Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1552/2021 ~ М-1177/2021 от 14.05.2021

Дело № 2-1552/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2021 года      город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,

при секретаре Рохлиной А.А.,

с участием старшего помощника прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области Лимоновой К.О.,

представителя ответчика Михалина Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области в интересах Каторгиной Н.С. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании денежных средств,

установил:

прокурор Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области обратился в суд в интересах Каторгиной Н.С. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании денежных средств.

В обоснование заявленных требований указано, что Каторгина Н.С. состоит на Д учете у врача-онколога БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» с 02.08.2018 года, на учете в Орловском онкологическом диспансере с 2018 года, является инвалидом №*** группы (диагноз: <данные изъяты>).

В силу положений действующего законодательства, Каторгина Н.С. является федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов. 10.11.2020 и 08.12.2020 выписаны рецепты для обеспечения Каторгиной Н.С. препаратом «<данные изъяты>». 30.12.2020 Орловским онкологическим диспансером составлено и направлено информационное письмо в адрес Департамента здравоохранения Орловской области о необходимости обеспечения Каторгиной Н.С. препаратом «<данные изъяты>». Согласно направленной информации, суточная доза препарата для Каторгиной Н.С. составляет 400 мг, потребность в упаковках – 48. Несвоевременный прием лекарственного препарата ведет к увеличению риска прогрессирования заболеваний.

В настоящее время Департамент здравоохранения Орловской области проводит закупочные процедуры указанного лекарственного препарата, при положительном исходе и поставке препарата «Иматиниб» в Орловскую область, Каторгина Н.С. будет им обеспечена на основании выписанного рецепта. В связи с тем, что лекарственный препарат «<данные изъяты>» является для Каторгиной Н.С. жизненно необходимым, ей пришлось приобрести его за счет собственных средств: кассовый чек от 18.01.2021 на покупку «<данные изъяты>» капс. 100 мг № 120 на сумму 3 680 руб., кассовый чек от 18.02.2021 на покупку «<данные изъяты>» (аналог «<данные изъяты>») 100 мг. № 120 капс., на сумму 4 900 руб., кассовый чек от 22.03.2021 на покупку «<данные изъяты>» 100 мг 120 на сумму 5 500 руб., общая сумма затраченных денежных средств составила 14 080 руб.

Просит суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Каторгиной Н.С. лекарственного препарата «Иматиниб» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом. Взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области расходы Каторгиной Н.С. на приобретение льготного лекарственного препарата «<данные изъяты>» на общую сумму 14 080 рублей. Обратить решение суда в части своевременного обеспечения лекарственным препаратом «Иматиниб» к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 212 ГПК РФ.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области Лимонова К.О. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика по доверенности Михалин Д.А., не оспаривая право Каторгиной Н.С. на обеспечение лекарственным препаратом, возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то обстоятельство, что предоставление лекарства в льготном порядке не представилось возможным ввиду отсутствия достаточного финансирования.

Остальные участники процесса, извещенные надлежащим образом, не явились.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 6.1, п. 1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия по осуществлению закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, и организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 9, ч.ч.1,3 ст. 11 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской федерации. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. За нарушение требований ст. 11 данного федерального закона медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Пункт 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.12.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее -Федерального закона № 323-ФЗ) обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29.12.2004 N328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Порядок).

При этом, процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная пунктами 2.1 - 2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.

Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.

В судебном заседании установлено, что Каторгина Н.С. состоит на Д учете у врача-онколога БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» с 02.08.2018 года, на учете в Орловском онкологическом диспансере с 2018 года, является инвалидом №*** группы (диагноз: <данные изъяты>).

В силу положений действующего законодательства, Каторгина Н.С. является федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов.

10.11.2020 и 08.12.2020 выписаны рецепты для обеспечения Каторгиной Н.С. препаратом «<данные изъяты>», которые обслужены не были.

30.12.2020 Орловским онкологическим диспансером составлено и направлено информационное письмо в адрес Департамента здравоохранения Орловской области о необходимости обеспечения Каторгиной Н.С. препаратом «<данные изъяты>».

Согласно направленной информации, суточная доза препарата для Каторгиной Н.С. составляет 400 мг, потребность в упаковках – 48. Несвоевременный прием лекарственного препарата ведет к увеличению риска прогрессирования заболеваний.

В настоящее время Департамент здравоохранения Орловской области проводит закупочные процедуры указанного лекарственного препарата, при положительном исходе и поставке препарата «Иматиниб» в Орловскую область.

В связи с тем, что лекарственный препарат «<данные изъяты>» является для Каторгиной Н.С. жизненно необходимым, ей пришлось приобрести его за счет собственных средств: кассовый чек от 18.01.2021 на покупку «<данные изъяты>» капс. 100 мг № 120 на сумму 3 680 руб., кассовый чек от 18.02.2021 на покупку «<данные изъяты>» (аналог «<данные изъяты>») 100 мг. № 120 капс., на сумму 4 900 руб., кассовый чек от 22.03.2021 на покупку «<данные изъяты>» 100 мг 120 на сумму 5 500 руб., общая сумма затраченных денежных средств составила 14 080 руб.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена среди прочего организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

На территории Орловской области полномочием по осуществлению разработки и реализации государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участия в санитарно-гигиеническом просвещении населения наделен Департамент здравоохранения Орловской области (пункт 5.4 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399).

В пункте 5.7 указанного Положения на Департамент здравоохранения Орловской области возложено в частности полномочие по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

С учетом изложенного суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования, возложив на ответчика обязанность обеспечить Каторгину Н.С. лекарственным препаратом «Иматиниб» в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом.

Доводы ответчика об отсутствии достаточного финансирования не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы, не нарушены, так как, в силу ст. 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

При этом суд принимает во внимание, что Каторгина Н.С. нуждается в бесплатном обеспечении указанным лекарственным препаратом по жизненным показаниям, не была им обеспечена Департаментом здравоохранения Орловской области, несмотря на включение потребности истца в лекарственных средствах, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии вины Департамента здравоохранения Орловской области в причинении материальному истцу убытков в виде затрат на приобретение лекарственного средства в размере 14 080 рублей.

При изложенных обстоятельствах, с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Каторгиной Н.С. подлежит взысканию в счет возмещения затрат на приобретение лекарственных средств денежная сумма в размере 14 080 рублей.

Кроме того, суд полагает необходимым в порядке, установленном ст. 212 ГПК РФ, обратить к немедленному исполнению решение в части обеспечения Каторгиной Н.С. лекарственным препаратом «Иматиниб» в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом, так как вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья Каторгиной Н.С.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области в интересах Каторгиной Н.С. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании денежных средств – удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области бесплатно обеспечить Каторгину Н.С. лекарственным препаратом «<данные изъяты>», в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом по медицинским показаниям.

Обратить решение суда в указанной части к немедленному исполнению.

Взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Каторгиной Н.С. в счет возмещения затрат на приобретение лекарственного препарата 14 080 рублей.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения – 22.06.2021.

Судья                                  Ю.С. Самойлова

2-1552/2021 ~ М-1177/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ливенская межрайонная прокуратура Орловской области
Каторгина Нина Сергеевна
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
Другие
ГУП ОО "Орелфармация"
БУЗ ОО "Орловский орловский онкологический диспансер"
Департамент финансов Орловской области
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Самойлова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
14.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2021Передача материалов судье
18.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2021Подготовка дела (собеседование)
04.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2021Судебное заседание
22.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее