знала и принимала меры к его продлению, однако не смогла этого сделать своевременно в силу того, что изменили место приема документов, о чем она узнала с опозданием.
Факт совершения Васильевой М.А. указанного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 06.10.2016 года, копией паспорта, согласно которому Васильева М.А. является гражданкой Республики Украина, письменными объяснениями Васильевой М.А., согласно которым она по окончанию срока пребывания предполагала продлить срок предоставления временного убежища, но не успела во время этого сделать, поскольку воспитывает грудного ребенка, которого не с кем оставить, а также миграционной картой на имя Васильевой М.А. и сведениями Централизованной Базы данных учета иностранных граждан в Российской Федерации, согласно которым Васильева М.А. въехала на территорию РФ 11.08.2014 года, и временное убежище ей предоставлено на срок до 07.10.2015 года; уведомлением о прибытии иностранного гражданина в соответствии с которым срок пребывания Васильевой М.А. на территории РФ продлен до 16.09.2016 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Васильевой М.А. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, то есть нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание в Российской Федерации, а также в уклонении от выезда иностранного гражданина за пределы РФ по истечении срока пребывания.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства смягчающие ответственность.
Обстоятельствами смягчающими административную ответственность суд считает признание Васильевой М.А. своей вины, привлечение к административной ответственности впервые, наличие на иждивении малолетнего ребенка.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не усматривается.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2000 рублей до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года №4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Васильевой М.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Судьей принимаются во внимание объяснения Васильевой М.А. о том, что она прибыла на территорию Российской Федерации с целью получения временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку она находится вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате политических событий, сложившихся в Республике Украина и не желает возвращаться в нее вследствие опасений стать жертвой военных действий, происходящих на территории Донецкой области.
Принимая во внимание положения части 3 статьи 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой если санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначается только то из административных наказаний, которое может быть назначено указанному лицу, а также учитывая действительную необходимость применения к иностранному гражданину такой меры ответственности как выдворение за пределы Российской Федерации, исходя из ее соразмерности целям административного наказания, суд приходит к выводу о том, что Васильева М.А. из гуманных побуждений не может быть выдворена за пределы территории Российской Федерации.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением Васильевой М.А. административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, привлечение к административной ответственности впервые), оцениваются судом в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
В данном случае с учетом сведений о личности Васильевой М.А., конкретных обстоятельств дела, вышеизложенных обстоятельств, связанных с конкретной жизненной ситуацией, в которой она оказалась, по мнению суда, нет необходимости в применении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, как единственного возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений Васильевой М.А.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Васильеву М.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Республике Саха (Якутия) (Северо-Восточное ЛУ МВД России на транспорте)
ИНН получателя - 1435062692, КПП получателя - 143501001
Расчетный счет - 40101810100000010002
Наименование банка: ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) Банка России г.Якутск
БИК 049805001
КБК - 18811690040046000140
Код по ОКТМО - 98701000.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Нерюнгринского
городского суда РС (Я)
Е.Г.Терешкина