2-1669/2021
24RS0046-01-2020-006085-16
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2021 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Милуш О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Блиновой М.А.,
с участие процессуального истца помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска Шаталова Р.А., действующего на основании поручения прокурора Курганского района,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Мана» о возложении обязанности произвести очистку от порубочных остатков лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Курагинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Мана» о возложении обязанности произвести очистку от порубочных остатков лесного участка.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Курагинского района проведена проверка по обращению КГБУ «Курагинское лесничество» о нарушении экологического законодательства ООО «Мана», так как на основании договора аренды лесного участка № от 18.10.2017, дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 18.10.2017 ООО «Мана» осуществляет заготовку древесины. В соответствии с п. 4 договора аренды лесного участка арендодатель в лице министерства лесного хозяйства передал ООО «Мана» лесной участок, местоположение которого: <адрес> (согласно п. 1 дополнительного соглашения от 18.10.2017) в целях использования лесов для заготовки древесины. При проверке лесосеки сотрудниками Курагинского лесничества было установлено, что ООО «Мана» при производстве лесозаготовительных работ на лесном участке, расположенном: <адрес>, нарушен технологический процесс, а именно при осуществлении лесозаготовительных работ не проводится одновременно очистка лесосеки от порубочных остатков, площадь захламления составила 14,3 га. По результатам проверки 16.06.2020 мастером леса КГБУ «Курагинское лесничество» составлено сообщение о нарушении требований лесного законодательства. По состоянию на октябрь 2020 года нарушения лесного и экологического законодательства со стороны ООО «Мана» не устранены. Согласно договору аренды лесного участка № от 18.10.2017, заключенному между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и ООО «Мана», на лесном участке, расположенном в КГБУ «Курагинское лесничество», <адрес> осуществлялась заготовка древесины, что также подтверждается лесной декларацией от 07.02.2019, общая площадь лесосеки, на которой заготавливалась древесина ООО «Мана» составляет 14,3 га. В ведомости перечета деревьев, назначенных в рубку, в квартале № подготовленной ООО «Мана», указан способ очистки лесосеки: укладка порубочных остатков на волока с целью их укрепления и предохранения почвы. Однако, оставленная ООО «Мана» древесина в объеме 14 куб.м., в виде хлыстов с необрубленными сучьями, завалов порубочных остатков расположена по всей площади лесосеки, тем не менее, согласно вышеуказанным правилам, лесосека должна быть очищена по всей площади, которая пройдена рубкой.
В указанной связи процессуальный истец с учетом уточнений просит обязать ООО «Мана» произвести очистку от порубочных остатков лесного участка площадью 14 га, расположенного по адресу: <адрес>, объемом 14 кв.м. путем укладки порубочных остатков на волока в лесосеке, установив в соответствии со ст. 206 ГПК РФ ответчику срок исполнения исковых требований прокурора в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района г. Красноярска Шаталов Р.А., действующий на основании поручения прокурора Курагинского района Красноярского края, исковые требования поддержал в полном объеме с учетом утонений по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить.
Ответчик ООО «Мана» в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом и своевременно по адресу, указанному в исковом заявлении и месту регистрации, о причинах неявки суду не сообщило, ходатайств не поступало. Ранее представило письменный отзыв, из которого следует, что ответчик с исковыми требованиями прокуратуры не согласен в части определения количества порубочных участков. Сообщает, что согласно акту осмотра лесосеки <адрес> от 16.06.2020, проведенным осмотром Курагинского и Кордовского лесничества, выявлено количество порубочных остатков на территории 14 га в размере 14,00 кв.м., в связи с чем нарушения со стороны ООО «Мана» выразилось только в том, что ответчиком остались не убраны порубочные остатки только в количестве 14 кв.м., а не всей территории лесосеки 14га. Таким образом, просит удовлетворить требования прокуратуры в части очистки от порубочных остатков лесного участка Курагинского лесничества, Кордовского лесничества <адрес> в количестве обнаруженных при осмотре порубочных остатков 14 кв.м. (л.д. 103).
Третье лицо Министерство лесного хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, представило письменное заявление о рассмотрении дела без участия представителя Министерства.
Третье лицо Администрация Свердловского района в городе Красноярске в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств не поступало.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в порядке заочного производства, предусмотренного главой 22 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В силу ст. 1 «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
Статья 5 Лесного кодекса РФ указывает, что под лесом понимается экологическая система и природный ресурс.
На основании части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Пунктом 1 раздела 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (далее по тексту – Правила № 1614), предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Из пункта 9 настоящих Правил № 1614 следует, что запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
Согласно пункту 26 Правил № 1614, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с пунктом 27 Правил № 161 следует, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Согласно Приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к отходам при лесоводстве и лесозаготовках относятся: отходы при лесоводстве; отходы при лесозаготовках; отходы производства круглых лесоматериалов; отходы древесины от лесоразработок, в том числе отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, отходы корчевания пней, зелень древесная, отходы раскряжевки, прочие отходы при лесоводстве и лесозаготовках; отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов).
В соответствии с пп. «к» п. 12 Приказа Минприроды России от 01.12.2020 N 993 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61553), не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (часть 1 статьи 60.2 ЛК РФ).
Пунктом 1 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах", предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.
Согласно пункту 3 указанных Правил, очистка лесов от захламления относится к мерам санитарной безопасности.
Данные нормы направлены на предупреждение пожаров, иного вредного воздействия на лесные ресурсы в целях обеспечения их сохранности, рационального использования в соответствии с принципами лесного законодательства.
Из пункта 14 этих же Правил следует, что при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Как следует и материалов дела и установлено в судебном заседании, 18.10.2017 между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (Арендодатель) и ООО «Мана» (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка №, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставляет, а арендатор промает во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 15 709,0000 га (уточненная площадь по результатам проведенного межевания 140446987 кв.м.) защитных и эксплуатационных лесов, местоположение: <адрес> частью земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 5-12).
В соответствии с п. 25 срок действия договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 49 лет (л.д. 7).
Из пп. б п. 12 договора следует, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению и в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Договором (л.д. 6).
Из акта приема-передачи лесного участка, переданного в аренду для заготовки древесины, следует, что арендодатель передал, арендатор принял вышеуказанный лесной участок (л.д. 13-17).
Как следует из искового заявления, при проверке лесосеки сотрудниками Курагинского лесничества было установлено, что ООО «Мана» при производстве лесозаготовительных работ на лесном участке, расположенном: <адрес> нарушен технологический процесс, а именно при осуществлении лесозаготовительных работ не проводится одновременно очистка лесосеки от порубочных остатков, площадь захламления составила 14,3 га, о чем 16.06.2020 мастером леса КГБУ «Курагинское лесничество» составлено сообщение о нарушении требований лесного законодательства, в связи с чем прокуратурой Курагинского района проведена проверка по обращению КГБУ «Курагинское лесничество» о нарушении экологического законодательства ООО «Мана». По состоянию на октябрь 2020 года нарушения лесного и экологического законодательства со стороны ООО «Мана» не устранены. Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра лесосеки от 16.06.2020 (л.д. 106-109), сообщением о нарушении требований лесного законодательства от 16.06.2020 (оборот л.д. 110-111), сообщение о результатах осмотра лесосеки от 16.06.2020 (л.д. 112-114), лесной декларацией от 07.02.2019 (л.д. 124-126).
В ведомости перечета деревьев, назначенных в рубку, в квартале №, подготовленной ООО «Мана», указан способ очистки лесосеки: укладка порубочных остатков на волока с целью их укрепления и предохранения почвы. Однако, оставленная ООО «Мана» древесина в объеме 14 куб.м., в виде хлыстов с необрубленными сучьями, завалов порубочных остатков расположена по всей площади лесосеки, тем не менее, согласно вышеуказанным Правилам заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесосека должна быть очищена по всей площади, которая пройдена рубкой.
Поводом для обращения прокурора Курагинского района в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц явилось неустранение выявленных нарушений природоохранного законодательства.
Указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства подтверждены, доказательств устранения допущенных нарушений ответчиком не представлено.
Своими действиями ООО «Мана» нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Доказательств надлежащего исполнения возложенных обязательств ответчиком, а также возражений относительно заявленных требований прокурора, ООО «Мана», в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
В этой связи, суд признает наличие бездействия ООО «Мана» по устранению нарушений норм природоохранного законодательства, в части невыполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост), что в свою очередь нарушает ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», так как нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, которая согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека, кроме того, влечет риск высокой пожароопасной ситуации, и возлагает на ответчика обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства в указанной части.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Таким образом, по мнению суда, для исполнения ответчиком решения в части совершения определенных действий, последнему должен быть установлен конкретный срок, при несоблюдении которого, постановленное судом решение может быть обращено к принудительному исполнению.
С учетом конкретных обстоятельств, мнения стороны истца, суд полагает возможным установить ООО «Мана» срок для устранения допущенных нарушений норм природоохранного законодательства, принимая во внимание разумность его пределов, а также объективную необходимость защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Кроме того, согласно ст. 103 ГПК РФ, с ООО «Мана» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 6 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Курагинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Мана» о возложении обязанности произвести очистку от порубочных остатков лесного участка удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Мана» произвести очистку от порубочных остатков лесного участка, площадью 14 га, расположенного по адресу: <адрес> объемом 14 кв.м. путем укладки порубочных остатков на волока в лесосеке, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Мана» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Апелляционная жалоба подается в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска.
Мотивированное заочное решение изготовлено 23.07.2021.
Судья Милуш О.А.