Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-363/2013 ~ М-344/2013 от 29.04.2013

№ 2 – 363/2013г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нововоронеж                        06 июня 2013 г.

Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего – судьи            Палагина С.В.,

при секретаре                    Григорьевой И.С.,

с участием истца                    Соколовской О.Е.,

представителя ответчика - КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа»      Касьяновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г. Нововоронежа Воронежской области гражданское дело по иску Сокловской О.Е. к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» об установлении факта проживания на территории Воронежской области, о признании незаконным решения об отказе в назначении единовременной денежной выплаты при рождении ребенка и о назначении указанной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Соколовская О.Е. обратилась в суд с иском, в котором просит установить факт ее постоянного проживания на территории Воронежской области с ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным решение КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении единовременной денежной выплаты при рождении ребенка, а также обязать КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» назначить ей единовременную денежную выплату при рождении ребенка, мотивировав свои требования тем, что она с ДД.ММ.ГГГГ года проживает в <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована по адресу: <адрес>, и с ДД.ММ.ГГГГ она уже зарегистрирована на территории промышленной зоны Нововоронежской АЭС, но фактически проживает по адресу: <адрес> – в квартире, предоставленной мужу по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ у них с мужем родился сын М.. После рождения сына она с целью оформления и назначения выплат, полагающихся при рождении ребенка, обратилась в КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» с соответствующими заявлениями и документами. Однако, решением КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении единовременной выплаты при рождении ребенка по той причине, что она как на момент рождения сына, так и на момент обращения за выплатой не имела регистрации на территории Воронежской области, одновременно ей было разъяснено право на обращение в суд об установлении факта постоянного проживания в Воронежской области.

Истец Соколовская О.Е. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» Касьянова Н.В. с заявленными требованиями не согласна по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель Департамента труда и социального развития Воронежской области в представленных возражениях на исковое заявление просил в иске отказать в связи с тем, что как на момент рождения ребенка, так и на момент обращения истца за выплатами она не была постоянно зарегистрирована на территории Воронежской области, а также просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В связи с тем, что представители Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области и Департамента труда и социального развития Воронежской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, суд счел возможным, а явившиеся участники процесса не возражали, рассмотреть дело в отсутствие указанных представителей.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Соколовская О.Е. и Соколовский Ю.В. состоят в зарегистрированном браке, заключенным ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> (л.д.15).

ДД.ММ.ГГГГ в семье Соколовских родился сын М., что следует из свидетельства о рождении, выданного отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

В связи с рождением сына истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» за назначением единовременной денежной выплаты при рождении ребенка.

Из решения КУВО «Управление социальной защиты населения г. Нововоронежа» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате рассмотрения документов Соколовской О.Е., обратившейся за назначением единовременной денежной выплаты при рождении ребенка в соответствии ст.43.6 Закона Воронежской области от 14.11.2008г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», было принято решение об отказе в назначении единовременной денежной выплаты при рождении ребенка, поскольку как на момент рождения сына М., ДД.ММ.ГГГГ, так и на момент обращения за выплатой – ДД.ММ.ГГГГ, Соколовская О.Е. не имела регистрации на территории Воронежской области, а на основании п. 2 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка, утвержденного Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 07.11.2011г. № 2533/ОД, право на получение единовременной денежной выплаты имеют матери, зарегистрированные по месту жительства на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой (л.д.6).

Не согласившись с вышеуказанным решением КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» истец обратилась в суд с настоящим иском.

Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в соответствии с ч.1 ст. 264 ГПК РФ.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В подтверждение того, что истица с ДД.ММ.ГГГГ проживала на территории Воронежской области, ею представлены следующие доказательства.

Соколовский Ю.В. – муж истца является военнослужащим и проходит службу в войсковой части в г.Нововоронеже в должности заместителя главного бухгалтера (л.д.13). Из паспорта Соколовского Ю.В. – следует, что он зарегистрирован ОУФМС России по Воронежской области в г.Нововоронеже с ДД.ММ.ГГГГ на территории промышленной зоны АЭС (л.д.16).

В судебном заседании истец пояснила, что приехала в г.Нововоронеж в середине ДД.ММ.ГГГГ. вместе с мужем, который был направлен в войсковую часть Нововоронежской АЭС для прохождения военной службы. До ДД.ММ.ГГГГ года была зарегистрирована в <адрес>. В <адрес> где до приезда в г.Нововоронеж, она проживала, у нее была временная регистрация. Жилья на праве собственности она не имеет. Сначала их семья снимала квартиру в г.Нововоронеже, в последующем им предоставили служебное жилое помещение по адресу: <адрес>. С конца августа она в связи с беременностью состояла на учете в женской консультации МСЧ г.Нововоронежа и в роддоме г.Нововоронежа в ДД.ММ.ГГГГ года родила сына, который с момента рождения и до настоящего времени наблюдается в детской поликлинике г.Нововоронежа. Муж зарегистрирован в г.Нововоронеже на постоянное место жительство, а она с ребенком в конце апреля зарегистрировались по месту регистрации мужа. Пособия и иные выплаты в связи с рождением ребенка она ни по месту работы, ни в других учреждениях социальной защиты населения не получала, с таким заявлением обратилась только в КУВО «УСЗН г.Нововоронежа».

Из представленного договора найма служебного жилого помещения следует, что ДД.ММ.ГГГГ Соколовскому Ю.В. и членам его семьи – жене Соколовской О.Е. предоставлено за плату в пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, расположенное по адресу: <адрес> на время прохождения военной службы в войсковой части (л.д.8-11).

<данные изъяты>

Из копии паспорта Соколовской О.Е. следует, что она ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована на территории промышленной зоны АЭС г.Нововоронежа (л.д.14-15).

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что истцом представлены доказательства, подтверждающие факт ее постоянного проживания на территории Воронежской области на момент рождения ребенка – сына М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и на момент обращения истца за выплатами в учреждение социальной защиты она имела постоянное место жительства на территории Воронежской области в <адрес>.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно подпунктам "ж", "з" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ред. от 02.05.2012г.) деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется, в частности, на основе принципов самостоятельного осуществления ими принадлежащих полномочий и самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей.

Постановлением Администрации Воронежской обл. от 19.11.2007г. № 1025 (ред. от 12.08.2011г.) «Об установлении единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка» (утратившим силу в связи с изданием постановления правительства Воронежской области от 26.07.2012г. № 656) устанавливалась единовременная денежная выплата матерям, постоянно проживающим и имеющим место жительства на территории Воронежской области и родившим ребенка (детей) 1 ноября 2007 года или позднее, за счет средств областного бюджета с 1 ноября 2007 года по 31 декабря 2007 года включительно в размере 15 тысяч рублей, с 1 января 2008 года - 20 тысяч рублей. При этом единовременная выплата осуществляется независимо от наличия прав на иные виды государственных пособий, установленных федеральным и областным законодательством.

Законом Воронежской области от 14.11.2008г. № 103-ОЗ (ред. от 08.06.2012г.) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" (принятым Воронежской областной Думой 11.11.2008г.) установлена единовременная денежная выплата в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, женщинам, постоянно проживающим на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой. Единовременная денежная выплата устанавливается в размере 20000 рублей.

В случае рождения (усыновления) двух или более детей одновременно единовременная денежная выплата назначается на каждого ребенка. При этом единовременная денежная выплата назначается независимо от наличия у категорий граждан, указанных в статье 43.7, прав на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленных законодательством Российской Федерации и Воронежской области.

В соответствии с Порядком предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка, утвержденного Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 07.11.2011г. N 2533/ОД, право на получение единовременной денежной выплаты имеют матери, зарегистрированные по месту жительства на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой, на каждого рожденного ребенка. Единовременная денежная выплата производится на каждого рожденного ребенка, если обращение за ней последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (детей). Единовременная денежная выплата назначается филиалом казенного учреждения Воронежской области "Управление социальной защиты населения Воронежской области" (далее - филиал КУВО) матери по месту ее жительства.

Согласно пункту 5 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка, для назначения единовременной денежной выплаты гражданин обращается в филиал КУ ВО и представляет:

а) заявление о назначении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению к настоящему Порядку с указанием способа выплаты:

- на лицевой счет, открытый в кредитном учреждении банковской системы Российской Федерации;

- через структурные подразделения Управления Федеральной почтовой связи Воронежской области - филиалы ФГУП "Почта России";

б) копию свидетельства о рождении ребенка (детей) или документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка (детей), умершего на первой неделе жизни;

в) копию паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Воронежской области;

г) копию сберегательной книжки с номером счета по вкладу, открытому в отделении кредитного учреждения банковской системы РФ, в случае избрания указанной формы выплаты.

Постановлением Правительства Воронежской области от 19.11.2012г. № 1039 «О реорганизации казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Воронежской области», казенное учреждение «Управление социальной защиты населения Воронежской области» реорганизовано в форме выделения из его состава 39 юридических лиц, в т.ч. и казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа», основной целью деятельности которых определено оказание услуг, в т.ч. государственных и иных функций, а также осуществление мероприятий в целях обеспечения реализации предусмотренных действующим законодательством РФ и Воронежской области полномочий органов государственной власти в сфере социальной поддержки населения. Выделенные казенные учреждения, в том числе и КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» являются правопреемниками реорганизованного КУВО «УСЗН Воронежской области».

Учитывая, что утвержденные Порядком предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка требования о наличии регистрации по месту жительства матери на момент рождения ребенка и на момент ее обращения за выплатой на территории Воронежской области ущемляет права граждан и противоречат требованиям Закона Воронежской области от 14.11.2008г. № 103-ОЗ (ред. от 08.06.2012г.) «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», в котором лишь констатировано постоянное проживание женщины на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой. Суд при вынесении решения руководствуется правовым актом, имеющим большую юридическую силу, т.е. Законом Воронежской области от 14.11.2008г. № 103-ОЗ (ред. от 08.06.2012г.) «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».

Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 17.11.2009г. № 1026/ОД утвержден Порядок расходования средств, выделенных из федерального и областного бюджетов на выплату пособий, компенсаций, выплат, субсидий, индексации несвоевременно выплаченных пенсий и других социальных выплат отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области, согласно которому эти функции возложены на Департамент труда и социального развития Воронежской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2).

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998г. № 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 17 июля 1995г. № 713", посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Доводы представителей ответчика – КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» и Департамента труда и социального развития Воронежской области, изложенные письменных возражениях на иск, не могут быть приняты во внимание судом, т.к. опровергаются установленными по делу обстоятельствами. Регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания, отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета, а в данном случае в суде нашли подтверждение те обстоятельства, что истец постоянно проживает на территории Воронежской области с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время.

Оценив в совокупности представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения данного дела по существу, суд признает за истцом право на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка и обязывает КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» назначить ей единовременную денежную выплату при рождении ребенка – сына М., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, в размере <данные изъяты>.. Вместе с тем, учитывая, что установление факта постоянного проживания истца на территории Воронежской области произведено настоящим решением и отсутствовало на момент обращения истца за социальной выплатой, суд считает необходимым отказать истцу в признании незаконным отказа в выплате денежной компенсации.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 268 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Установить факт постоянного проживания Сокловской О.Е. на территории Воронежской области, а именно в <адрес>, на момент рождения сына М., ДД.ММ.ГГГГг.рождения.

    Обязать КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» за счет средств бюджета Воронежской области назначить Сокловской О.Е. единовременную денежную выплату матерям при рождении ребенка – сына М., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, в размере <данные изъяты>

    В остальной части иска Соколовской О.Е. отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                        С.В.Палагин

Решение изготовлено в окончательной форме 11.06.2013 г.

№ 2 – 363/2013г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нововоронеж                        06 июня 2013 г.

Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего – судьи            Палагина С.В.,

при секретаре                    Григорьевой И.С.,

с участием истца                    Соколовской О.Е.,

представителя ответчика - КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа»      Касьяновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г. Нововоронежа Воронежской области гражданское дело по иску Сокловской О.Е. к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» об установлении факта проживания на территории Воронежской области, о признании незаконным решения об отказе в назначении единовременной денежной выплаты при рождении ребенка и о назначении указанной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Соколовская О.Е. обратилась в суд с иском, в котором просит установить факт ее постоянного проживания на территории Воронежской области с ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным решение КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении единовременной денежной выплаты при рождении ребенка, а также обязать КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» назначить ей единовременную денежную выплату при рождении ребенка, мотивировав свои требования тем, что она с ДД.ММ.ГГГГ года проживает в <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована по адресу: <адрес>, и с ДД.ММ.ГГГГ она уже зарегистрирована на территории промышленной зоны Нововоронежской АЭС, но фактически проживает по адресу: <адрес> – в квартире, предоставленной мужу по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ у них с мужем родился сын М.. После рождения сына она с целью оформления и назначения выплат, полагающихся при рождении ребенка, обратилась в КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» с соответствующими заявлениями и документами. Однако, решением КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении единовременной выплаты при рождении ребенка по той причине, что она как на момент рождения сына, так и на момент обращения за выплатой не имела регистрации на территории Воронежской области, одновременно ей было разъяснено право на обращение в суд об установлении факта постоянного проживания в Воронежской области.

Истец Соколовская О.Е. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» Касьянова Н.В. с заявленными требованиями не согласна по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель Департамента труда и социального развития Воронежской области в представленных возражениях на исковое заявление просил в иске отказать в связи с тем, что как на момент рождения ребенка, так и на момент обращения истца за выплатами она не была постоянно зарегистрирована на территории Воронежской области, а также просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В связи с тем, что представители Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области и Департамента труда и социального развития Воронежской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, суд счел возможным, а явившиеся участники процесса не возражали, рассмотреть дело в отсутствие указанных представителей.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Соколовская О.Е. и Соколовский Ю.В. состоят в зарегистрированном браке, заключенным ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> (л.д.15).

ДД.ММ.ГГГГ в семье Соколовских родился сын М., что следует из свидетельства о рождении, выданного отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

В связи с рождением сына истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» за назначением единовременной денежной выплаты при рождении ребенка.

Из решения КУВО «Управление социальной защиты населения г. Нововоронежа» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате рассмотрения документов Соколовской О.Е., обратившейся за назначением единовременной денежной выплаты при рождении ребенка в соответствии ст.43.6 Закона Воронежской области от 14.11.2008г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», было принято решение об отказе в назначении единовременной денежной выплаты при рождении ребенка, поскольку как на момент рождения сына М., ДД.ММ.ГГГГ, так и на момент обращения за выплатой – ДД.ММ.ГГГГ, Соколовская О.Е. не имела регистрации на территории Воронежской области, а на основании п. 2 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка, утвержденного Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 07.11.2011г. № 2533/ОД, право на получение единовременной денежной выплаты имеют матери, зарегистрированные по месту жительства на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой (л.д.6).

Не согласившись с вышеуказанным решением КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» истец обратилась в суд с настоящим иском.

Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в соответствии с ч.1 ст. 264 ГПК РФ.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В подтверждение того, что истица с ДД.ММ.ГГГГ проживала на территории Воронежской области, ею представлены следующие доказательства.

Соколовский Ю.В. – муж истца является военнослужащим и проходит службу в войсковой части в г.Нововоронеже в должности заместителя главного бухгалтера (л.д.13). Из паспорта Соколовского Ю.В. – следует, что он зарегистрирован ОУФМС России по Воронежской области в г.Нововоронеже с ДД.ММ.ГГГГ на территории промышленной зоны АЭС (л.д.16).

В судебном заседании истец пояснила, что приехала в г.Нововоронеж в середине ДД.ММ.ГГГГ. вместе с мужем, который был направлен в войсковую часть Нововоронежской АЭС для прохождения военной службы. До ДД.ММ.ГГГГ года была зарегистрирована в <адрес>. В <адрес> где до приезда в г.Нововоронеж, она проживала, у нее была временная регистрация. Жилья на праве собственности она не имеет. Сначала их семья снимала квартиру в г.Нововоронеже, в последующем им предоставили служебное жилое помещение по адресу: <адрес>. С конца августа она в связи с беременностью состояла на учете в женской консультации МСЧ г.Нововоронежа и в роддоме г.Нововоронежа в ДД.ММ.ГГГГ года родила сына, который с момента рождения и до настоящего времени наблюдается в детской поликлинике г.Нововоронежа. Муж зарегистрирован в г.Нововоронеже на постоянное место жительство, а она с ребенком в конце апреля зарегистрировались по месту регистрации мужа. Пособия и иные выплаты в связи с рождением ребенка она ни по месту работы, ни в других учреждениях социальной защиты населения не получала, с таким заявлением обратилась только в КУВО «УСЗН г.Нововоронежа».

Из представленного договора найма служебного жилого помещения следует, что ДД.ММ.ГГГГ Соколовскому Ю.В. и членам его семьи – жене Соколовской О.Е. предоставлено за плату в пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, расположенное по адресу: <адрес> на время прохождения военной службы в войсковой части (л.д.8-11).

<данные изъяты>

Из копии паспорта Соколовской О.Е. следует, что она ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована на территории промышленной зоны АЭС г.Нововоронежа (л.д.14-15).

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что истцом представлены доказательства, подтверждающие факт ее постоянного проживания на территории Воронежской области на момент рождения ребенка – сына М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и на момент обращения истца за выплатами в учреждение социальной защиты она имела постоянное место жительства на территории Воронежской области в <адрес>.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно подпунктам "ж", "з" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ред. от 02.05.2012г.) деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется, в частности, на основе принципов самостоятельного осуществления ими принадлежащих полномочий и самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей.

Постановлением Администрации Воронежской обл. от 19.11.2007г. № 1025 (ред. от 12.08.2011г.) «Об установлении единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка» (утратившим силу в связи с изданием постановления правительства Воронежской области от 26.07.2012г. № 656) устанавливалась единовременная денежная выплата матерям, постоянно проживающим и имеющим место жительства на территории Воронежской области и родившим ребенка (детей) 1 ноября 2007 года или позднее, за счет средств областного бюджета с 1 ноября 2007 года по 31 декабря 2007 года включительно в размере 15 тысяч рублей, с 1 января 2008 года - 20 тысяч рублей. При этом единовременная выплата осуществляется независимо от наличия прав на иные виды государственных пособий, установленных федеральным и областным законодательством.

Законом Воронежской области от 14.11.2008г. № 103-ОЗ (ред. от 08.06.2012г.) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" (принятым Воронежской областной Думой 11.11.2008г.) установлена единовременная денежная выплата в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, женщинам, постоянно проживающим на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой. Единовременная денежная выплата устанавливается в размере 20000 рублей.

В случае рождения (усыновления) двух или более детей одновременно единовременная денежная выплата назначается на каждого ребенка. При этом единовременная денежная выплата назначается независимо от наличия у категорий граждан, указанных в статье 43.7, прав на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленных законодательством Российской Федерации и Воронежской области.

В соответствии с Порядком предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка, утвержденного Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 07.11.2011г. N 2533/ОД, право на получение единовременной денежной выплаты имеют матери, зарегистрированные по месту жительства на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой, на каждого рожденного ребенка. Единовременная денежная выплата производится на каждого рожденного ребенка, если обращение за ней последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (детей). Единовременная денежная выплата назначается филиалом казенного учреждения Воронежской области "Управление социальной защиты населения Воронежской области" (далее - филиал КУВО) матери по месту ее жительства.

Согласно пункту 5 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка, для назначения единовременной денежной выплаты гражданин обращается в филиал КУ ВО и представляет:

а) заявление о назначении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению к настоящему Порядку с указанием способа выплаты:

- на лицевой счет, открытый в кредитном учреждении банковской системы Российской Федерации;

- через структурные подразделения Управления Федеральной почтовой связи Воронежской области - филиалы ФГУП "Почта России";

б) копию свидетельства о рождении ребенка (детей) или документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка (детей), умершего на первой неделе жизни;

в) копию паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Воронежской области;

г) копию сберегательной книжки с номером счета по вкладу, открытому в отделении кредитного учреждения банковской системы РФ, в случае избрания указанной формы выплаты.

Постановлением Правительства Воронежской области от 19.11.2012г. № 1039 «О реорганизации казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Воронежской области», казенное учреждение «Управление социальной защиты населения Воронежской области» реорганизовано в форме выделения из его состава 39 юридических лиц, в т.ч. и казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа», основной целью деятельности которых определено оказание услуг, в т.ч. государственных и иных функций, а также осуществление мероприятий в целях обеспечения реализации предусмотренных действующим законодательством РФ и Воронежской области полномочий органов государственной власти в сфере социальной поддержки населения. Выделенные казенные учреждения, в том числе и КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» являются правопреемниками реорганизованного КУВО «УСЗН Воронежской области».

Учитывая, что утвержденные Порядком предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка требования о наличии регистрации по месту жительства матери на момент рождения ребенка и на момент ее обращения за выплатой на территории Воронежской области ущемляет права граждан и противоречат требованиям Закона Воронежской области от 14.11.2008г. № 103-ОЗ (ред. от 08.06.2012г.) «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», в котором лишь констатировано постоянное проживание женщины на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой. Суд при вынесении решения руководствуется правовым актом, имеющим большую юридическую силу, т.е. Законом Воронежской области от 14.11.2008г. № 103-ОЗ (ред. от 08.06.2012г.) «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».

Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 17.11.2009г. № 1026/ОД утвержден Порядок расходования средств, выделенных из федерального и областного бюджетов на выплату пособий, компенсаций, выплат, субсидий, индексации несвоевременно выплаченных пенсий и других социальных выплат отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области, согласно которому эти функции возложены на Департамент труда и социального развития Воронежской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2).

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998г. № 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 17 июля 1995г. № 713", посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Доводы представителей ответчика – КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» и Департамента труда и социального развития Воронежской области, изложенные письменных возражениях на иск, не могут быть приняты во внимание судом, т.к. опровергаются установленными по делу обстоятельствами. Регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания, отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета, а в данном случае в суде нашли подтверждение те обстоятельства, что истец постоянно проживает на территории Воронежской области с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время.

Оценив в совокупности представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения данного дела по существу, суд признает за истцом право на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка и обязывает КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» назначить ей единовременную денежную выплату при рождении ребенка – сына М., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, в размере <данные изъяты>.. Вместе с тем, учитывая, что установление факта постоянного проживания истца на территории Воронежской области произведено настоящим решением и отсутствовало на момент обращения истца за социальной выплатой, суд считает необходимым отказать истцу в признании незаконным отказа в выплате денежной компенсации.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 268 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Установить факт постоянного проживания Сокловской О.Е. на территории Воронежской области, а именно в <адрес>, на момент рождения сына М., ДД.ММ.ГГГГг.рождения.

    Обязать КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» за счет средств бюджета Воронежской области назначить Сокловской О.Е. единовременную денежную выплату матерям при рождении ребенка – сына М., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, в размере <данные изъяты>

    В остальной части иска Соколовской О.Е. отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                        С.В.Палагин

Решение изготовлено в окончательной форме 11.06.2013 г.

1версия для печати

2-363/2013 ~ М-344/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Соколовская Ольга Евгеньевна
Ответчики
КУВО "УСЗН г.Нововоронеж"
Другие
Департамент труда и социального развития Вооронежской области
Департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области
Суд
Нововоронежский городской суд Воронежской области
Судья
Палагин Сергей Васильевич
Дело на сайте суда
novovoronezhsky--vrn.sudrf.ru
29.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2013Передача материалов судье
30.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2013Судебное заседание
11.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2013Дело оформлено
10.09.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее