Дело № 2-1220/2020
УИД 26RS0028-01-2020-002475-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Светлоград 28 декабря 2020 года
Петровский районный суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Черниговской И.А.
при секретаре Горбенко Д.А.
с участием представителя ответчика – ГУ- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) Чернышевой Т.В., действующей по доверенности №09-29/01 от 09.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по уточненному иску Кириченко -.- к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонному) о назначении досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Кириченко Т.В. обратилась в суд с впоследствии уточненным иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонному) (далее – ГУ-УПФР по Петровскому ГО (межрайонное)) о назначении досрочной страховой пенсии, обосновывая свои требования следующим.
12.10.2020 Кириченко Т.В. обратилась в ГУ-УПФР по Петровскому ГО (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», однако решением № 664208/20 от 14.10.2020 ответчиком в назначении указанного вида пенсии истцу было отказано по причине недостаточности стажа на соответствующих видах работ, продолжительность которого была определена равной 27 лет 3 месяца 5 дней (при требуемом - 30 лет), поскольку не были включены в продолжительность медицинского стажа периоды работы в Петровском территориальном медицинском объединении, реорганизованном 24.07.2000 в ГБУЗ «Петровская центральная районная больница», в должности лаборанта-гистолога патологоанатомического отделения с 01.08.1996 по 01.09.1997 и с 22.01.1998 по 31.10.2000, так как данное учреждение и структурное подразделение не предусмотрены Списком №781, кроме того, должность «лаборанта-гистолога» не предусмотрена Списком.
На основании постановления главы Петровской районной государственной администрации Ставропольского края №29 от 24.07.2000 Петровское территориальное медицинское объединение переименовано в государственное учреждение Петровскую центральную районную больницу. С 01.11.2000 истец переведена на должность палатной медсестры хирургического отделения. Справка, выданная ГБУЗ СК «Петровская РБ» от 09.10.2020 №132, содержит аналогичные записям трудовой книжки сведения. Как следует из указанной справки, работая в должности лаборанта-гистолога, Кириченко Т.В. проводила гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 предусмотрены «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности». Таким образом, в указанный период в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения засчитывалась работа в любом лечебном учреждении в должности среднего медицинского персонала. При этом наименование должности не имело значения.
Согласно п. 5 Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15.10.99 N 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» должность лаборанта отнесена к должностям среднего медицинского персонала.
Списки, действовавшие в соответствующих периодах, не содержат такого наименования должности как лаборант-гистолог. Вместе с тем, по условиям указанных Перечней, достаточно установления работы Кириченко Т.В. в должности, относящейся к среднему медицинскому персоналу, проводящему патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного материала в отделениях (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомических бюро (института).
Согласно Положения о должностных обязанностях лаборанта и фельдшера патологоанатомического отделения, лаборант обязан по ходу вскрытия или непосредственно после его окончания фиксировать и окрашивать мазки и отпечатки для бактериоскопии; помогать врачу в процессе взятия материала для бактериологического, вирусологического, биохимического и других исследований, оформлять направления и отправку материала в соответствующие лаборатории; участвовать вместе с врачом в вырезке фиксированного материала, маркировать и сортировать вырезанные кусочки; производить заливку вырезанных кусочков в парафин, целлоидин, желатину и другие среды и т.д. Таким образом, должность лаборанта-гистолога относится к среднему медицинскому персоналу. При этом указание «гистолог» свидетельствует о специализации лаборанта на исследованиях трупного, биопсийного и т.д. материала гистологическими методами исследования. Следовательно, в спорные периоды Кириченко Т.В. фактически осуществляла трудовую деятельность в должности лаборанта. Иное указание должности работодателем является произвольным и не может умалять пенсионных прав истца. Занятость Кириченко Т.В. на патологоанатомических вскрытиях трупов, гистологических исследованиях трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработке трупного, операционного материала подтверждается должностной инструкцией.
Кроме того, согласно приказу Минздрава РФ от 03.11.1999 № 395 лечебно-профилактические учреждения могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в ТМО. Головной организацией ТМО является поликлиника или больница, на которую вышестоящим органом здравоохранения возлагаются функции органа управления ТМО. На территории Петровского района лечебно-профилактические учреждения были объединены в ТМО, в котором головной организацией стала Петровская ЦРБ. То есть, переименование Петровской ЦРБ носило формальный характер, функции больницы не изменились. Петровское ТМО также имело статус юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность.
С учетом спорных периодов работы стаж на соответствующих видах работ Кириченко Т.В. на 12.10.2020 составил 31 год 01 месяц 16 дней.
Поэтому истец просит суд: обязать ГУ-УПФР по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) включить в стаж Кириченко Т.В. в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400 - ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» периоды работы с 01.08.1996 по 01.09.1997 и с 22.01.1998 по 31.10.2000 в качестве лаборанта - гистолога патологоанатомического отделения в Петровском территориальном медицинском объединении (реорганизованном 24.07.2000 в ГБУЗ «Петровская центральная районная больница»), обязав ответчика назначить Кириченко Т.В. досрочную страховую пенсию по старости по указанному основанию с 12.10.2020, то есть со дня подачи заявления ответчику (т.1 л.д. 6-9, т.2 л.д. 26).
В судебное заседание истец Кириченко Т.В. и её представитель Таралова И.В. не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают, просят удовлетворить (т.2 л.д.25, 27).
В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФР по Петровскому ГО (межрайонного) Чернышева Т.В. с иском Кириченко Т.В. не согласилась по доводам, указанным в решении пенсионного органа № 664208/20 от 14.10.2020.
С учетом мнения представителя ответчика, суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие истца и представителя.
Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит уточненные исковые требования Кириченко Т.В. законными и обоснованными по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст.39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно статье 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина (Верховный Совет РСФСР - 1991 год) каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях.
В силуст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В суде установлено, что Кириченко Т.В. 12.10.2020 обратилась в ГУ- УПФР по Петровскому ГО (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением № 664208/20 от 14.10.2020 Кириченко Т.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п.п. 20 п.1 ст.30 Федерального Закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого стажа работы в учреждении здравоохранения, при этом в стаж лечебной деятельности не включены периоды работы: в Петровском территориальном медицинском объединении (реорганизованном 24.07.2000 в ГБУЗ «Петровская центральная районная больница») в должности лаборанта - гистолога патологоанатомического отделения с 01.08.1996 по 01.09.1997 и с 22.01.1998 по 31.10.2000, так как данное учреждение и структурное подразделение не предусмотрены Списком № 781, кроме того, должность «лаборанта - гистолога» не предусмотрена Списком; нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с 27.04.1998 по 16.05.1998, с 14.08.1998 по 14.09.1998, с 12.09.2000 по 16.09.2000, так как это не предусмотрено Правилами № 516 и Правилами № 781; нахождения на курсах повышения квалификации с 04.02.2002 по 05.03.2002, так как это не предусмотрено Правилами № 516 и Правилами № 781; нахождения в отпусках по уходу за первым ребёнком с 29.04.2004 по 23.11.2005 и за вторым ребёнком с 13.04.2006 по 24.05.2007, так как это не предусмотрено Правилами № 516 и Правилами № 781. По представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счета стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учётом Списка № 781 и Правил № 781, составляет 26 лет 10 месяцев 23 дня (при требуемом - 30 лет) (л.д.10-11).
Рассматривая обжалуемое решение ГУ-УПФР по Петровскому ГО (межрайонное) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, суд пришел к выводу, что обоснованным его признать в полной мере нельзя. При этом суд руководствуется положениями, содержащимися в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 23.09.2010 №1183-О-О и от 20.10.2011 №1384-О-О.
Доводы ответчика в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы истицы с 01.08.1996 по 01.09.1997 и с 22.01.1998 по 31.10.2000 в должности лаборанта - гистолога патологоанатомического отделения в Петровском территориальном медицинском объединении, так как наименование учреждения и его структурное подразделение не предусмотрены «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального Закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее – Список № 781), не могут быть признаны судом состоятельными ввиду следующего.
Согласно п. "н" ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшему до 01.11.1999, работа среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Этим же Постановлением установлено, что среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, исчисление сроков выслуги производится как один год работы в этих должностях и подразделениях - за один год и 6 месяцев.
В период с 01.11.1999 по 31.12.2001 действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, который в наименовании должностей предусматривал должность среднего медицинского персонала - лаборант в больнице городской, районной, центральной (городская, окружная, районная); этим же Постановлением утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, в которых поименован средний медицинский персонал, проводящий патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, в патологоанатомических отделениях учреждений.
Такие же положения предусмотрены действующим Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Таким образом, на основе действовавшего до 01 ноября 1999 года правового регулирования льготное пенсионное обеспечение предоставлялось среднему медицинскому персоналу независимо от наименования самой должности при условии занятости в любых видах (типах) лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.
В суде установлено, что с 01.01.1991 Петровская центральная районная больница (ЦРБ) была переименована в Петровское территориальное медицинское объединение (ТМО) на основании приказа управления здравоохранения Ставропольского края № 05-02/636 от 06.11.1990.
Впоследствии Петровское ТМО было переименовано в муниципальное учреждение Петровское ТМО на основании постановления главы Петровской районной государственной администрации Ставропольского края № 127 от 05.06.1995, затем в государственное учреждение Петровское ТМО на основании постановления главы Петровской районной государственной администрации Ставропольского края № 103 от 12.12.1997.
Петровское ТМО переименовано в государственное учреждение Петровскую центральную районную больницу на основании постановления главы Петровской районной государственной администрации Ставропольского края №29 от 24.07.2000. Учреждение является правопреемником Петровского ТМО.
Государственное учреждение Петровская центральная районная больница переименована в муниципальное учреждение здравоохранения Петровскую центральную районную больницу на основании распоряжения Правительства Ставропольского края №21-рп от 26.01.2005 и в соответствии с решением Совета Петровского муниципального района Ставропольского края №12 от 25.02.2005.
Муниципальное учреждение здравоохранения Петровская центральная районная больница переименована в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Петровская центральная районная больница на основании постановления администрации Петровского муниципального района Ставропольского края от 14.12.2011 №1165.
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Петровская центральная районная больница переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Петровская центральная районная больница» на основании распоряжения Правительства Ставропольского края от 28.12.2012 № 571-рп, распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Ставропольского края от 10.01.2013 № 49, приказа министерства здравоохранения Ставропольского края от 29.01.2013 № 01-05/62, регистрации в Межрайонной ИФНС № 11 по Ставропольскому краю от 15.02.2013.
В настоящее время Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Петровская центральная районная больница» переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Петровская районная больница» на основании приказа министерства здравоохранения Ставропольского края от 08.06.2016 №01-05/464, письма министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26.05.2016 № 6802/03, регистрация в Межрайонной ИФНС №11 по Ставропольскому краю 24.06.2016, что также подтверждается справкой ГБУЗ СК «Петровская РБ» от 09.10.2020 №132 (л.д.33-34).
Данные обстоятельства подтверждаются также трудовой книжкой АТ-VI № 5640718 от 12.09.1990 на имя Кириченко Т.В. (т.1 л.д.13-16), согласно которой она на основании приказа № 193 от 22.06.1993 принята на должность фельдшера медпункта х. Соленое озеро Петровского ТМО временно, 12.08.1993 уволена по собственному желанию (пр. №258 от 12.08.1993), 01.08.1996 принята на должность лаборанта–гистолога патологоанатомического отделения Петровского ТМО с испытательным сроком 3 месяца (пр. №297 от 01.08.1996), 01.09.1997 уволена по собственному желанию (пр. №344 от 01.09.1997), 22.01.1998 принята на должность лаборанта–гистолога патологоанатомического отделения Петровского ТМО (пр. №56 от 22.01.1998), 01.11.2000 переведена на должность палатной медсестры хирургического отделения (пр.№670 от 02.11.2000), 13.03.2009 переведена на должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом с. Шведино – фельдшера (пр. 408 от 13.03.2009), где продолжает работать по настоящее время; справкой ГБУЗ СК «Петровская РБ» №132 от 09.10.2020, в которой указано, что Кириченко Т.В., работая в должности лаборанта-гистолога проводила гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала (т.1 л.д.33-34); должностным положением о должностных обязанностях лаборанта и фельдшера патологоанатомического отделения, с которым истец была ознакомлена 01.08.1996 (т.1 л.д.18-20); Уставами учреждения (т. 1 л.д.21-32, 64-74, 75-111, т. 2 л.д. 13-24).
Переименование учреждения, в котором работала истица, согласуется с данными, вносимыми работодателем в её трудовую книжку, а поэтому, суд считает установленным оспариваемый период работы Кириченко Т.В. в указанном ею учреждении.
Несвоевременное приведение администрацией лечебного учреждения наименования учреждения в соответствие с требованием законодательства не может служить основанием для лишения Кириченко Т.В. её права на включение этого периода в специальный стаж.
Устав государственного учреждения «Петровское территориальное медицинское объединение» от 28.11.1997 (т.1 л.д. 21-32), Устав государственного учреждения Петровская центральная районная больница 2000 г. ( т. 2 л.д. 13-24), Устав государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Петровская районная больница» (новая редакция) 2016 г. (т.1 л.д.75-111), Изменения в Устав государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Петровская районная больница» 2018 г. (т.1 л.д.64-74), подтверждают, что учреждение имеет в своем составе обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица: центральная районная больница, районная, стоматологическая поликлиники, детская и женская консультация, отделение скорой помощи, участковые больницы, врачебные амбулатории и фельдшерские здравпункты. Предметом деятельности учреждения являлись и являются оказание лечебно-диагностической помощи по медицинским специальностям, обеспечение проведения лечебной и профилактической работы. При этом, несмотря неоднократные переименования учреждение сохраняло, обеспечивало цели и направление лечебной деятельности (оказание медицинской помощи населению), то есть продолжало относиться к учреждениям здравоохранения (лечебно-профилактическим и оздоровительным учреждениям), предоставляющим медицинскую помощь.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.); при этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Из представленного истицей положения о должностных обязанностях лаборанта и фельдшера патологоанатомического отделения, утвержденной главным врачом Петровского ТМО ФИО7 и согласованной с председателем профсоюзного комитета Петровского ТМО ФИО8, с которым истец Кириченко Т.В. была ознакомлена 01.08.1996 (т.1 л.д.18-20), видно, что основными обязанностями лаборанта является: по ходу вскрытия или непосредственно после его окончания фиксировать и окрашивать мазки и отпечатки для бактериоскопии; помогать врачу в процессе взятия материала для бактериологического, вирусологического, биохимического и других исследований, оформлять направления и отправку материала в соответствующие лаборатории; участвовать вместе с врачом в вырезке фиксированного материала, маркировать и сортировать вырезанные кусочки; производить заливку вырезанных кусочков в парафин, целлоидин, желатин и другие среды и т.д.
Из представленных архивных копий штатных расписаний и смет расходов Петровского территориального медицинского объединения (ТМО) на 1996 и 1999 годы следует, что в Своде штатных единиц по Петровскому ТМО 1996 г. (т. 1 л.д.118-174) в Патологоанатомическом отделении были предусмотрены: зав.отделением, врач потол. - 1 единица и врач патологоанат 2 единицы, итого 3, а также лаборант гистолог - 4,5 единицы и санитарка - 2,25 единиц, итого 6,75, а всего 9,75 (л.д.139), и в штатном расписании Петровского территориального медицинского учреждения на 01.01.1999 (т. 1 л.д.175-258) в Патологоанатомическом отделении были предусмотрены: зав.отделением, врач патологоанатом - 1 единица и врач патологоанатом 2 единицы, итого 3, а также лаборант гистолог - 4,5 единиц и санитарка - 2,25 единиц, итого 6,75 единиц, в том числе, врачей -3, средний медперсонал 4,5, младший медперсонал – 2,25 (т. 1 л.д.193). Согласно справке №2133 от 01.12.2020 и сообщения №2136 от 01.12.2020 ГБУЗ СК «Петровская РБ» (т. 1 л.д.57,58) штатное расписание за 1997, 1998 и 2000 утрачены, о чем составлен акт об утрате документов от 15.12.2008 (т.1 л.д.60-63, 114-117), что согласуется с сообщением Администрации Петровского городского округа №7739 от 17.12.2020 (т. 1 л.д.112).
Согласно п. 5 Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15.10.99 N 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» должность лаборанта отнесена к должностям среднего медицинского персонала.
Таким образом, из записей трудовой книжки, уточняющей архивной справки с места работы истца - ГБУЗ СК «Петровская РБ» усматривается, что должностные обязанности, исполняемые истцом в течение спорных периодов работы, соответствовали обязанностям лаборанта, отнесенного к должностям среднего медицинского персонала. Кириченко Т.В. работала полный рабочий день и на установленную ставку заработной платы, осуществляла лечебную деятельность в государственном учреждении.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, согласно положения Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, Постановлений Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, от 29.10.2002 N 781, N 516 от 11.07.2002, п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30, с учетом собранных доказательств и сведений, имеющихся в льготной справке работодателя, штатных расписаниях, должностных инструкциях, периоды работы Кириченко Т.В. с 01.08.1996 по 01.09.1997 и с 22.01.1998 по 31.10.2000 в качестве лаборанта - гистолога патологоанатомического отделения в Петровском территориальном медицинском объединении (реорганизованном 24.07.2000 в ГБУЗ «Петровская центральная районная больница»), когда она была занята на работах, предусмотренных соответствующими Списками и Перечнем, поскольку выполняла обязанности лаборанта, относящегося к среднему медицинскому персоналу, подлежит зачету в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Указание в наименовании должности «лаборант» также «гистолог» в качестве ее уточнения, с учетом установленных по делу обстоятельств, не может рассматриваться как должность, не предусмотренная соответствующими Списками и Перечнем.
Доводы ответчика об обратном являются несостоятельными, поскольку основаны на иной оценке доказательств характера работы истца и не опровергают выводы суда о праве истца на включение вышеуказанных периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении и назначение досрочной страховой пенсии по старости, учитывая, в том числе, сведения, содержащиеся в справке, выданной работодателем, который в силу ст. 28 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" несет ответственность за достоверность сведений, предоставляемых для назначения пенсии.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Специальный стаж Кириченко Т.В. с учетом оспариваемых периодов составляет более 30 лет.
При таких обстоятельствах оспариваемые периоды подлежат включению Кириченко Т.В. в специальный стаж, а поэтому пенсионный орган – ГУ-УПФР по Петровскому ГО Ставропольского края (межрайонное) обязан зачесть ей эти периоды в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и назначить пенсию с 12.10.2020.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Уточненные исковые требования Кириченко -.- к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонному) о назначении досрочной страховой пенсии – удовлетворить.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) включить в стаж Кириченко -.- в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400 - ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» периоды работы с 01.08.1996 по 01.09.1997 и с 22.01.1998 по 31.10.2000 в качестве лаборанта - гистолога патологоанатомического отделения в Петровском территориальном медицинском объединении (реорганизованном 24.07.2000 в ГБУЗ «Петровская центральная районная больница»), с назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с момента подачи заявления, то есть с 12.10.2020.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, т.е. 30.12.2020.
Судья И.А.Черниговская